Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 9. Религиозные праздники, оракулы и мистерии Древней Греции



В определённые дни месяца и года, считавшиеся счастливыми, угодными богам, в эллинских полисах проводились праздники. Каждый полис имел свои праздники; у некоторых праздничными днями считалась большая часть года. Но существовали общеэллинские праздники, принимавшие форму игр в честь бога или героя, почитавшегося во всей Элладе. Наиболее прославленные игры проводились каждые четыре года в Олимпии в честь героя Пелопса.

Существовала легенда, что на открытии первых погребальных игр в честь Пелопса присутствовал Геракл, который одержал победу во всех видах состязаний. На время игр объявлялось священное перемирие и все дороги, по которым можно было добраться в Олимпию, считались находящимися под покровительством Зевса.

Праздник состоял из священнодействия и состязаний. Главные жертвы приносились Зевсу, Гере, а затем и другим богам и богиням. Победитель в Олимпийских играх считался человеком, отмеченным богом, поэтому он получал венок из священной оливы, росшей на храмовом участке, и пользовался у себя на родине божественными почестями.

Вторыми после Олимпийских игр по известности и великолепию считались Пифийские игры, посвященные Аполону, который, по преданию, учредил их в честь своей победы над Пифоном. Отсюда название игр. Проводились раз в 8, затем раз в 4 года. Игры включали те же виды состязаний, что и Олимпийские, но гораздо большую роль здесь играли соревнования в сфере искусства. Пальмовые и лавровые венки оспаривали музыканты, поэты, ораторы, актёры-мимы. При этом музыка, покровителем которой был Аполлон, звучала и во время гимнастических состязаний.

Истмийские игры устраивались в честь Посейдона, бога, которого почитали здесь раньше Зевса. В то время он ещё не был покровителем морской стихии. Победителей игр награждали венками из сосновых ветвей. Состязались в силе, музыке и пении.

Ещё одним общеполисным праздником были игры в Немейской долине, затем перенесённые в Аргос. Считалось, что они основаны семью героями, шедшими в поход против Фив; игры проводились в память сына древнего царя Ликурга, ужаленного змеёй, и посвящались Зевсу. Состязания в силе, выносливости и искусстве проводились каждые 2 года. Победитель награждался венком из сельдерея.

Ора́кул — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. Для удобнейшего обозрения оракулов ученые делят их на группы по способам, которыми были сообщаемы прорицания: Оракулы знаков, оракулы экстаза или вдохновения, где ответы были сообщаемы устами вдохновенного богом пророка; Оракулы сновидений, Оракулы вызова мертвых.

Оракулы знаков

Знаменитейшим и древнейшим из оракулов этого вида был Додонский. Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-Матери, которая в греческой традиции толковалась как богиня земли, Гея. Как и все, видимо, древнейшие оракулы он был связан с хтоническим культом: жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба.

Оракулы экстаза или вдохновения

Все оракулы этого вида, по своему значению стоявшие гораздо выше оракулов знаков, были посвящены Аполлону, богу света, которому приписывалось свойство просветлять души людей и приводить их в вдохновенное состояние, в котором они произносили слова, считавшиеся ответом самого бога на предложенный ему вопрос. К таким оракулам относится Дельфийский оракул. Наиболее знаменитый и авторитетный оракул античного мира. Его истоки тоже хтонические, что нашло отражение в мифе об истреблении змея Пифона богом света Аполлоном, которому впоследствии и было посвящено это прорицалище. Жрица, называемая пифией, вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз, а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования. Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы. Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям.

Оракулы сновидений

Прежде всего стоит упомянуть о святилищах Асклепия, в которых больные проводили ночь) и во сне получали предсказания о своем здоровье. Таких святилищ было много в разных местах Эллады. Эти святилища преимущественно находились в таких местах, которые отличались природными целительными свойствами, как, например, целебными водами, особенно здоровым воздухом, богатой растительностью и т. п. Находившиеся при святилищах жрецы были вместе с тем и врачами.

Оракулы вызова мертвых

Использовались для вызова душ умерших для того, чтобы давать откровения живым.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...