Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Великая Ассирийская военная держава в 1-м тыс. до н.э.. 3 страница



22.Персидская держава в 6-4вв до н.э.

Персидская держава Ахеменидов, существовала в 6—4 вв. до н. э.Персов впервые упоминают ассирийские источники в 9 в. до н. э. в районе к югу от озера Урмия. На рубеже 9—8 вв. до н. э. они перемещаются на юг, в 7 в. до н. э. расселяются на принадлежавшей ранее Эламу территории на юго-западе современного Ирана (она и стала называться Персией). В конце 8 в. это был племенной союз во главе с родом Ахеменидов.В 642 г. до н. э. Ассирия наносит поражение Эламу, и персидский царь Кир I также вынужденно признаёт её власть. При Камбизе I (600—559) персы находятся в зависимости от Мидии. Сын Камбиза Кир II в 553 г. до н. э. выступает против Мидии, побеждает в двух сражениях и в 550 г. до н. э. покоряет Мидию. Персы заимствовали культуру и систему управления покорённых.Ок. 549 г. до н. э. персы завоевали Элам, затем территории бывшей Мидии: Парфию, Армению, Гирканию. Продвигаясь на запад, в 547 г. до н. э. они присоединяют Лидию и далее все греческие города на побережье Малой Азии, на востоке в 545—539 гг. до н. э. — оазисы Средней Азии, в 539 г. до н. э. — Нововавилонское царство. После этого вся Сирия и всё Восточное Средиземноморье добровольно признают их власть. В 525 г. до н. э. сын Кира Камбиз II (530—522 гг. до н. э.), разгромив при Пелусии египетское войско, завоевал Египет Древний, персидские правители стали считаться фараонами новой, XXVII династии. Попытки проникнуть в Нубию и Ливию были неудачны.В результате была создана мировая держава, объединившая под своей властью весь Ближний и Средний Восток. В марте — сентябре 522 г. до н. э. власть в Персии узурпировал жрец Гаумата, стремившийся подорвать позиции персидской родовой знати. Его убили и передали престол Дарию I представители 7 знатных родов. В 521—519 гг. до н. э. Дарию пришлось подавлять восстания в Вавилонии, Персии, Мидии, Эламе, Парфии, Маргиане, Египте, Средней Азии (восстание саков).Сохранив распавшуюся было державу, монарх в 518 г. до н. э. провёл коренную реорганизацию управления. Страна была разделена на сатрапии с отделением гражданского управления от военного, создан большой центральный аппарат; официальным языком был признан арамейский. В 517 г. до н. э. введена единая золотая монета — дарик (8,4 г) и серебряный сикль (5,6 г; 1/20 дарика). В военном отношении страна делилась на топархии (от 4 до 7), их начальники подчинялись непосредственно царю. Основой армии являлись персы и мидийцы. Ядром её были 10000 «бессмертных», первая их тысяча (дети персидской знати) составляла личную охрану царя.При Дарии Персидская держава находилась в зените могущества. В 517 г. до н. э. были завоёваны северо-западная Индия и остров Самос. Между 519—512 гг. до н. э. предпринят поход против скифов в Северное Причерноморье. К 512 г. до н. э. покорены Фракия и Македонское царство. После подавления восстания греческих городов Малой Азии (500—493 гг. до н. э.; оно считается началом Греко-персидских войн 500—449 гг. до н. э.) Дарий предпринял поход в Грецию, где в 490 г. до н. э. был разбит в битве при Марафоне. Его сын Ксеркс (486—465 гг. до н. э.), подавив восстания в Египте (486—484 гг. до н. э.) и Вавилоне (484, 482—481 гг. до н. э.), в 480 г. до н. э. вновь выступил в поход против Греции, но был разбит на море при Соломине и в 479 г. до н. э. на суше при Платеях. Артаксерксу I (465—424 гг. до н. э.) пришлось подавлять новое восстание в Египте (460—454 гг. до н. э.). Войны с греками закончились миром в Сузах в 449 г. до н. э.При Дарии II (423-404 гг. до н. э.) и Артаксерксе II (404—358 гг. до н. э.) шло ослабление Персидской державы. В 413,411—408, 405 гг. до н. э. произошли восстания в Малой Азии, Мидии и Египте. В 401 г. до н. э. вспыхнул мятеж пытавшегося захватить престол Кира Младшего. В 395—386 гг. до н. э. шла война со Спартой, после которой персы восстановили власть над греческими городами Малой Азии. Ок. 360 г. до н. э. отпал Кипр, а вскоре и Кария, Лидия, Киликия. Артаксеркс III (358—336 гг. до н. э.) сумел подавить в 345 г. до н. э. восстание в Сидоне и в 343—342 гг. до н. э. вернул власть над Египтом. В 336 г. до н. э. престол занял Дарий III, а в 334 г. до н. э.Александр Македонский выступил в поход против Персии. Разгромив войска персов в битвах при Гранике (334 г. до н. э.) и Иссе (333 г. до н. э.), Александр захватил Египет (342 г. до н. э.). После победы при Гавгамелах (331 г. до н. э.) он занял Вавилон, в 330 г. до н. э. — Сузы, а затем Персеполь и Пасаргады. Все владения Персидской державы вошли в состав империи Александра Македонского

23.Средняя Азия в 3-1тыс.до н.э.. Крупные и земледельческие районы. В начале первого тысячелетия до нашей эры степные и горные районы Средней Азии были заняты кочевниками-скотоводами. Земли, расположенные в плодородных речных долинах, представляли собой оазисы древней земледельческой культуры.Эта разница в естественных условиях оказала большое влияние на экономическую жизнь страны. Население, жившее в земледельческих районах, находилось на более высокой ступени общественного развития по сравнению с кочевой степью. Уже в начале первого тысячелетия оно было втянуто в экономическую и политическую жизнь Передней Азии, что в свою очередь ускорило образование в Средней Азии первых крупных политических объединений.Массагеты и саки. По сведениям Геродота, относящимся к V в. до н. э., на восток от Каспийского моря до среднего течения Сырдарьи жили массагеты. В действительности это имя было общим названием для различных кочевых племен, стоявших близко друг к другу по общественному устройству и культуре. По словам Геродота, массагеты были типичными кочевниками, ничего не сеяли, питались мясом домашних животных, а также рыбой, которую в изобилии ловили в Амударье. Они не употребляли железа и все вооружение изготовляли из меди. Хотя каждый кочевник женился на одной женщине, но женами пользовались сообща. Женщины у массагетов участвовали в войнах наравне с мужчинами и иногда избирались вождями. Стариков, достигших дряхлости, убивали.Рассказ Геродота дает картину первобытно-общинного строя с групповым браком и с господством материнского рода.К северу от Сырдарьи находились кочевья саков, об общественном устройстве которых мы знаем очень мало есть основание предполагать, что оно не имело больших отличий от общественного строя массагетов.Греки все кочевые народы Средней Азии называли иногда общим названием скифов.Земледельческие оазисы.К северу от Гиндукушского хребта, по обе стороны верхнего течения Амударьи, была расположена Бактрия. Эта страна, обладавшая хорошими горными пастбищами и плодородными долинами, занимала и очень выгодное положение по отношению к странам Передней Азии и Индии.К западу от Бактрии, в бассейне Зеравшана, находилась другая культурная область, Согдиана. Источником наших сведений о древнейшей истории Бактрии является священная книга иранской религии—Зенд Авеста. Большинство исследователей Авесты считает, что ее древнейшие части, возникшие раньше VI в. до н. э.; сложились в Бактрии и смежных с нею областях, на границах Средней Азии, Афганистана и Индии.В этих же местах возник и легендарный образ основателя маздеизма Заратустры (Зороастра греческих авторов).Общество эпохи Авесты было оседлым, жило родами в укрепленных поселениях, занималось примитивным земледелием и скотоводством. Оно делилось на три касты: жрецов, воинов и земледельцев. Можно думать, что в хозяйстве применялся труд рабов.Отдельные племена, управлявшиеся своими вождями, входили в более обширный родо-племенной союз с верховным вождем во главе.Из других культурных областей Средней Азии, где в рассматриваемое время, повидимому, также существовали примитивные государственные образования, следует отметить Хорезм (на нижнем течении Амударьи) и Маргиану (долина рекй Мургаба).По северному и южному склонам Копет-Дага была расположена Парфия, занятая скифскими кочевыми племенами.Средняя Азия под властью Ахеменидов и поход Александра Македонского. В VI в. Средняя Азия также подпала под власть иранских Ахеменидов. При царе Кире (558—529 гг.) северные границы империи Ахеменидов достигали среднего течения Сырдарьи.Сам Кир пал в борьбе с массагетами. Дарий I выдержал упорную борьбу с восставшими против персидской власти народами Средней и Передней Азии. В упоминавшейся Бехистунской надписи, содержащей перечисление покоренных им стран, названы Парфия, Бактрия, Согдиана, Хорасмия (Хорезм).Таким образом, начиная с VII в. до н. э., Средняя Азия была вовлечена в экономическую и политическую жизнь культурных стран, входивших сначала в состав Мидийского, а потом Персидского государств. Под влиянием рабовладельческого Персидского государства Ахеменидов процесс разложения первобытно-общинного строя в Парфии, Бактрии, Согдиане, Хорезме и в некоторых других областях Средней Азии получил дальнейшее ускоренное развитие. Большое значение имело также культурное влияние ахеменидекой Персии, сохранившей наследие ассиро-вавилонского мира.Следует отметить распространение арамейского алфавита (арамейский язык, принадлежащий к группе семитических языков, был государственным языком в империи Ахеменидов), положившего начало развитию письменности у народов Средней Азии.Персидский поход Александра Македонского (334 — 329 гг.) привел к разгрому империи Ахеменидов. В 329 г. до н. э., после перехода через Гиндукуш, Александр Македонский вступил в Среднюю Азию. В короткое время им были захвачены Бактрия и Согдиана. При этом был разрушен главный город Согдианы Мараканда (будущий Самарканд), уже тогда имевший значительное население.Затем македонский завоеватель предпринял поход к Сырдарье, во время которого македонцам пришлось вести упорную борьбу с кочевыми племенами. Для закрепления покоренных земель Александр Македонский оставлял в городах небольшие гарнизоны, а в важных стратегических местах строил новые укрепленные города, Получавшие одно и то же название— «Александрия».Последняя на восток, «Александрия Крайняя», была построена на месте нынешнего Ленинабада (бывший Ходжент). Но когда основные силы греков с Александром Македонским ушли, население Согдианы подняло восстание под предводительством своего вождя Спитамена. Тогда Александр Македонский поспешно вернулся в Согдиану.Во время подавления восстания в Согдиане, длившегося около трех лет, греческое войско совершенно опустошило цветущую долину Зеравшана. Диодор Сицилийский сообщает, что в это время было истреблено до 120 тыс. жителей. После ряда неудач Спитамен был убит массагетами, которые прислали его голову македонскому царю. Закончив к 327 г. завоевание Средней Аэии, Александр Македонский предпринял поход в Индию.После возвращения из этого похода он умер в Вавилоне в 323 г. до н. э

24.Территория и население Древне.Индии.Периодизация ее истории

В древней Индии не было своего Манефона или Бероса, ее историю в древности никто не написал Этому не стоит удивляться, ведь, как отмечает Л С Васильев, \"в обществе, озабоченном прежде религиозным но-духовными проблемами практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной \"Отсутствие исторической традиции и датированных пис емных памятников исключает составления надежной хронологии, которая, таким образом, остается \"белым пятном\" в индологии В лучшем случае удается установить очередность исторических событий Одним словом, твор эти древнеиндийской цивилизации будто специально позаботились о том, чтобы будущие студенты-историки не были перегружены заучиванием даанням дат. Историю Древней Индии ученые подразделяют на четыре периода: Индская (хараппской, Доведийський), на который приходится существование в долине р Инд древнейшей цивилизации Датируется он XXIII-XVIII века до н.э; Ведийский, в течение которого расселялись в Северной Индии арийские племена и зарождалась цивилизация в бассейне р Ганг (XIII-VII века до н.э); Буддийский (его еще называют Магадхи-Маурийсь кем-либо), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индейцев, состоялся я экономическое процветание Индии и появились в ней великие державы Датируется VI-III века до н.э е.; Классический (или Кушано-Гуптський) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя (II века до н.э-V вв н.э) Природно-климатические условия в Древней Индии Географический ареал Древней Индии - это весь Индостан, то есть территория современных государств - Республики Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и Шри-Ланки Древней Индии обрамляли Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники Николай и Святослав Рерихи ее обмывали воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найизольованиших в древностиину. На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми Здесь сложились три географические зоны: Северо-Западная, Северо-Восточная и Южная Северо-Западная Индия охватывала широкую долину р Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами В древности Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии два из них пересохли, поэтому эта террит тория получила название \"Страна пяти год\" - Пенджаб Край нижней теки Инд в назвали Синд Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня Тар, полностью изолировала бассейны обоих ве ших год, Инда и Ганга, в значительной мере привело неодинаковость исторических судеб Северо-Западной и Северо-Восточной Индии Разливы Инда, вытекал из Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными Влажные муссоны не достигали долины Инда, дождей там приходилось очень мало, летом бушевали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда Инд разливалсяивався. Северо-Восточная Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами Индийского океана Там вегетация продолжалась в течение целого года, а времен года было, как в Древнем Египте, три В же октябре - ноябре, сразу после уборки, наступала зима, которая напоминала наш \"бархатный сезон\" в Крыму Холоднее было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до 5 ° С, нависали туман и, выпадала утренняя роса Затем приходило тропическое лето, когда стояла адская жара В отличие от Египта, где ночи всегда прохладные, в долине Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, за май же стопроцентной его влажности, не падала ниже 30 35 ° С, а днем??временами поднималась до 50 ° С В такую??жару трава выгорала, дерева сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошен й и запущенной Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земле красоту, поэтому население встречало их как большой праздник Однако сезон дождей нередко затягивался, тогда реки выходили из берегов и заливали поля и поселки, когда он опаздывал - приходила страшная засухтрашна посуха.\"Когда в невыносимую жару и духоту, - делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе громоздятся черные тучи, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец проллеть ься, а между тем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасительный душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять одного из могущественных индуистских богов, чтобы он згляну вся и открыл наконец своей Ваджра \"шлюзы небесных прудов. Плодородный аллювий, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину Ганга в настоящее царство Флоры Склоны Гималаев покрывали вечные леса, Долины местность - ба Амбуков чащи и манговые рощи, в низовьях Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и без лич другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучниковків. Рика Ганг, которая также вытекала из Гималаев и в 500 км от впадения в Бенгальский залив образовала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых бул а Джамна Обе священные реки сливались в одно русло возле современного Илахабада - своеобразной Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельноо. Надра бассейнов Инда и Ганга были богаты на сырьевые ресурсы, особенно на медную и железную руды богатыми залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго--восточный Бихар (на востоке бассейна Ганга). Таким образом, природно-климатические условия в Северной Индии, где появились древнейшие индийские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека Вместе с тем идеальными их назвать и нельзя Сказывалось и страшные засухи, и не менее губительные наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развития страны гораздо более скромную роль чем в Египте или Месопотамии наносили ущерб земледельцу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, которым кишели джунгли Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает Однако наиболее донимала индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом зе ные участки в непроходимые чащи ирригационной характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские о бщины удивление крепкиміцними. Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже подняли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственной дея льнисть оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцы.

25.Индийская цевилизация(23-18)вв до нэ

Древняя Индия - относится к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э.. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская цивилизация). Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что её принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока. Природа и древнейшее население. Огромный полуостров Индостан - родина многих древних цивилизаций. Две великие реки текут по земле Индии - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии до сих пор считают священными. Климат в Индии очень жаркий, влажный. Значительная часть ее территории была покрыта непроходимыми лесами - джунглями, в которых водилось множество зверей и птиц. Здесь жили огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны и ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду - комочки риса и молоко. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона. С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани. Из сахарного тростника получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого. Иначе сложились природно-климатические условия в Южной Индии, отрезанной от Северной сплошной цепью горных кряжей В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорье называют Где еканом) было возможно только террасное земледелие Рики декану полноводные, пески крупнейших из них, Годавари и Кистани (Кришну), богатые на золото и алмазы касается крайнего юга материка, то его полноводная и реки с крутыми берегами и бурным течением не играли важной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе возникла поздниміше.Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась около 2 500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе - оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища. 2. Тайна Мохенджо-Даро Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых". Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали... В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго. Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400 - 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории. Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией? Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки. Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились". Что это - просто метафора? Д. Девенпорт считает, что в ее основе есть какие-то реальные события. Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.. Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад. Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича. В древности Индию называли АрьяВарте - \"страной ариев\" Впоследствии появился также топоним Бхарат, происходивший от имени легендарного героя Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя Душьянты и небесной й красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого) В средние века существовала еще одно название Индии - Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним Индия Топоним Хиндостан означает \"страна Хинд\" и происходит от персидского названия реки Хинд (индейцы называли эту реку Синдх) Сейчас в Республике Индия оба названия - Бхарат и Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чащетіше.

26.»Ведийский период»Становление ранних государств в Северной Индии

Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.) В XVIII в. до н.э. в Индию пришли из Ирана Индоарийские племена. Основными их занятиями были кочевое скотоводство и в меньшей степени земледелие. Развитию земле-делия, переходу населения к оседлому образу жизни способствовало появление железа, которое стало известно в Северной Индии в XI в. до н.э., но широкое распространение по-лучило позднее. Населению были известны многие злаки: ячмень, рис, пшеница, бобовые. Рис не был известен ариям до их прихода в Индию, и искусство его выращивания они за-имствовали у местных племен. Наряду с земледелием большую роль в жизни племен игра-ло скотоводство. В свящённых текстах неоднократно говорится, что владение скотом со-ставляет главное богатство человека. Основными средствами передвижения были повозки, запряженные волами, и колесницы, запряженные лошадьми.Арийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Индской цивилизации. В обществе уже наблюдалось имуще-ственное неравенство. Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, существовали и беднейшие слои. Появилось рабство. Политическая организация племен была достаточно сложной. Все вопросы внут-ренней жизни и управления решались полноправными общинниками на собраниях пле-менных коллективов – ганов. Общины состояли из больших патриархальных семей. Родо-вые связи были еще очень сильны, и влияние рода сказывалось во всех областях жизни. Женщины не имели права присутствовать на заседаниях общины и вообще не имели ника-ких политических прав. Образование государства было длительным процессом, который сопровождался со-хранением в течение долгого времени пережитков старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначе-нии царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, при-ближенных царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во гла-ве со специальным начальником. Царь и профессиональные воины сражались на колесни-цах, свободные общинники – в пешем строю. Появление сословий – варн было связано с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну кшатриев, жрецы – брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерар-хии. Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегиро-ванную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. Они сохраняли некоторые по-литические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел. Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение в священные тексты и культы; шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и бы-ли лишены этого права. Для религиозной системы был характерен политеизм – почитание большого числа богов и божеств, отличавшихся антропоморфизмом. Они разделялись на три группы в свя-зи с представлением о тройственном делении мира: небо, земля и «антарикша» (простран-ство между землей и небом). Каждой из этих трех сфер соответствовали свои божества. К небесным богам относились бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас и поддерживаю-щий миропорядок бог Варуна. Среди земных богов самыми почитаемыми были бог огня Агни и бог опьяняющего напитка Сома. Божествами антарикши считались бот грозы Руд-ра, бог ветра Вайю и могущественный бог Индра. Позднее оформилась группа «абстракт-ных» божеств, функции которых были неопределенны и не увязывались с трехчленной мо-делью мира: бог речи Вач, бог веры Шраддха и др. Характерной чертой пантеона было от-сутствие строгой индивидуализации богов и распределения их функций. Древнейшим памятником духовной культуры Индии являются Веды, которые включают в себя собрание гимнов («Ригведа»), песнопений («Самаведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), магических заклинаний («Атхарваведа»), толкований ритуальных текстов («Брахманы»), текстов для отшельников («Арапьякй») и религиозно-философских трактатов («Упанишады»). Самыми замечательными эпическими поэмами Древней Индии являются «Махабха-рата» и «Рамаяна», которые получили оформление много позднее, в IV в. до н.э.-IV в., но основной сюжет этих поэм и многие рассказы, которые вошли в них, безусловно, уже су-ществовали в первой половине I тыс. до н. э. На довольно высоком уровне находилась медицина, которой были известны секреты трав, способы их врачебного применения. К середине VI в. до н.э. в Северной Индии существовало множество государств. Ве-дущей силой здесь стало государство Магадха, основателем которого был царь Бимбисар (545/544-493 гг. до н.э.). Иное положение было в Северо-Западной Индии, где в отличие от долины Ганга не было крупного государства, способного объединить вокруг себя остальные племена и народы. Поэтому некоторые районы Северо-Западной Индии в конце VI в. до н.э. вошли в состав Ахеменидской империи.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...