Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Периодизация



На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение Первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества. В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII — XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV — XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству. В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI — XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII — VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII — VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией. С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX — XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV — XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X — VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу..9.Древнейшая Месапотамия.Формирование раннеклассового общества.Города-государства Шумеров

В советской исторической литературе для истории Месопотамии принята «средняя» хронология С. Смита- В.В Струве.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА.

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА

В древнейшую эпоху стойбища охотников каменного века располагались а гористом районе, на северо-востоке Месопотамии, в пределах современного Курдистана (Барда-Балка, Шанидар). В период среднего палеолита (70000-29000гг. до н.э.) здесь жили охотники неандертальцы, объеденные в небольшие общины и обитавшие в пещерах или под скальными навесами.

ВХI-VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в долине Тигра и Евфрата, наблюдается постепенный переход к земледелию и скотоводству, о чем свидетельствует находки зерностроек, пестов и ступок, кремнёвых вкладышей серпов, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой распологались в пещерах, а летом- в долине, по берегам рек(Зави-Чеми-Шанидар, Млефат, Карим-Шахир).

Более быстрыми темпами идёт развитее в эпоху неолита. В VII-VI тысячелетиях до н.э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамской низменности появляются так называемой культуры Джармо.

Постепенно племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долины и в конце VII-начале VI тысячелетия до н.э. в Северной Месопотамии возникает целый ряд оседлых посёлков, состоявших из прочных глинобитных строений (Телль0Сотто, Умм-Дабагия). Их жители в основном занимались земледелием. О сложившимся земледельческо-скотоводческом хозяйстве можно судить по памятникам хассунской культуры, датируемой серединой и второй половиной VI тысячелетия до н.э.(Хассуна, Ярым-тепе 1 и др.) хассунские племена широко осваивают районы Северной Месопотамии. Развивается ткачество и гончарное производство, где для обжига сосудов применяются специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами. Глиняные фигурки женщин с вмазанными в них зёрнами свидетельствует о почитании женского божества, покровителя плодородия.

Культура Хассуна - важный этап в истории Месопотамии. В ней прослеживаются связи как восточным очагом - Загросом, так и с западным - Малой Азией и Северной Сирией.

В V тысячелетия до н.э. в жизни Северной Месопотамии наблюдаются изменения, связанные как с развитием производительных сил, так и с7 передвижением племён. По названию поселения Телль-Халаф, где проявились характерные четы этого периода, данный этап получил наименование халафской культуры. Поселение халафского типа обнаружены на большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана.

Халафская культура вносит в историческое развитие Месопотамии новые черты. В скотоводческом хозяйстве значительную роль играет крупный рогатый скот, буро развиваются различные производства. Высокого уровня достигло камнерезное производство: при раскопках Ярым-Тепе II в изобилии найдены алебастровые вазы, чаши, кубки и.т.п. Устанавливаются связи районами Закавказья: там найдены женские статуэтки и керамика халафского типа.

Одновременно с развитием халфской культуры в Северной Месопотамии продолжается продвижение племен на юг, где образовались древнейшие поселения в Эриду, Уре, Уруке. Их жители начали интенсивное освоение Южной Месопотамии, что в условиях болотистой низменности было возможно только при создании мелиорации и искусственного орошения. В последней трети V-в первой половине 1V тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии формируется убейдская культура (по названию поселения Эль-Убейд около Ура). Она характеризуется наличием системы оросительных каналов, развитием ремёсел керамического(стандартные формы, красивая и строгая геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (знакомство с техникой литья, большой набор орудий из меди). В Убейдский период происходит рост населения. Наряду с мелкими поселениями возникают крупные центры площадью до 10га. Монументальные храмы. Видимо, в это же время на территории Южной Месопотамии появляется новая этническая волна - племена шумеров, которые смешались с населением.

Урукская культура (вторая половина IV до н.э.) характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, возникновением классового общества и государственности.

Всё больший прибавочный продукт даёт ирригационное земледелие. Всё более быстрыми темпами идёт отделение ремесла от земледелия. Закладываются основы товарного обращения, развивается внешний и внутренний обмен. Обитатели Месопотамии ввозят в страну из соседних областей металлы (медь, золото), Строительный материал, драгоценный и полудрагоценный камни, вывозят зерно и продукты ремесла. В качестве транспортных средств употребляются лодки и повозки. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической протошумерской письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. В документах хозяйственной отчетности из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначавшие рабов и рабынь. По мере усложнения социальной структуры и обособление органов власти, среди которых значительную роль играют храмы во главе со жречеством. Жречество в значительной мере сосредоточило в своих руках функции управление ирригационным хозяйством.

Достигнутые в развитии производительных сил и производственных отношений результаты закрепляются в конце IV-начале III тысячелетия до н.э., период культуры Джемедет-Наср. Для этого времени характерны преобладание медных орудий труда и оружия (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т.д.) и даже появление бронзы.

Южная Месопотамия в первой половине III тысячелетия до н.э.

В начале III тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге - шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата - аккадцы, а на севере - хурриты. В разных районах страны из небольших посёлков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине 111 тысячелетия до н.э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шурупак, Исин, Нипур, Киш - играл в этот период ведущею роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для эпохи, которую принято называть раннединастической и которая охватывала ХХV III -ХХIVвв. До н.э.

Экономический подъём Шумера в III тысячелетии до н.э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. Шумерские мастера овладели методами литья, клёпки, паяния. Они научились получать бронзу-сплав меди с небольшим (6-10%) количеством олова. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие: долота, топоры, тёсла, пилы, скрёбла и т.д.

Происходит отделение торговли от ремесла. Из общин выделяются специальные торговцы - дамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем. Ираном, островами и побережьем персидского залива.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться.

По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство как аппарат насилия экономически господствующего класса рабовладельцев, земледельцев, знати, жречества нал классами-производителями материальных благ: рабами подневольными работниками, угнетаемыми общинниками.

Однако рождающееся из недр разлагающегося родового общества шумерское государство сохраняло на первых порах много черт и институтов первобытной демократии.

В начале раннединастической эпохи (ХХV III -ХХV II вв. до н.э.) во главе государства стоял «эн» верховный жрец. Иногда употреблялись термин «лугаль» который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «хозяин господин царь» а мог означать и военного вождя.

Древнейшая история Месопотамии.

Месопотамия (греч. «Междуречье», земля между Тигром и Евфратом) представляет собой широкую неглубокую впадину, тянущуюся на северо-запад от Персидского залива и ограниченную Аравийским плато, Сирией, Армянским Тавром и Загросом. Регион делится на две части: Нижняя Месопотамия, где Тигр и Евфрат текут параллельно, и Верхняя, где они резко расходятся. Нижняя Месопотамия сама делилась на две части: юг (Шумер в узком смысле слова) и север (Ки-Ури, Аккад). Ранее считалось, что в древности граница Персидского залива проходила гораздо севернее, чем сейчас, и сдвинулась на юг из-за наносов ила Тигром и Евфратом; действительно, шумерские Ур и Эреду, сейчас далеко отстоящие от залива, в древности были портовыми городами. Однако выяснилось, что границы залива с древности практически не менялись, и лишь эстуарий Тигра и Евфрата был весьма широк и проходил так, что до речных пристаней в Уре и Эреду могли подняться корабли от залива.

Нижняя Месопотамия была наиболее плодородной частью Плодородного Полумесяца, но она была бедна минеральными ресурсами и деревом. К тому же масштабная ирригация (которую месопотамцы стремились по возможности развивать, не догадываясь о последствиях: жаркая сухая равнина вдоль течения рек и непроходимые болотные заросли при их устье делали здесь земледелие без ирригации изначально невозможным) приводила к быстрому засолению почв и падению урожаев. В конце концов засоление почв и аридизация климата привели к запустению Южной Месопотамии и ее крупнейшего центра – Вавилона

10.Образование централизованного государства в месапотамии.Державы Аккады и 3династии Ура

. 3-я Династия Ура — царская династия, правившая в древнем шумерском городе Ур (Южная Месопотамия) и объединявшая под своей властью всю Месопотамию около 2112 до н. э. — 2003 до н. э. Это был последний период шумерской государственности — так называемый шумерский ренессанс. Царство Шумера и Аккада в правление III династии Ура — это первая в истории тоталитарная держава, для которой были характерны огосударствление большей части хозяйства страны, контроль и регламентация всех аспектов жизни, четкая государственная идеология. Несмотря на подчеркнутый шумерский характер и то, что в официальном употреблении был только шумерский язык, на самом деле царство Шумера и Аккада было результатом синтеза шумерской и аккадской традиций, хотя и за доминированием первой, а в живом общении аккадский продолжал вытеснять шумерский[1].

Возникновение[править вики-текст]

После изгнания гутиев правитель Урука Утухенгаль объединил под своей властью весь Шумер и объявил себя по примеру саргонидов царем Шумера и Аккада. Среди его сподвижников был и правитель Ура Ур-Намму. Если сначала он в своих надписях изображает себя верным наместником Утухенгаля, то позже сам начинает претендовать на верховную власть. В борьбу за власть пробовал вмешаться и правитель Лагаша, однако ему мешала репутация Лагаша, который считался прокутийским городом. К счастью для Ур-Намму, прежде чем борьба дошла до вооруженного конфликта, Утухенгаль погиб в результате несчастного случая. Вскоре после этого лугаль Ура завоевал Урук и создал единое государство, известное сейчас как царство Третьей династии Ура.

Социально-исторические условия того времени в значительной степени повлияли на сам характер государства. Во-первых, это было возрождение Шумера после длительного иностранного завоевания — кутийского, а перед тем — аккадского. Среди шумеров были сильны патриотические и националистические[2] настроения, которые требовали возвращения к старым, исконным шумерским порядкам. Во-вторых, страна после длительного господства варваров-завоевателей требовала хозяйственного возрождения — восстановления системы каналов, дорог и т. д. В-третьих, несмотря на желание вернуться к старым шумерским порядкам, огромное влияние на представления о власти составил Аккадский период и его деспотические цари. Можно утверждать, что фактически цари третьей династии Ура, декларируя свою «шумерскость», политически скорее следовали Саргону и Нарам-Суэну. Также следует учитывать, что страну населяли не только шумеры, но и аккадцы и относительно недавние пришельцы амореи, а в живом общении основным языком был именно аккадский, а не шумерский. Поэтому, несмотря на доминирование шумерской культуры, государство Шумера и Аккада было в действительности синтезом двух традиций — шумерской и аккадской[3].

Династия[править вики-текст]

Согласно шумерскому «Царскому списку», III династия Ура правила более ста лет и насчитывала 5 царей.

Ур-Намму — 2112 до н. э. — 2094 до н. э.

Шульги — 2093 до н. э. — 2046 до н. э.

Амар-Суэн — 2047 до н. э. — 2038 до н. э. — он же Бур-Суэн

Шу-Суэн — 2036 до н. э. — 2028 до н. э.

Ибби-Суэн — 2027 до н. э. — 2003 до н. э.

История[править вики-текст]

Зиккурат в Уре, построенный Ур-Намму

В состав владений Третьей династии Ура — «Царства Шумера и Аккада», кроме собственно южного Междуречья[4], входили также значительная часть Верхней, или Северной Месопотамии[5], а также некоторые земли за Тигром[6]и в Эламе[1].

Объединение Месопотамии в единое государство дало толчок развитию сельского хозяйства. Производились огромные ирригационные работы — чинились старые каналы, запущенные за годы гутийского господства, и строились новые[1]. До нашего времени сохранились их остатки под Уммой[7]. Особенно прославился этим Ур-Намму, на долю которого выпало возрождение хозяйства освобожденной от гут страны — сохранились надписи этого царя, который сообщает об организации восстановления разрушенных дамб и каналов. Но по приказу Ур-Намму производились не только ирригационные работы, например, именно при нем в Уре был построен величественный зиккурат, развалины которого сохранились до нашего времени. Сам Ур-Намму по примеру древних энси хотел изобразить себя строителем, и со времен его правления сохранилось много статуэток царя с корзиной кирпича на голове[8]. По приказу царя строились и перестраивались храмы по всей стране, — на сотнях кирпичей, которые закладывались в фундамент зданий, сохранилось его имя. Кроме строительства, занимался Ур-Намму и другой привычной для древних правителей деятельностью — воевал. Именно он покорил независимый ранее Лагаш и совершил несколько походов на северо-запад вплоть до Средиземного моря.

После основателя династии почти полвека правил его сын Шульги. Он не только был самовластным правителем, но и, подражая Нарам-Суэну, был обожествлен при жизни. Шульги относительно много воевал в Эламе, осуществил 9 походов в предгорья Загроса против племен сумуру и лулубеев[7]. Он реформировал войско, заведя отряды лучников[9]. Во второй половине правления Шульга удалось покорить горные районы Элама, Мари, значительные территории в Северной Месопотамии — как заявлял сам Шульги, всю страну Субарту[7], в том числе и Ашшур. В эламской области Махаши Урскому царю удалось посадить на престол свою дочь. Есть сведения о походах в Сирию и о том, что Библ входил в зону влияния III династии Ура. В это время даже далекая восточная Малая Азия находилась под влиянием Шумера и шумерской культуры[7]. На короткое время царство Шуммера и Аккада почти восстановило прежнюю империю Саргонидов.

От Шульги сохранился древнейший из известных сборников законов[3][1][10]. Сам царь утверждал, что «установил справедливость на земле, изгнал злоупотребления». В законах Ур-Намму интересно то, что главной формой наказания являются разнообразные штрафы, а не действия по принципу талиона. Шульги ввел по всей стране единую систему мер и весов, определение лет по одним и тем же событиям, календарь, согласовывал лунные и солнечные годы благодаря добавлению вставных месяцев в течение тридцатишестилетнего цикла.

Вслед за Шульги правили его сыновья Амар-Суэн и Шу-Суэн, завоевавшие земли среднего течения Евфрата, покорили Мари и Эблу. Однако царству Шумера и Аккада угрожали кочевые племена, поэтому уже Шу-Суэн приказал построить для защиты от них огромную стену. При Шу-Суэне происходит уже заметное ослабление государства. Около 2030 года наместник Эшнуны Итурия перестает подчиняться Урскому царю, примерно тогда же восстает Элам, где возникает собственная новая династия Симаши.

Последним правителем III династии Ура был Ибби-Суэн, который в начале своего правления воевал с Эламом. Однако опасность грозила с другого направления — вторжение кочевников амореев привело к анархии в государстве и ее распаду.

Следует отметить, что по сравнению с Саргонидами цари III династии Ура воевали значительно меньше. Однако, согласно документам тех времен, очень активной была невоенная внешняя политика — по всему региону рыскали урские торговые и дипломатические агенты, которые не только занимались торговлей, но и прославляли своих царей[3].

Именно на времена правления III династии Ура приходится переход Междуречья от медной эпохи к бронзовой, когда орудия из бронзы приобретают распространение и начинают заменять медные.

11.Великая Ассирийская военная держава в 1 тыс.до н.э.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...