Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
nā ‘nandaḿ na nirānandaḿ na calaḿ nā ‘calaḿ sthiraḿ
na sannā ‘sanna caiteşāḿ madhyaḿ jñānimano viduh (10)
ВАСИШТХА продолжал:
О, Рама, чувство выполнения действия (понятие «я делаю это»), вызывающее и счастье, и несчастье, или создающее состояние йоги, является ложным в глазах мудреца; однако для несведущего оно реально. Ведь что является источником такого понятия? Такое понятие возникает, когда ум, подстрекаемый предрасположенностью, пытается обрести что-либо; тогда происходящее в результате действие приписывается человеку. Когда то же действие ведет к ощущению его плодов, возникает понятие «я получаю это». На самом деле оба понятия являются двумя ликами (фазами) одного понятия.
Выполняет ли человек действие, или нет, в раю он или в аду, какие бы ни были психологические обоснования, это «я» ощущается умом. Поэтому для несведущего и обусловленного человека существует понятие «я делаю это», когда он делает что-то или не делает ничего; но такое понятие не возникает у человека просветленного или необусловленного. Когда познана истина в отношении этого, обусловленность ослабевает, и потому мудрый человек, даже действуя в этом мире, не заинтересован в плодах тех действий. Он позволяет действиям происходить в его жизни, не привязываясь к ним; и какие бы ни были результаты действий, он расценивает их как не отличающиеся от его собственного «я». Но не такое отношение того, кто погружен в умственные состояния.
Только то является действием, что выполняет ум: поэтому только ум является исполнителем действия, а не тело. Только ум служит проявленностью мира; этот мир возник и покоится в уме. Когда объекты, а также и ощущающий ум, пребывают в покое, остается только сознание.
Мудрый говорит, что ум просветленного не находится ни в состоянии блаженства, ни лишен блаженства, ни подвижен, ни статичен, ни реален, ни нереален, но находится между этими двумя суждениями. Его необусловленное сознание играет свою роль в проявленности мира, будто в спектакле. Поскольку именно умственная обусловленность (которая существует у несведущего) определяет природу действия и ощущения, и поскольку она отсутствует у просветленного, то последний пребывает в вечном блаженстве. Его действия являются не-действиями. Поэтому он не навлекает на себя ни заслуги, ни пороки. Его поведение подобно поведению ребенка; и, даже если кажется, что он страдает, на самом деле он не страдает. Он совершенно не привязан к проявленности мира и действиям ума и чувств. Его даже не занимает ни понятие освобождения, ни понятие зависимости. Он видит «я», и только «я».
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!