Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеальное государство Конфуция – социальная утопия воплощенная в жизнь



Одна из легенд о Конфуции гласит следующее:
«День стоял жаркий, повозка уже не первый час тащилась по разбитой дороге. Престарелый Конфуций изнемогал от палящего солнца, но, следуя древним нормам поведения, ничем не выдавал своего недовольства. Наконец дорого свернула в тень деревьев, а вдали показалась гора Тайшань – одна из высочайших святых вершин Китая. «Сколь свято и сколь спокойно это место, - подумал Конфуций. – Счастливы люди, живущие здесь в умиротворении».
Из состояния благостных раздумий его внезапно вывел пронзительный крик: какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Конфуций остановил повозку и, согласно древнем ритуалу, несколько минут предавался печали вместе с незнакомой женщиной – ведь смерть объединяет всех, а затем послал своего ученика Цзы-лу спросить, не надо ли чем помочь.
- Вы так убиваетесь… Похоже, вы скорбите уже не о первой утрате, - сказал Цзы-лу.
- Да, так оно и есть, - горестно подтвердила заплаканная женщина. – Когда-то от когтей свирепого тигра погиб мой свёкор. А затем погиб и мой муж. Сегодня же я потеряла единственного сына – его тоже убил тигр.
- Так почему же вы не покидаете эту деревню? Разве можно жить в таком опасном месте?! – в недоумении воскликнул Цзы-лу.
- Зато здесь нет жестоких властей, - кратко ответила женщина.
- Конфуций, слышавший этот разговор, согласно кивнул головой. Неизвестная женщина сумела выразить, может быть, самое потаенное, что носил в душе Великий Учитель. Когда Цзы-лу вернулся к повозке, Конфуций пристально посмотрел на него и произнес: «Запомни это, ученик. Жестокая власть страшнее свирепого тигра!».
Пожалуй именно в этой легенде и заключается вся основа учения Конфуция о государстве.
Конфуций выдвинул такой идеал государственного устройства, во главе которого стоял бы единый верховный правитель, власть которого считалась бы священной, но была бы чисто номинальной. Реальная же власть должна принадлежать «жу», т.е. интеллектуалам, соединяющим в себе свойства ученых, философов, литераторов и чиновников. Конфуций не стремился создать религиозную доктрину и мало интересовался «сверхъестественным», однако он использовал традиционную веру в Волю Неба и культ предков при разработке своего социально-этического учения, в котором верховный правитель выступал как сын Неба и одновременном «отец и мать народа». Отношения между людьми в государстве на всех уровнях должны были быть установлены по образцу сакрализованной семьи, когда не только власть правителя, но и власть отца семейства рассматривалась как выражение Воли Неба.
Государственное устройство, соответсвующее Воле неба, как и поведение социализированного индивида, должно было отвечать двум основным требованиям – «гуманности» (жень) и «благопристойности» (ли).
Идеал конфуцианского общества – это такое общество, где люди не выступаю средством друг для друга, а совместно реализуют Волю Неба. В «Шу цзине» и «Ши цзине» «должная справедливость» означает умение правителя приносить благо своей стране. И выражает единство мудрости «чжи) и действия (син), основанное на добродетели (дэ). Реализующееся посредством этико-ритуальной «благопристойности» и направленное на осуществление дао.
«Чжи» определяется как качество ума, избавляющее от страха, и является, согласно Мэн цзы, наряду с «гуманностью», «благопристойностью», должной справедливостью» и «благонадежностью» (синь), одним из пяти «постоянных свойств» (у чан) «индивидуальной природы человека» (син) [7, 240].
Этико-политические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию управления с помощью добродетели (правил поведения), поскольку они выражают основные политические взгляды, присущие только «школе служилых» людей, созданной Конфуцием.
Он говорил: «Если руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний, народ будет стремиться избежать наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, народ будет знать стыд и исправится» (Лунь юй, гл.2)[17].
Здесь под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, а под правилами поведения — система правил, главным образом система родовых отношений.
Разрабатывая идеи государственного управления, Конфуций выдвигает поистине глубокие вопросы: «что заставляет служить человека государству», «как управлять народом», «каково должно быть отношения правителя и чиновника к народу».
Итак, что же заставляет человека служить государству? По мнению Конфуция это внутренний этический принцип человека – его долг, долг сына перед отцом, отца перед чиновником, чиновника перед министром, министра перед государем, государя перед Небом; истоки этого долга уходят в глубокую древность, когда все жили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизни Конфуций. Для Конфуция понятие долга – это продолжение человеколюбия и справедливости как части Ритуала.
Долг… Долг во всем, и вся жизнь – высшее долженствование. В конечном счете долг по отношению к государю, к отцу, к старшим всегда оборачивается долгом человека перед Небом.
По мнению Конфуция в государстве должно быть достаточно пищи, оружия и.. народ должен доверять правителю.
Один из его учеников задал Конфуцию вопрос: «Чем прежде всего из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от оружия». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего можно пожертвовать из оставшихся двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия народа государство не сможет устоять»[3,141].

Итак, основной принцип на котором держится государство Конфуция – это доверие.
Но каким образом достигается это доверие в строго иерархичном государстве?
Государственное устройство Конфуция строго иерархично, однако это отнюдь не значит что в нем царит социальная дискриминация личности – в идее государства Конфуция, каждый человека имеет свои обязанности и свою же внутриклассовую мораль: можно сказать что конфуцианское государство – это семья, где государь и сановники – есть главы, заботящиеся о младших – простолюдинах, которые, в свою очередь, должны быть почтительны к поставленным самим Небом чиновниках.
Сановник, по мнению Конфуция, это тот, кто «может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя».
Однако, как бы не пытаться описывать мягкость этой системы управления, мнение Конфуция в отношении простолюдинов, все же однозначное – им практически закрыт вход в высшие слои власти: на вопрос о том, можно ли вместе с простолюдином служить государю, Конфуций дает ответ: «Пока он не получил чина, он боится, что может не добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь же его потерять, он готов на все», - точно выражая психологический портрет низкорожденного человека, и с этим довольно трудно не согласится.
Конфуций полагал, что прежде чем управлять народом, его необходимо сделать богатым, поучая и воспитывая его.
Основа управления – это доверие и справедливость, заключающиеся в том, чтобы «выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых».
Цзи Канцзы спросил: «как сделать народ почтительным, преданным и старательным?» Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы к народу, то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным»[10,641].

Итак, по Конфуцию, управлением государства следует заниматься, «почитая пять прекрасных и искореняя четыре отвратительных качества»:
«Цзы-чжан спросил: «Что называется в доброте не расточителен?»
Учитель ответил: «Приносить народу пользу, исходя из того, что полезно для народа. Разве это не доброта без расточительности? Кто в народе будет гневаться, если труд народа будет посильным? О какой алчности может идти речь, если желая обладать человеколюбием, достигаешь ее? Благородный муж, не делая различий между толпой и одним человеком, низкостоящим и высокостоящими, не проявляет инертности. Разве это не величие без гордости? Благородный муж содержит в порядке свою одежду и головной убор, он смотрит с уважением. Благодаря его достоинству народ, глядя на него, чувствует почтение. Разве это не вызывание почтения без жестокости?»
Цзы-чжан спросил: «Что называется четырьмя отвратительными качествами?»
Учитель ответил: «Если народ не поучать а убивать – это называется жестокостью. Если народ не предупредить, а затем выразить недовольство, увидев результаты труда – это называется грубостью. Если настаивать на быстром окончании работы, прежде дав указание не спешить, - это называется разбоем. Если обещать награду, но скупиться ее выдать – это называется жадностью»[3,150].

Как и говорилось выше – государство Конфуция строго иерархично – его образуют четыре класса людей, различающихся степенью обладания мудростью. К высшим категориям принадлежат обладающие от рождения высшим знанием и приобретающие его посредством учения – благородные мужи, составляющие основу порядка. Две низших категории образуют те, кто учится с трудом или вообще не способен к знаниям. Это народ, который во имя сохранения порядка можно и нужно заставить повиноваться, хотя и нельзя заставить понимать почему[2,24].

Однако, повторяясь еще раз, нужно заметить, что это не совсем тирания, и что даже низкорожденный человек все же имеет реальный шанс улучшить свое положение в обществе.
Еще в эпоху Цинь под влиянием легистов были введены государственные экзамены на занятие должностей. Но если легисты главный смысл отбора чиновников видели в том, чтобы добиться полного контроля правителя над страной, то конфуцианцы основную цель экзаменов видели в том, чтобы получить объективную картину степени подготовки, уровня знаний и способностей кандидатов. Человек, успешно сдавший экзамены на степень сюцай и шеньши пополнял собой ряды кандидатов на занятие должности чиновника, выполняя обязанности либо писца, либо делопроизводителя при канцелярии чиновника. Обладатель степени шеньши, как правило, вскоре получал должность, а вместе с ней и большое жалованье и немалые побочные доходы и, в конце концов, становился землевладельцем. Для занятия более высоких должностей необходимо было сдавать экзамены более высоких степеней, но уже обладание степенью шеньши автоматически причисляло человека к числу избранных людей, даже если ему не удавалось до конца жизни получить должность чиновника.
Фактически в Китае был создан культ конфуцианской цивилизации и конфуцианства. Конфуцианство, включающее в себя множество конфуцианских традиций, рассматривалось как практическое воплощение священной воли Неба и всех, кто не был причастен к этой традиции, китайцы считали варварами и людьми низшего сорта. Претерпев взлеты и падения, культ конфуцианства достиг своего апогея в 17 в., но и в дальнейшем он оставался и остается наиболее почитаемым культом.
Лишь благодаря конфуцианству грамотный человек, даже просто учась, повышал в глазах окружающих свой социальный статус и пользовался у них почетом, славой и уважением. Еще большим уважением и славой пользовался человек, успешно сдавший экзамены и получивший степень сюцай [7,242-243].





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 2777 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...