Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 10. Понятия национальной и мировой религии. Индуизм



Национальные религии — религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.

Возникновение национальных религий связывается с процессом появления, становления, развития и существования нации.

Процесс образования наций был начат в период неолитической революции. Нации требовали своих идеологических обоснований, противопоставлений относительно других наций, а так как роль идеологии выполняла религиозная система, то ранние религии и местные культы становились началом для формирования национальных религиозных образований. К национальным религиям относят – индуизм (Индия, Непал), джайнизм (Индия), сикхизм (Индия), парсизм (Индия, Иран), конфуцианство (Китай, Корея, Япония), даосизм (Китай), синтоизм (Япония) и иудаизм (Израиль).

Мировыми считаются религии, которые преодолевают этнонациональные ограниченности и становятся доступными для восприятия любым человеком. К ним относятся буддизм, христианство и ислам.

В мировых религиях в более полном и законченном виде присутствует монотеизм, представления о едином Боге как творце мира и законодателя для людей. Автономная община как доминирующая форма религиозной организации на этапе национально-государственных религий сменяется более централизованной организацией - церковью, которая состоит из мирян и священнослужителей. Но главная особенность мировых религий заключается в их наднациональном характере. Люди соединяются в религиозную организацию как единоверцы, независимо от национальной, государственной, языковой или социальной принадлежности. Эта характерная черта мировых религий тесно связана с их особенностью: вера в единого Бога подразумевает именно то, что Он есть Бог для всех людей.

Индуизм — понятие появилось в 12-13 веках н.э., так мусульманские завоеватели называли индийскую религию. Сами индийцы называют ее Санатана-Дхарма («вечная религия, вечный закон»). Это не просто религия, это вся культура в целом. Отсутствует строгий пантеон богов, даже их количество неопределенно точно: либо 33, либо 333, либо 3309, 3339. Общим для всего в индуизме является культ священной коровы. В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: Шрути («услышанное») — наиболее значимые и древние богооткровенные писания, Смрити («запомненное») — дополнительные тексты, следующие авторитету шрути.

К Шрути относятся Веды и комментарии к ним. К Смрити – законы, обряды и мантры.

Насчитывается четыре Веды:

Ригведа — «Веда гимнов»

Яджурведа — «Веда жертвенных формул»

Самаведа — «Веда песнопений»

Атхарваведа — «Веда заклинаний»

Помимо Вед, существуют комментарии к ним:

1). Брахманы – сведения о ритуалах, о символике, о смысле обрядов.

2). Араньяки – сведения о тайнах ритуалах.

3). Упанишады – философские тексты, в которых рассматривается природа бога и понятие «атман» - божественная сущность в человеке.

Иногда комментарии включаются в состав Веди и тогда текст Вед обозначается термином – самхиты.

В основе индуиского пантеона лежит понятие «тримурти» - три форма, три лика. Это 3 бога, которые одновременно существуют и независимо друг от друга, и в тоже время объединяются в одном божественном существе. Тримурти нередко изображаются вместе: Брахма, Вишну, Шива.

Брахма – создатель, творец мира. Вишну – охранитель мира. Шива – разрушитель мира. Существует три цикла сюжетов: цикл Брахмы, Вишну и Шивы.

С образом Брахмы связаны представление о цикличности мира. Бытие и небытие мира определяются как день и ночь Брахмы. Брахма живет 100 космических лет (примерно 8 млрд. 640 млн лет).Один день Брахмы «кельпа» состоит из тысячи «махаюг», которые в свою очередь состоят из 4 юг, этапов: 1ая юга – благой, золотой век самый длинный, 4ая юга – самый плохой и короткий век.

Цикл Вишну связан с учением об аватарах Вишну. Аватар означает нисхождение, рождение бога в облике человека. Вишну самый человеколюбивый бог. Существует учение о 10 канонических аватарах: самые известные Рама и Кришна.

Цикл Шивы повествует о нем не как о негативном божестве, разрушения содержат в себе возможность созидания. Прежде чем создать что-то новое необходимо разрушить старое – вот основная концепция. Шива является наиболее почитаемым богом.

Существует 6 основных типов индуизма:

1). Народные верования

2). ведийский индуизм, основанный на священных текстах индуизма

3). ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.

4). направление йоги

5). Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям

6). Бхакти, или путь «любовного преданного служения богу»

Направления современного индуизма:

1). Шиваизм – традиция почитания Шивы

2). Вайшнави́зм – поклонение Вишну

3). Шактизм – поклонение Шакти – богине-матери

4). Смартизм – вера в единство божеств.

Основные верования:

Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.

Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары.

Йога в различных её направлениях.

Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями. Любые действия человека накладывают отпечаток на сознание и душу, формируют природу человека. Карма сплетает воедино понятие судьбы и понятие свободы воли. Конечной целью духовной практики является достижение нирваны. Разные направления индуизма по разному понимают сущность мокши и нирваны.

Осознание своего единства с богом

Осознание своих вечных взаимоотношений с богом и возвращение в Его обитель

Достижения чистой любви к богу

Осознание единства всего бытия

Осознание своего истинного «я»

Достижение совершенного умиротворения

Полная свобода от материальных желаний.

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из сансары, таким образом прекращая цикл перевоплощений[48][49]. Точное определение мокши даётся различными философскими школами индуизма по-разному. Например, адвайта-веданта утверждает, что после достижения мокши, атман прекращает своё существование как личность и сливается с безличным Брахманом. Последователи дуалистических школ двайты отождествляют себя как частички Брахмана, вечно обладающие индивидуальностью. После достижения мокши они ожидают попасть на одну из лок (планет) духовного мира, и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с богом (Ишварой) в одной из Его ипостасей.

История индуизма принято делить на 2 этапа:

1). Ведический – создание текстов вед и комментарий к ним. Ядро – сказание о происхождение мира «похтание океана»: боги и демоны взяли мировую гору и поставили ее на мировую черепаху, обернули вокруг него змея, боги взяли змея с одной стороны, демоны с другой, начали перетягивать, гора стала вращаться, океан «взбалтываться» - произошел мир.

2). Этический – возникновение учения о 4 закрытых кастах – жрецы, воины и аристократы, средний класс, нищие и отверженные.

Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре периода или стадии.

Брахмачарья — первый период жизни, стадия обучения.

Грихастха — семейная жизнь, работа.

Ванапрастха — уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира.

Санньяса — последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...