Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Великая Ассирийская военная держава в 1-м тыс. до н.э.. 8 страница



Духовная культура Китая отличается глубокой самобытностью и специфичностью; она весьма отличается от индийской культуры. Исследователи полагают, что в силу географического положения Древний Китай был поставлен в более обособленное положение, чем другие древневосточные цивилизации. Это обусловило основной принцип развития китайской цивилизации - замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская стена, заложенная Цинь Шихуанди. За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 километров при высоте в 10 метров и ширине в 8 метров.

Социальная этика и административная практика всегда играли значительно большую роль в китайском обществе, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца - его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, стремлению индивида раствориться в Абсолюте, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.

Важнейшей особенность древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличии от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях.

Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал.

В Китае высшим божественным началом считалось Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.

Деление всего сущего на два начала было в Китае едва ли не древнейшим принципом философского мышления. Инь-ян - это деление всего сущего на два противостоящих начала, мужское и женское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким, сильным. Женское инь было связано с луной, со всем темным, мрачным и слабым. Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали.

Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основных традиций китайской цивилизации и подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием конфуцианства.

Конфуций (551 - 479 г.г. до н.э.) - его имя - латинизированная версия имени Кун-Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается одним из первых китайских философов. Известно, что он сначала был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Личность, по мысли Конфуция, является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Большое значение имела категория порядка как образцовой идеи. Порядок устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совер-шенного человека (Цзюнь-цзы), бескорыстного рыцаря безупречной мо-рали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (И), гуманности (ЖЕНЬ), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ЛИ) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности - СЯО). Понятие гуманности (ЖЕНЬ) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множест-

во качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бес-

корыстие и т.п.

Чувство долга (И) продиктовано внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Кроме того, в понятие (И) включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать муд-

рость древних.

Термин "ЛИ" использовался в древнекитайской лексике задолго до Конфуция. Тем не менее именно Конфуций возвеличил правила - ЛИ до уровня высшей и совершенной ритуально - этической нормы. ЛИ в китай-

ской традиции и тем более в конфуцианстве - правила поведения, социальная норма, ритуально оформленный моральный кодекс.

Благородный муж должен был еще обладать и вэнь. Термин "вэнь" используется для обозначений понятий "Литература", "Культура". Конфу-

ций связал этот термин с письменной традицией народа, его духовной культурой. Вэнь - это то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться овладеть культурой предков.

Как отмечается в сборнике изречений Конфуция "Луньюй", "Цзюнь-цзы" - это "человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвещает служению высоким идеа-лам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он может спокойно умереть вечером".

Последователи Кун Фу-цзы защищали и развивали его идеи. Во время правления династии Цинь учение было запрещено, истребляли его сторонников. В эпоху династии Хань учение приобрело большой авторитет и превратилось в государственную идеологию, религию. Вплоть до новейшего времени Конфуций почитался мудрецом и первым учителем.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом в истории этого учения. Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели. Но, как это нередко случается, позднее, с превращением его учения в официальную догму, на передний план выступила не суть, а внешняя форма. Многочисленные последователи и почитатели Конфуция стали видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности и благородства, сколько внешнее оформление благопристойности. В эпоху Хань был составлен свод правил внешней учтивости и церемониала. В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. Выйти за пределы этих рамок было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика китайское конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности в ребенке с детства. С первых лет жизни человек привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленым и обязательным для всех.

Конфуций призвал современников следовать идеальному образцу цзюнь-цзы. И предложил начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье и обществе ("пусть отец будет отцом, а сын - сыном"). Он создал свою модель общества и наделил её, наряду с категорией "жэнь" другими понятиями, все эти понятия были пронизаны жэнь и направлены на поддержание нравственного здоровья общества. А сама модель представляла собой духовный каркас общества, способный противостоять таким постоянно возникающим явлениям, как корысть, эгоизм, жестокость, неземная жажда власти и доносительство.

Одно из этих понятий - "сяо" (сыновняя почтительность) проходит красной нитью через все суждения Конгфуция об идеальном обществе. Это понятие призвано сыграть цементирующую роль в устанавливаемых нормах поведения людей. Исполнение прижизненных желаний отца, неу-коснительное следование его пути должно было установить прочную связь между поколениями, связь с традицией, уважение к традициям своей семьи, а через нее - и к культурным традициям всего китайского этноса. Социальные отношения, по Конфуцию, являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальни-

ка такие же, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему.

Конфуций вошел в историю мировой культуры в первую очередь как великий моралист, так как моральные заповеди Конфуция действительно оказали огромное воздействие на Китай. Однако целью его отнюдь не было восстановление морального стандарта как такового, для него это бы-

ло лишь средством реализации более высокой и значимой цели – устано- вления справедливого социального строя. Основные принципы такого социального порядка сводились к тому, чтобы старшие всегда были навер- ху, а младшие снизу, т.е. старшие обладали неоспоримым правом распоря- жаться и руководить: "Пусть государь будет государем, подданый – под-даным, отец - отцом, сын - сыном", т.е. все должны твердо знать свое место и обязанности. А незыблемость такого строя должна гарантировать мудрая политическая администрация. У Конфуция нет четкой и подробной схемы управления, но он выдвинул и разработал ряд принципиально но-вых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государст-венности. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образца китай-ского бюрократа. Конфуций и сформированная им доктрина оказали ог-ромное влияние на Китай. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству китайское государство и общество смог-ли просуществовать свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде.

Одновременно с учением Конфуция возникла философия даосизма. В центре учения Дао, противостоящего конфуцианству, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанности и долга и вернуться к жизни, близкой природе. Основателем даосизма считается Лао-цзы («Старый учитель»), в источниках нет достоверных сведений о нем. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао-пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.

В философии Лао-цзы Дао - невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира, и управляющий им. Отсюда вытекает принцип следования Дао, то есть поведения, согласующегося с дао (природой) человека и дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие, приводящее к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Даосизм отвергает какое либо усилие человека по изменению общества: "Если кто хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача, Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же •кто хочет манипулировать им, уничтожить его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его". Соблюдение "меры вещей" является для человека главной жизненной задачей. Одно из главных требований Дао по отношению к человеку составляет "недеяние" ("увэй"). Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения "меры" является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.

Согласно даосизму, поведение мудреца характеризует отход в сторону, отстранение. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радакально противоположно конфуцианской концепции "благородного мужа", который должен упражняться в обучения и управлении другими. Даосизм разработал специальную технику сохранения внутреннего покоя, сосредоточенности, владения собой в экстремальных ситуациях, ориентирует на развитие в человеке способности к интуитивному постижению мира.

Религиозный даосизм, возникший во ll в. н.э., легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон, наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда), входили многие божества и герои. Для обожествления не требовалось ни специальных сборов, ни официальных решений. Любой незаурядный чиновник, оставивший о себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы, в связи с этим, не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Даосизм включал в себя все древние культы и суеверия, всех божеств и духов.

Даосизм обещал бессмертие. Тело человека подобно вселенной. Организм - скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия противоположностей. Стремящийся к достижению бессмертия должен создать для этих духов хорошие условия. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства.

Даосская религия за свое почти двухтысячелетнее существование не создала стройной церковной структуры, и это в условиях конфуцианства было оправданным: организационная слабость религиозного даосизма вне его общин и сект способствовала проникновению этой религии во все поры китайского общества. Одна из ветвей даосизма позже сблизилась с буддизмом, который стал проникать в Китай в IV-V веках. Даосизм занимал в Китае скромное место, не оспаривал лидерства конфуцианства. В периоды больших потрясений он выходил на передний план, проявляясь в народных взрывах.

Древний Китай вошел в мировое искусство прежде всего своей бронзой (бронзовыми сосудами). Культура бронзы формируется еще в эпоху Шан и, развиваясь в последующие периоды, воплощает в себе ярко выраженные чертынационального стиля. В Цинь-Ханьский период были заложены основы китайской архитектуры и изобразительных искусств. Именно тогда сложились принципы стоечно-балочной конструкции с системой «доу-гун» - многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня - пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

В целом, Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для культурного развития Китая и всей Восточной Азии имела почти то же значение, что и греко-римский мир для Европы. Китайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая. Культурная традиция Китая оказала значительное влияние на культуры Японии, Кореи, Вьетнама, в которых нашли широкое распространение идеи конфуцианства.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...