Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 12. Даосизм. Лао-цзы



Даосизм – это учение о Дао, китайское традиционное учение включающиеся в себя элементы религии и философии. В центре внимания даосизма – природа, космос и человек, которые постигаются не рациональным путем, а с помощью прямого проникновения в природу существования, слияния человека с природой. Основные категории даосизма: 1). Дао (букавально «путь»), бытие и изменения во Вселенной, воля Вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире. 2). Дэ – Добродетель, мораль, благодать, духовная мощь, данная свыше добродетель. 3). У-вэй – недеяние (дословно), осознание того, когда действовать, а когда нужно остановиться, осознать своё место в целом.

Философские сочинения даосизма датируются 5 в. до н.э., эпохой борющихся царств. Основоположником даосизма считается Желтый Император Хуан (Шан_ Ди. Лао-цзы – исторический основоположник, китайский мудрец. Ему приписывается книга «Дао-де-цзин» («книга о пути и добродетели»). Существование Лао-цзы предположительно относится к 4-3 вв. до н.э. В центре учения Лао-цзы – категория Дао, означавшая 2порядок, судьбу и закон жизни человека2. Лао-цзы изменяет эти древние представления, для него Дао – это недоступный человеку Абсолют, укорененный в вечности путь, который обуславливает все события и явления в мире. Смысл человеческого существования – понять Дао и слиться с ним.

Дао-де-цзин состоит из 2 частей: о Дао и о Дэ. По сути, концепция даосизма атеистическая, здесь нет понятия Бога, весь мир находится в спонтанном, не предопределённом движении, но эти движения обусловлены Дао и Дао непознаваемо, оно существует везде и во всем. Все находится в изменениях, которые связаны с мужским началом – Ян и женским – Инь.

Лао-цзы отвергает активность человека, всякая активная деятельность человека ведет к дисгармониию.

Чжуан-цзы последователь учения Лао-цзы несколько меняет концепцию даосизма. У него появляется фатализм, рассматривается субъективная безучастность человека, которую он понимает как избавление от эмоций, страстей и заинтересованности. Он утверждает, что ценность всех вещей одинакова, потому что во всех вещах заложено Дао. Истину познать невозможно. Вырабатывает метод постижения истины, несмотря на то, что скептически относится к истине. Это процесс забывания – ван, который начинается с забвения различий между истинностью и неистинностью, вплоть до абсолютного забвения вообще всего. В результате человек и мир образует единство, следовательно человек познает истину.

Со временем в даосизме выделяются 3 ветви:

- философский даосизм;

- религиозный;

- даосизм бессмертных.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 559 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...