Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская рационалистическая философия XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)



Декарт является основоположником противоположному учению эмпиризма под названием рационализм.

Рационализм – отстаивает принцип теоретического изучения окружающей действительности, как основного.

Декарт ставит на 1 место разум, сведя роль опыта к простой проверке знаний.

Учения Декарта:

1. Учение о науки. Декарт разработал новое понимание науки, которое основывается на логике, аргументах и доказательствах. Критерием научного знания должно быть доказательство, имеющее четкую научную базу. В качестве примера Декарт рассматривал математику и ее законы. Философия должна избавится от тех проблем, которые не имеют однозначного ответа, а представлены в виде размышлений.

2. Учение о методе. Декарт считал, что основным методом может служить дедукция, суть которой состоит в разделение объекта мышления на простейшие элементы и в изучение этих отдельных элементов.

3. Учение об субстанции. Декарт в данном учение отстаивал принцип дуализма. Дуализм – это философское учение, считающее, что существуют 2 самостоятельные субстанции: материальная и духовная. Материальная делима до бесконечности, духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами или модусами. Духовная субстанция обладает мышлением, а материальная модусом протяженности. Высшей субстанции, по мнению Декарта, считается Бог, который имел духовную субстанцию.

В философии Нового времени большую разработку получила проблема субстанции, т.е. первоначало первоосновы. Кроме Декарта эту проблему решали Спиноза и Лейбниц.

Спиноза считается основоположником монизма, т.е. философского учения, признающего в качестве субстанции одну основу. Спиноза рассматривал Бога или природу, как единственно-существующее первоначала. Спиноза разработал пантеистический взгляд на Бога и природу. Бог им принимался, как результат слияния природы и духовного начала. Он есть нечто существующее, которое наделено разумом. Этот разум выражается, прежде всего, в природе.

Проблему субстанции также рассматривал Лейбниц. Он создал учение о множестве субстанции. Данное учение носит название плюрализм. Лейбниц считал, что в мире существует большое количество субстанции, которые он назвал монада. В последствии, им было создано самостоятельное учение о монадах под названием Монадалогия. Монады – это своеобразные «духовные атомы», обладающие при своей неделимости, протяженностью и неисчерпаемостью. Монады имеют свои свойства: протяженностью, изменчивостью, развитием и т.д. Существует так называемая высшая монада, которую он называет Богом.

Учение о человеке. Основу человека составляет свобода и необходимость. Философ считал, что мир превращается в простой механизм. Чувство необходимости дано человеку для того, чтобы продемонстрировать собственную волю. Воля дана человеку для формирования внутреннего стержня, как основу человеческой сущности.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...