Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Великая Ассирийская военная держава в 1-м тыс. до н.э.. 2 страница



Треть могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой и великой. Столицами Ассирии были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока.В художественной империи Ассирии - как и во всём Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.В 7 веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержавшую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всём Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной степени касавшиеся всего Двуречья. Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика - этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

6. Мифология Месопотамии

Древнейшие мифы Двуречья - это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах. Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.Представление о мироустройстве у шумеров происходит из того, что первоначально всё то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавила в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего - Намму, которая произвела из себя Ана («небо») и Ки («земля, низ») и поселила их раздельно. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль - бог воздуха и ещё семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги процветания. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали её. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо виде твердого небесного свода, а Энлиль опустил плоское подножье в низ, и появилась земля - «плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана». Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур, где повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны - Нанна. Энки - владыка пресноводного подземного океана, ему предписывается начало землетрясения. Миф об Энки говорит: «До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами- не пройти через неё, не проскакать. Не было ни какого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провёл по земле первые борозды и засеял их зёрнами. C развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов - покровительство городам и ремёслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя.

15.Малая Азия страна и население.Источники и историография Древнейшей период ее истории

Малая Азия — это полуостров, омываемый несколькими морями (Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным) и отделенный от Европы узкими проливами — Босфором и Дарданеллами. Восточная часть полуострова представляет собой степное плоскогорье, окаймленное горами, среди которых выделяются Северо-Понтийские горы, Тавр и Антитавр. Реки здесь, за исключением Галиса (совр. Кызыл-Ирмак), невелики. Западная часть Малой Азии характеризуется изрезанным побережьем, изобилующим удобными бухтами. Горы чередуются с долинами сравнительно крупных рек (Герм, Пактол, Меандр, Каистр и др.). Эти реки славились как золотоносные. Природные богатства Малой Азии составляли леса и полезные ископаемые. Особенно славились киликийская сосна и кедр. В горах с очень раннего времени добывали золото, серебро, свинец, цинк и медь. Встречались метеоритное железо и залежи железной руды. Горы давали также обилие строительного камня, встречались обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюда, горный хрусталь, оникс. Во многих озерах добывали соль. Промежуточное положение Малой Азии между Европейским и Азиатским материками определило ее важную роль в развитии торговли, древних культурных связей и в этнических перемещениях. К числу древних обитателей Малой Азии относятся жившие на востоке племена хати (хаттов, «протохеттов»). Анализ их языка указывает на его родство с абхазо-адыгскими языками Кавказа. К этой языковой группе принадлежали, по-видимому, и племена касков, активизировавшихся в XVI— XIII вв. до н. э. на северо-востоке полуострова. На юго-востоке Малой Азии в конце III —начале II тысячелетия до н. э. жило хурритское население. В III тысячелетии до н. э. в Малой Азии широко расселяются пришельцы, говорившие на языках анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи. Некогда все они составляли этническое единство в Балкано-Дунайском регионе, но в ходе так называемых «курганных» миграций северопричерноморских кочевников (конец V — середина III тысячелетия до н. э.) их судьбы разделились. Одна их часть (лувийцы) в середине III тысячелетия вторглась в Малую Азию с запада, а другая («хетто»-палайцы) оказалась отнесена далеко на восток, к Кавказскому хребту, затем перевалила его и через Армянское нагорье вышла в Малую Азию в последние века III тысячелетия до н. э. Возможно, что появление «хетто»-палайцев на Ближнем Востоке было связано с нашествием северных варваров «умманманда» на Закавказье и Месопотамию, имевшим место в XXIII в. до н. э. Впоследствии в рамках «хетто»-палайской общности обособились собственно палайцы на Верхнем Галисе и «хетты» (или «клинописные хетты») на Среднем и Нижнем Галисе. Самоназвание последних неизвестно до сих пор. «Хеттами» (собственно, «людьми страны Хатти») они стали называть себя только по занятой ими стране аборигенов-хатти и не ранее XVII в. до н. э. До того они именовались «неситами» и тоже по занятому ими городу Канишу-Несе (Кнесе). Тем временем в Западную Малую Азию ок. 1800 г. до н. э. вторглись иллиро-фракийские племена, основавшие в центральной части региона систему царств Арцавы, но вскоре смешавшиеся с покоренными ими лувийцами. Собственно лувийская государственность была оттеснена в горы к северу и югу от царств Арцавы. В конце XTV—XIII в. до н. э. происходит частичная карийскоахейская колонизация юго-запада Малой Азии, а в XIII—X вв. в Анатолию несколькими волнами вторгаются фрако-фригийские племена с Балкан, коренным образом изменившие течение истории региона. Наконец, в конце VIII —середине VII в. до н. э. Малая Азия подвергается нападению ираноязычных кочевников-киммерийцев и скифов из-за Кавказа. Таким образом, благодаря своему месту в системе основных миграционных путей Анатолия сделалась настоящим «заповедником» различных этносов древности, попадавших сюда из всей циркумпонтийской зоны. 16.Источники и историография Хеттского царства. Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии до н. э., практически не нашла отражение в античных источниках (исключая греческие предания о малоазиатских амазонках микенского времени, судя по всему, подменяющих реальных хеттов). В Библии имеются лишь упоминания о «хеттеях» в Сирии — Палестине. Египетские же источники говорили о великом царстве «Хета», расположенном к северу от сирийских рубежей Египта в эпоху Нового царства. Наконец, в 1906 г. Г. Винклер, приступивший к раскопкам Богазкёя, открыл здесь хеттскую столицу Хаттусу. Уже в первый сезон была сделана сенсационная находка — клинописный вариант хетто- египетского мирного договора. Архив Богазкёя состоял из десятка тысяч табличек на нескольких языках Ближнего Востока. Клинопись давно уже научились читать, но сам язык большей части текстов оставался непонятным, пока в 1915 г. чех Б. Грозный не определил его индоевропейский характер. Это открытие имело огромное значение как для востоковедения, так и для индоевропеистики, поскольку хеттский язык оказался самым древним письменным языком индоевропейской группы, известным науке. Первый, наиболее бурный период развития хеттологии (до середины XX в.) был связан с трудами Э. Вайднера, Э. Форрера, а позднее и А. Гетце, давшего в итоге общий очерк истории древней Анатолии. Как обычно, в работах западных исследователей особое внимание уделялось военной и династийной истории. Общественный строй хеттов описывали как феодальный, основываясь на сходстве ряда социальных институтов (условные держания, повинностное землевладение и т. п.). Эта линия исследований была активно продолжена в послевоенный период (X. Оттен, О. Герни, С. Хайнхольд-Крамер). Другое направление послевоенной историографии связано с углубленным изучением «иероглифических хеттских» («позднехеттских») надписей Юго-Восточной Малой Азии и Сирии (исход II — начало I тысячелетия до н. э.). Их язык оказался лувийским, а содержание позволяет рассматривать историю местных княжеств как заключительный этап истории хеттов. Для последних десятилетий характерен быстрый рост археологических исследований (особенно надо отметить находки клинописного архива в Масате и памятников истории хеттского удельного царства Тархундасса на юге Малой Азии), внимание к роли хурритов в хеттской истории и подъем турецкой хеттологии. Отечественные хетгологи (Г.Г. Гиоргадзе, В.Г. Ардзинба, Г.И. Довгяло) занимаются преимущественно проблемами социально-экономического и политического строя хеттов.

17.Ванское царство(Урарту)и государства Закавказья

Ванского царства (Урарту) И РАННИЕ государствами Закавказья На Армянском нагорье и Закавказье природа не слишком шедра для земледельца Тамошняя земля основном сухая и каменистая Природно-климатические условия Лишь в долинах рек Аракса и Арацани существовали обширные плодородные участки - Араратская равнина и Мушська низина Были там и степи, что переходили в полупустыне, и горные цепи с заснеженными вершинами, и озера с соленой водой (Урмия, Ван и др.) и высокогорное пресноводное озеро Севан Горные склоны покрывали луга и отчасти леса Горы надежно защищали население от вражеских нападений, делали эту территорию ва жкодоступною даже для ассирийцыйців. Основными природными богатствами Армянского нагорья и Закавказья были камень, металлы (медь, железо, свинец, олово), леса Население, таким образом, мало прекрасные условия для развития металлургии Состояние источниковой базы Основную информацию о Урарту содержат анналы ассирийских царей (Адад-нерари 1, Салмана-сара И Тукульти-Нинурты И, Тиглатпаласар И, Ашшур-нацир-апал II, Салманасара III, Тиглатпаласар III, Саргона а 11), вопрос царя Асархаддон а к оракулу, сообщения ассирийских шпионов т.д. урартского материал присутствует также в пизньовавилонських документах, в Библии, в Бехистунской надписи Дария И тощо. Важные данные о внешнеполитической деятельности и внутреннюю политику царей Урарту содержатся в лаконичных и трафаретных урартских клинописных надписях на каменных стелах, строительном камне, скалах, др. Нодия - на металлических изделиях (эти надписи составлены урартского или ассирийского языках) По своему стилю урартские надписи близки к ассирийскимх. Первые археологические находки на территории Урарту и Закавказья было сделано в конце XIX в, однако основные археологические открытия в этом регионе пришлись на 30-е годы XX века и послевоенный период А Археологи раскопали урартского центр Тейшебаини (современный Кармирблур вблизи Еревана), город Аргиштихинили, крепость Эре-Буни (пригород Еревана), ряд других урартских городов-крепостей В Западной Грузии они раскопали в 40-60-х годах Колхиду, которую греческие мифы связывали с аргонавтами, а на территории Армении - храм и остатки крепостной стены Хорошие - летней резиденции армянских царей I в н е Сто совно сельских поселений на Армянском нагорье и Закавказье, то их исследование пока что - дело майбутньогутнього. Отдельные упоминания о древнем Закавказье есть в поэме Аполлония Родосского \"Аргонавтика\", в трудах Геродота, Ксенофонта Ктесия, Патрокла, Страбона, Тацита, Плутарха, Иосифа Флавия, Диона Кассия, Плиния Старшего ого, Птолемея и других античных авторев.

Источником исторических сообщений о Древней Армении также сирийская литература (сирийцы контактировали с армянами конце античной эпохи - на пороге средневековья), греческий христианская литерат тура (Евсевий) и литература армян (Моисей Хоренский) Древняя Грузия изображается ее историографией (хроники \"Обращение Картли\" и \"Сказании о царях Картли\").

Образование Ванского царства Земледельцы и скотоводы еще в V-ю тыс. до н.э обжили долины рек урата Аракс В III тыс. до н.э на Армянском нагорье и Закавказье распространилась ранньобронзова культура - куро-аракська Тогдашнее население уже жило в сравнительно многолюдных поселениях, нередко защищенных стеной, занималось вы ишиванням, скотоводством (скот пасли высоко в горах), производством орудий труда, оружия и украшений конце II тыс. до н е местное население освоило железное производство тех пор боевые дружины пле минных вождей оснащались железным оружием Вокруг озера Урмия (территория нынешнего Ирана) появились небольшие города-государства, населенные, пожалуй, хурритами (в этот регион в первой половине II тыс. до н е прибыли также индоевропейцы) Вблизи озера Урмия, между западными и восточными хурритами, основали свои государства и культурно родственные им урарты сильными урартского государствами были Муцацир - центр честь бога неба Халди, в храме которого урарты короновали на царство своих обладателей и хранили казну, и Тушпа (ныне м Ван) - культовый центр бога солнца Шивинга сонця Шівіні. Ассирийские источники XII века до н.э свидетельствуют существование в \"странах\" или \"стране\" Наири, т.е. на территории от восточных границ Анатолии в центральной части гор Западного Ирана, нескольких десятков \"ца аров \"(племенных вождей) и\" цариц \"(жриц, которые сопровождали вождей в походах), В XI века до н.э с племенного союза Наири образовались два племенных объединения: Урарту (находилось на территории Армении Турции и Ирана, местное население называло его Биайнили) и Муцацир УIX века до н.э с племенного объединения образовалось государство Урарту, первым царем которого был Арам (864-845 гг до н эрр. до н. е.). урартского царь Сардури I (835-825 гг до н э), видимо, сделал своей столицей город-крепость Тушпа Он титуловал себя \"царем царей, которому все цари выплачивают дань\", тем самым бросив вызов соседней Ас ссирии Свои владения Сардури И расширил до озера Урмия, объединив в одно государство тамошние мелкие княжества и Муцацицацір. Обладатели молодой (и, видимо, из-за того достаточно агрессивной) Урартского государства строили храмы и дворцы, организовывали царские и храмовые хозяйства для разведения овец, крупного рогатого скота и коне е. Чтобы сплотить урартские племена идеологически (в государстве, кроме урартов, проживали также лувийцы, протовирмены, хурриты, протогрузины т.п.), правительство осуществило определенную централизацию культа - выделил из пестрой того конгломерата богов трех важнейших: Халди, Шивини и бога грома и дождя Тейшеба. Организованное на ассирийский вроде урартского войско бросило вызов ассирийском военной мощи - захватило земли южнее озера Урмия, пытаясь обойти Ассирию с фланга Завоеванные территории ура арты, конечно, грабили, однако, в отличие от ассирийцев, несколько покидали и туземному населению, чтобы иметь у себя надежные тылы В Урарту гнали скот и - голыми, в шейных колодках - военнопленных - преимущественно женщин и мальчиков (из последних потом делали евнуховв).

18.Сирия,Финикия и Палестина в древности

Восточное Средиземноморье — Сирия, Финикия и Палестина — в I тысячелетии до н. э. значительно изменилось. Подобно тому как Северная Месопотамия была в конце II — начале I тысячелетия наводнена кочевыми племенами — так называемыми арамеями, так была наводнена кочевниками и Сирия. Здесь складывается вдоль торгового пути из Малой Азии в Египет ряд небольших номовых государств с лувийскими или арамейскими династиями — Сам'аль, Арпад, Каркемиш (возможно, именно он назван в Библии «Арам-Нахраин»), Дамаск, Хамат и др., упорно боровшиеся за гегемонию, а под влиянием ассирийской угрозы объединявшиеся в союзы.Но кочевое влияние не перешло за Ливанские горы, и его не испытали финикийцы; население Финикии осталось ханаанейским, и хотя время от времени города здесь тоже образовывали союзы, а иногда более крупные города подчиняли себе более мелкие, но все же в основном Финикия XI—VI вв. до н. э.— это страна городов-государств: Арада, Цимирры, Библа (с Беритом, совр. Бейрутом), Сидона (ныне Сайды) и Тира, не считая еще непрочных и более мелких городов-государств.Города Финикии жили ремеслом (резьбой по дереву, изделиями из стекла, особенно окраской тканей в пурпурный цвет) и экспортом леса, но главное место занимали морское пиратство и торговля. Ведущая роль вначале принадлежала древнейшему финикийскому городу — Библу (имеются царские надписи с XIII (?) по XI в. до н. э.), но затем она перешла к более южному Сидону. В гомеровских поэмах финикийцы называются сидонянами и изображаются скорее пиратами, чем торговцами.Уже в X в. до н. э. при Хираме I большую роль начинает играть Тир. Колонизационная деятельность на Средиземном море и союз Хирама с Соломоном, царем Израиля, открывают Тиру торговые пути как на запад, так и на юг по Красному морю. Библия рассказывает о торговле со страной золота Офир, о местоположении которой издавна ведутся споры; по наиболее убедительной теории Офир отождествляется с индийским портом к югу от Бомбея, куда финикийские корабли могли проникать с летними муссонами, а возвращаться с зимними.Поскольку Тир находился на прибрежном острове, его местоположение было выгодным в эпоху ассирийских завоеваний VIII—VII вв. Ассирийские цари неоднократно пытались завладеть Тиром, захватывали его пригород на материке, но Тир всякий раз откупался данью. Иной раз ассирийцы навязывали Тиру неравноправный договор, но и в таком случае для Тира сохранялась возможность морской торговли. В VII в. то Сидон подчинялся Тиру, то Тир — Сидону, но в конце концов Тир одерживал верх.В начале VI в. Тир в течение 13 лет осаждали вавилонские войска Навуходоносора II, но Тир опять откупился данью. К этому времени относятся интереснейшие речи против Тира иудейского пророка Езекиила, подробно описывающие торговлю и торговые связи Тира. В период господства Ахеменидской державы финикийские города пользовались самоуправлением и последовательно поддерживали персов против своих соперников на море — греков.Финикийские города имели монархическо-олигархическое (иногда, возможно, республиканско-олигархическое) управление. Есть известия о кровопролитном, возможно, рабском восстании в Тире IX (?) в. до н. э.; можно предположить, что оно было связано с тем внутренним социальным напряжением, которое повлекло за собой и выселение колонистов на Кипр и в Африку — Утику, Карфаген и другие колонии. О колонизационной деятельности тирян и других финикийцев см. подробнее в томе «Ранняя древность». Здесь отметим лишь, что кроме Кипра, центрального и западного Средиземноморья тиряне проникли и на побережье Палестины, где имели опорные пункты в Доре и Иопии (ныне Яффа, пригород Тель-Авива); они обладали довольно прочными позициями в Египте, где у них имелся свой квартал в Мемфисе. Из Египта финикийские мореплаватели, покровительствуемые фараоном Нexo II, совершили около 600 г. до н. э. путешествие вокруг Африки из Красного до Средиземного моря.Культура и религия финикийцев, которые были ханаанеями, мало отличались от того, что рассказано в томе «Ранняя древность». Искусство их находилось под сильным влиянием Египта. От когда-то, вероятно, богатой финикийской литературы не сохранилось ничего, кроме скудных отрывков в поздних греческих пересказах.Южнее мыса Кармел на побережье Палестины находилось филистимлянское пятиградье — Газа, Ашдод, Аскалон, Аккарон и Гат. Расцвет филистимлянских городов падает на конец II тысячелетия до н. э., когда они участвовали в средиземноморской и южноаравийской торговле. Возвышение Тира и захват Израилем в X в. выхода к Красному морю привели к их упадку, но оти все же (хотя и неоднократно подчинялись то Египту, то Ассирии) сохранили автономию вплоть до времени Навуходоносора II. Свой язык филистимляне, вероятно, уже не сохранили, а говорили по-финикийски или по-еврейски (оба языка близкородственны).На территории нынешней Иордании находились государства Аммон и Моав — восточнее Мертвого моря и Эдом (или Идумея) — к югу от него. Говоры их населения были близки к древнееврейскому языку, но жители их поклонялись другим богам (особенно Аммон и Моав). Открытые набегам из пустыни, опи никогда не играли большой политической роли. Возможно, на границе Эдома и Иудеи возникла замечательная трагико-дидактичесссая поэма «Книга Иова», а отдельные куски, вошедшие в библейскую «Книгу притч», могут происходить из Аммона или Моава.Но из чисто сухопутных государств Восточного Средиземноморья наибольшую политическую роль играли Иудея и Израиль

19.Географическая среда и население Древнего Ирана

В древнейшие времена в Западном Иране жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие малоизвестные нам племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках. Однако сведения об этих языках очень скудны, за исключением эламского. Эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидийским племенам. Возможно, в IV—III тысячелетиях до н. э. племена, родственные дравидам и эламитам, были распространены довольно широко, и к их числу принадлежало древнее население юго-запада Средней Азии. Позднее в этот регион проникают народы индоиранской языковой ветви, называвшие себя ариями. От их имени происходит и само название Иран — сокращенная форма от Арианам —«страна ариев». В Иране и Средней Азии прочно утвердились племена иранской языковой группы, тогда как индоязычные арии продвинулись дальше, на территорию Индостана. Повсюду в этих регионах происходила ассимиляция местных племен и переход их на иранские диалекты. Начиная с первой трети I тысячелетия до н. э. ираноязычное население проживало на значительной части Ирана и Средней Азии. Уже на наиболее ранней стадии развития иранских языков, именуемой древнеиранской языковой эпохой и завершившейся в IV—III вв. до н. э., выделяется группа западноиранских диалектов, на которых говорили, в частности, мидий-цы и персы, и группа восточноиранских диалектов, распространенных у населения оседлых областей Средней Азии (Бактрии. Согда, Хорезма) и у их кочевых соседей — сакских племен.Источники и историография Древнего Ирана. Отдельные периоды истории Ирана обильно документированы самыми разнообразными письменными источниками. Древнейшие из них освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языкахПрирода и население. Иран представляет собой обширное нагорье, центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль окружающих нагорье горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбруса. К нему примыкают Туркмено-Хорасанские горы, северное ответвление которых проходит уже по территории Средней Азии и носит название Копетдаг. С запада и юго-востока нагорье ограждают Загрос и Южно-Иранские горы. В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках растет ячмень в диком виде и до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Ирана земледелие требует искусственного орошения, для этого используются все водные ресурсы — и небольшие речки, и сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана — Хузистан, где протекают реки Карук и Керха, а сухой субтропический климат и плодородная почва дают возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра.

20.Древние государства Элама

Государство Элам Элам, древнее государство (3-е тыс. - сер. 6 в. до н. э.), располагавшееся к В. от нижнего течения Тигра, в юго-западной части Иранского плоскогорья (территории современных иранских областей Хузистан и Луристан). Наиболее значительными областями Э. были Барахши, Симашки, Аншан (Анзан); городами - Аван, Сузы - столица Э., Адамдун. Э. представлял собой раннерабовладельческое государство. В храмовом и царском хозяйствах, а также в домашних общинах со 2-го тыс. был распространён труд рабов. В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с государствами Двуречья. Во 2-й половине 3-го тыс. Э. неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншушинаке, который был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в конце 3-го тыс. верховная власть над Э. оказалась у царей рода Симашки, которые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (около 21 в.). Однако Э. не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в южном Двуречье - в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (середина 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я половина 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Э. создавали сильное централизованное государство, соперничавшее с государствами Двуречья. Во 2-й половине 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Э. освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (около 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политический подъём начался с правления Шутрук-Наххунте 1 (около 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (около 1155). Территория Э. была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В конце 12 в. Э. вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над южным Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Э. находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в конце 7 в. Ассирия перестала существовать). Э., раздираемый внутренними политическими противоречиями, в начале 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем - персами. История художественной культуры Э. тесно связана с искусством стран Двуречья. Среди памятников 4-го - середины 3-го тыс. до н. э. (найденных главным образом в Сузах) - вылепленные от руки керамические сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-3. от Шираза, выразительные стелы с рельефами, керамика, цилиндрические печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.

21.Мидийское царство в 8-6 вв до н.э.

Историческая ситуация коренным образом изменилась в Иранском нагорье после расселения там в начале i тыс. до н. э. иранских племен (мідійців и персов) - создателей самобытной культуры, социально-экономических традиций и структур, политических институтов. Уже в IX в. до н. э., как только мідійські племена поселились в Северо-Западном Иране, там возникли мелкие княжества со смешанным мідійсько-туземным населением. Тогда же в Иране появились и персы, которые, вероятнее всего, отделились около 800 г. до н. э. от мідійців и постепенно переместились на юг. Они захватили территорию Елама (от Суз до Персидского залива), которая с тех пор получила название Парса (арабізованою формой этого названия стал топоним Фарс), хотя сами персы называли еламські земли Хужою (первоначальное название от еламської столицы Сузы), благодаря чему возникла современная название провинции Хузистан. Персы на то время, пожалуй, объединялись в племенной союз, возглавляемый князьями из рода Ахеменидов. Представитель этого рода Корь И в середине VII в. до н. э. стал обладателем областиПарсумаш и отослал своего сына заложником до ассирийского столицы Ниневии.Ассирийская экспансия послужила стимулом для объединения мелких мидийских княжеств в общее государство. Заручившись поддержкой киммерийцев и скифов, которые вторглись из Северного Причерноморья в Переднюю Азию, мідійці в 672 г. до н. э. восстали против ассирийского владычества. Ассирийцам удалось нейтрализовать скифов (царь Асархаддон отдал свою дочь за скифского вождя), однако мідійці не сложили оружия и таки добились политической независимости. В середине VII в. до н. э. мідійці даже осуществили военное нападение на Ассирию, которая в своем стремлении захватить побольше замечательных мидийских рысаков не оставляла населения Ирана в покое и время посылала свои войска вплоть до центральных солончаковых пустынь внутреннего Ирана. Скифы в этот раз выступили союзниками ассирийцев и завладели Мидией, где хозяйничали на протяжении 28 лет (653-624 гг. до н. э.). "Global Audio" - интернет-магазин аудио и видеоМідійський царь Кіаксар, который занял трон в 625 г. до н. э., сумел заманить в ловушку скифских вождей и избавил страну от скифов. Он окончательно объединил все мідійські племена в единое государство, столицей которой стал город Екбатани (современный Хамадан). Заменив народное ополчение хорошо организованной и вооруженной регулярной армией, Кіаксар помог вавилонцям навсегда угомонити Ассирию, расширил мідійські границы за счет коренной территории Ассирии и восточной части Малой Азии, другими словами - превратил Мидию на мощную ближневосточное государство.С тех пор военное маховик Мидии набирал обороты. Его жертвами стали восточные и южные соседи мідійців: Персия (ее Кіаксар завоевал около 624 г. до н. э.), Парфия и Гірканія (к востоку от Каспия), Армения. В начале VI в. до н. э. неугомонный Кіаксар покорил Скифское царство, завоевал на западе государственное образование Манну, а в Закавказье - Урарту.Завоевание Каппадокии на востоке Малой Азии не оставило равнодушной мощную Лидию. Военный конфликт между лідійцями и мидийцами длился в течение пяти лет и, наверное, продолжалось бы и дальше, если бы весной 585 г. до н. э. не произошло солнечное затмение, которое нагнало страху на обе воюющие стороны. Государства заключили между собой мир, скрепив его браком Кіаксарового сына Астиага с лідійською принцессой. По условиям договора границей между Мидией и Лидией стала река Галис (современный Кизил-Ірмак).Того же 585 г. до н. э. Кіаксар умер. Трон достался его сыну Астіагу - последнем мідійському царь. Астіаг сразу же втянулся в водоворот политической борьбы (следствие острой реакции Вавилона на покорение мидийцами Елама). Отношения между Мидией и Вавилоном испортились настолько, что возникла реальная угроза войны между ними. Однако обе великие державы Ближнего Востока перессорились между собой в явно неподходящий момент, когда им следовало бы позаботиться о совместной обороне от грозного врага - персов. Персы неожиданно восстали против Мидии и завоевали ее, после чего дошла очередь и до Вавилона и других ближневосточных государств.Мідійське общество изучен крайне плохо по причине недостатка источников. Можно с достаточной достоверностью утверждать, что социальная стратификация в нем была еще неглубокой, что вооруженное населения играло важную роль в военно-политической жизни государства. Мідійці уже знали рабство, однако в его примитивной, патриархальной форме (через материально бедняки временем сами отдавались в рабство к богатых и влиятельных соплеменников). Процессу имущественного и социального расслоения среди населения способствовали войны, которые обогащали одних и привели к обнищанию других. Общество от этого теряло свою мобильность и способность сопротивляться враждебным внешним силам.В VII - первой половине VI в. до н. э. Мидия была средоточием иранской культуры. Позже мидийский культура стала основой культурного развития персов. Как отмечал иранист Ричард Фрай, синтезированная культура Ахеменидов, основой которой послужили традиции Елама, Месопотамии и Урарту, имела мідійські истоки. "Не исключается, что Мидийский государство была культурным и религиозным центром, влияния которого понесли все иранцы, которые проживали на север, юг и восток от мідійців".Приведем лишь несколько примеров культурного наследия мідійців. Так, персы пользовались термином сатрап - титулом мидийского царя. Заимствованное греками мідійське слово парідайза, которое означало "царский парк", распространилось по всей Европе.С сожалением приходится констатировать, что недостаточное археологическое исследование мідійської территории не дает возможности составить целостное представление о развитии мідійської культуры.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 534 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...