Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуций и его учение



Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. Его письменная история составляет почти пять тысячелетий, а идеал высокой древности, вечности Небесной империи и в современных условиях побуждает китайских мыслителей соизмерять современность с уходящими вглубь тысячелетий корнями великой китайской культуры.
В древнем Китае, в 8-6вв. до н.э., как и в идеологии, так и в политике четко вырисовывались две тенденции – консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая.
В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно-материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (дао) в природе и др. возникающие еще на рубеже 2-1 тыс. до н.э., как результат обобщения первоначальных знаний того времени. Однако формирование философских течений относится к 6-5 вв. до н.э.
Между этими течениями велась напряженная борьба на протяжении почти трех столетий, которая, несомненно, была связана с крутым переломом в истории древнекитайского общества.
Сильнейшее влияние на развитие китайской философии оказала изолированность Китая от остального мира. На востоке и на юге простирались воды океанов, а на западе и севере располагались непреодолимые горы и пустыни; таким образом, китайская философия развивалась еще более изолированно и независимо, чем индийская. Это имело свою положительную сторону: китайская культура на протяжении тысячелетий сохраняла свою целостность.
С другой стороны, недостаток изменений означал отсутствие многообразия и даже своеобразный застой в культуре. Тем не менее, не вызывает сомнений то, что китайская культура породила одну из трех величайших философских традиций мира.
В то время как Запад развивал рациональное начло, а Индия – духовное, Китай создал величайшую традицию этики и цивилизации, продемонстрировав уникальную модель сосуществования людей.
В истории древнекитайской идеологии важное место занимает конфуцианство, основоположником которого был Конфуций (551-479).
Он внес серьезный вклад в развитие китайской культуры.
Ему приписывается составление ряда древних книг («Книга песен», летопись «Весна и осень» и др.), в которых собрано культурное наследие прошлого. Он высказал ряд глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Трепетное отношение к традиции получило в Китае особый культурный смысл, что породило у европейцев представления о Китае как обществе традиционалистского (патриархального) типа.

В истории цивилизации Конфуций стоит в одном ряду с таким и основателями религий как Заратуштра, Иисус Христос, Будда и Мухаммед; он оказал исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и их способа мышления.
Развитие китайской философии часто рассматривается как диалектическое, где конфуцианство представляет собой тезис, даосизм и буддизм – антитезис, а неоконфуцианство – синтез.
Для китайской культуры, Конфуций значит не меньше, чем Сократ – для западной.
Термин «конфуцианство» происходит от латинизированного имени основателя этого религиозно-этического течения Конфуция (кит. Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»), жившего в период 552-279гг. до н.э.
Стоит заметить, что термины «конфуцианство» или «конфуцианец» не характерны для китайской культуры. Здесь используется понятие жу, что означает «образованные люди». Так же как Сократ считал себя философом, жу являлись представителями образованной элиты, размышлявшими над философскими проблемами. Они говорили о Пути, или дао, но отделяли себя от неортодоксальных философов, таких, как даосы, и от буддистов. Подобно как в Индии к астике относились те школы, которые принимали Веды в качестве откровения, жу назывались те, кто считал истинной философию Конфуция. В некотором смысле было бы правильнее называть их не конфуцианцами, а ортодоксальными китайскими философами [3,119].

Имя «Конфуций» впервые стало известно на западе благодаря иезуитам, обосновавшимся в Пекине в 1583г. Вскоре Конфуций стал на Западе олицетворением китайской мудрости: «Китай представлял в сочинениях иезуитов великой просвещенной империей, если не превосходящей Европу по уровню своего развития, то, по крайней мере, не уступавшей ей. Единственное, чего не хватало Китаю, как были уверены они, так это религии откровения, а точнее – христианства.
Иезуиты усиленно пропагандировали образ Китая как исключительно секулярного общества. В принципе лишенного религии, поскольку конфуцианство, утверждали они, вообеще не является религией (это некая гражданская доктрина, политическое учение и нравственная философия)…»[4,11]

Тем не менее, мы не можем сказать что значение Конфуция для китайской культуры преувеличивалось.
Конфуций, несомненно, является наиболее влиятельным деятелем китайской культуры. Документальные свидетельства о жизни Конфуция относительно непротиворечивы, что в то время имело место далеко не всегда. «Беседы и суждения», в которых изложена философия Конфуция, по всей вероятности, начали составляться спустя многие годы после его смерти и на протяжении одного или двух веков подвергались редактированию. Однако записки о его жизни не содержат сообщений о сверхъестественных или невозможных событиях.
Согласно Мен-цзы, некоторое время Конфуций занимал пост мелкого чиновника, ответственного за хранилища, а затем – за скот. В конечном итоге Конфуций стал учителем. Он был первым зафиксированным в документах учителем в Китае, хотя, согласно довольно сомнительной легенде, он сам учился у Лао-цзы, Конфуций обучал езде на колесницах и стрельбе из лука, но тяготел к изучению традиций и церемоний.
Важнейшим достижением Конфуция была не его политическая деятельность, а то, что он основал школу (вероятно это произошло между 30-40 годами его жизни). Его учение и личное обаяние оказали огромное воздействие на его учеников.
Конфуций считается автором или редактором нескольких книг, известных в наши дни как конфуцианский канон, включающий «Книгу перемен», «Книгу ритуалов». Тем не менее, в огромном корпусе конфуцианских сочинений единственным трудом, большая часть которого отражает учение Конфуция, являются «Беседы и суждения». Однако эта книга является не сочинением самого Конфуция, а более поздним собранием афоризмов, приписываемых ему и некоторым из его учеников.
Как и в случае с другими восточными культурами, сложно сказать, являться ли конфуцианство философией или религией. В споре по поводу того, является конфуцианство религией или просто этической философией, обе стороны окажутся в равной степени правы.
Конфуцианство выражает собой восточный тип религиозного сознания, хотя Конфуций не знает понятия «Бог», но знает «Небо» обожествляемое в Древнем Китае – оно для Учителя лишь критерий истины, с которым надо вечно себя сверять, а не объект поклонения.
Конфуций предложил людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное (и государство в том числе) постепенно само придет в равновесие.
Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Время показало, что это наиболее удачная жизненная философия: с одной стороны, она признавала мир духов, общение с Небом, с другой – призывала больше внимания обращать на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни.
Конфуцианская философия, как и даосское учение, превратились в популярную форму религии, конкурирующую с буддизмом. Ни одно из этих учений не берет на себя роль «истинной религии», поэтому считается, что они мирно сосуществуют.
Тем не менее, конфуцианство было первой целостной системой, сформировавшейся в Китае, на протяжении веков оно пользуется большим влиянием, чем два других учения.

Учению Конфуция была уготована сложная судьба: оно то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям. Например, во времена правления первого императора Шихуанди (династия Цинь 3 в. до. н.э) создается централизованное государства на территории Китая, было сожжено множество конфуцианских книг, убиты сотни последователей Конфуция. Тогда к власти пришли последователи легизма – учения об управлении общества и государством. Они являлись ярыми противниками конфуцианств и отвергали лозунг Конфуция: «Правление через добродетель, через соблюдение норм поведения и образование народа» Легисты (законники) устанавливали новые строгие законы и довольно жестокими методами заставляли их соблюдать.
Однако конфуцианство быстро сумело оправиться и настолько глубоко проникло в политическую культуру и социальную систему Китая, что осталась официальной идеологией страны вплоть до 1913г. В политике оно нашло компромисс с легизмом, в народной духовной практике – с даосизмом.
Став идеологией верхов, конфуцианство не могло быть простым течением мысли, допускающим разные интерпретации. Для обеспечения стабильности государства и надежности функционирования чиновнического аппарата это учение должно было быть приспособлено для управления государством и обществом и стать руководством для каждого члена общества.
Уже в эпоху Хань слова «конфуцианец» и «китаец» становятся синонимами. В этот же период начинается работа по восстановлению сожженной Цинь Ши-хуанди конфуцианской литературы.
В 555 г. издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и регулярных жертвоприношениях в этих храмах.
В конце 19 в. в Китае было 1560 храмов, посвященных Конфуцию, где одновременно размещались и экзаменационные залы для чиновников [11,69].

Чжу Си кодифицировал учение конфуцианства, его комментарии стали основой экзаменов для чиновников, введенных в 1313г и просуществовавших в неизменной форме около 600 лет. Возможно, это наиболее яркий пример влияния конфуцианства на западную цивилизацию: эти испытания стали образцом экзаменов, которое начала проводить Ист-Индийская компания, что, в свою очередь, заложило основы системы государственного образования в Британской империи, а затем и во всем западном мире.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...