Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-философские идеи Тхеравадцы и Махасангхики (мадхъямика и виджнянавада)



Все удивительное многообразие форм учения Будды развивалось и существует в двух (можно сказать, в трех, включая ваджраяну) основных направлениях. Согласно схеме, принятой в традиции махаяны, вся буддийская традиция подразделяется на хинаяну и махаяну. В свою очередь традиция тхеравада (хинаяна) не принимает этой схемы и наименования «Малая колесница». Тхеравадины полагают себя хранителями и носителями чистого, не искаженного учения Будды Шакьямуни.

Хинаяна. Хинаяна (Малый Путь, Узкий Путь [к освобождению]) — это не самоназвание направления. Малым Путем ее назвали сторонники Нагарджуны (II—III вв. н.э.), заложившего основы Великой колесницы буддизма. Хинаяна была представлена более чем 18 школами, из которых в наши дни существует тхеравада (санскр. «стхавиравада» — учение старейшин). Традиция тхеравады претендует на точную передачу учения Будды Шакьямуни.

Тхеравада — школа строгого следования правилам Винаи для монахов, поскольку считается, что только они входят в буддийскую общину. Для них Будда — существо, достигшее Просветления естественным путем в процессе духовного совершенствования, длившегося многие сотни рождений в различных формах жизни. Тхеравада выдвигает идеал достижения человеком состояния архата в результате постепенного исчерпания кармы. Широко используются медитативные техники випассана, шаматха и др. Тхеравада уделяет меньше внимания философским исканиям, чем буддизм махаяны. В каждой из стран распространения школа подразделяется на ряд подшкол и имеет культовые особенности, на которых сказались многовековые связи с местными религиями. Для современной тхеравады в отличие от махаяны характерен более простой культ.

В конце IV — начале III в. до н.э. сформировалась школа махасангхика (санскр. — сторонник большой общины). Первоначально расхождения адептов этой школы со старейшинами тхеравады были сформулированы в пяти пунктах несогласия с идеей «совершенной святости архата».

Махаяна. Возникновение махаяны (Великой колесницы, Широкого Пути к освобождению) обычно связывают с деятельностью Нагарджуны, часто именуемого Вторым Буддой. Появление учения Великой колесницы знаменовало собой новый этап развития буддизма. Махаяна вобрала в себя концепции хинаяны, дополнив и переосмыслив их. В махаяне были по-новому осмыслены концепции Срединного Пути, сущность дхармо-частиц потока сознания, нравственные идеалы и др. Махаяна выдвинула новые учения — о трех телах Будды, сознании-сокровищнице.

Бодхисаттвы махаяны. Если в хинаяне Путь к освобождению прокладывался личными усилиями людей, то в махаяне их в Пути поддерживали и сопровождали бодхисаттвы. В махаяне говорится о невозможности полного и окончательного освобождения в одиночку. Будды махаяны пребывают в нерушимом покое, являя собой объект созерцания, тогда как бодхисаттвы деятельны.

Учение о трех телах Будды. В махаяне проявляется множество будд: 35 будд покаяния, будды трех времен и десяти направлений, восемь будд медицины и т.д.

Мыслители Великой колесницы выдвинули положение сначала о двух, впоследствии о трех телах Будды (трикая). Единое, вселенское и вездесущее тело Будды (Буддхакая) (под Буддой подразумевается единство всего сущего) постигается существами трояко. Тело Закона (дхармакая) доподлинно постижимо только в состоянии Просветления (бодхи), которое является истинной природой, или пустотой всех дхармо-частиц потока сознания особи. Тело наслаждения (самбхогакая) созерцают мастера медитации и бодхисаттвы.

Мадхъямика, йогачара — школы Великой колесницы. Идеи праджня-парамита сутр легли в основу учения школы мадхъямика, основоположником и автором базисных текстов которой считается Нагарджуна. Мадхъямика разрабатывала учение о пустоте (шунья- вада). Пустота (шунъята) — результат уничтожения в индивидуальном сознании идейных доктрин, понятий, категорий (в том числе и буддийских). Это возможно, когда эпистемологические (направленные на познание) занятия подкрепляются йогическими, задача которых показать тождество Истинносущего и мира, нирваны и сансары. Мадхъямика рекомендует воспринимать мир несуществующим, иллюзорным, пустым, никак не связанным с неявленной, но всюду присутствующей сутью — космической плотью Будды. Религиозное познание в этой школе состояло в отказе от рационального.

ЙОГАЧАРА (санскр.), виджнянавада, филос. школа буддизма махаяны. Осн. идеи появились в 3 в. н. э. и получили отражение в «Ланкаватара-сутре». Конкретизируя буддийское представление о единственной значимости психического бытия личности и критикуя скептической и нигилистической тенденции мадхъямики, виджнянавада развивает идею исключительной значимости виджняны (чистого сознания, собственно разума): Виджнянаваде приписывают высказывание «все нереально, но факт сознания нереальности реален». Одновременно в школе йогачары получила распространение концепция алаявиджняны (сокровищницы сознания, букв.— «накопленного сознания»), своеобразного абс. сознания, имеющего, однако, природу не универсального, а индивидуального сознания (что соответствует общебуддийскому акцентированию на субъективном).

Особенностью виджнянавады является усиленное внимание, придаваемое медитативной, йогической практике, рассматриваемой как основное средство достижения «освобождения».

Стхавиравада ----------------------------Махасангхика------------------Вибхаджьявада

| |

|





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...