Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Читатель, смеем думать, успел убедиться в необычайном многообразии и подвижности таких «вещей», как мораль и нравы современного общества. Соответственно они могут быть описаны и изучены также очень разнообразными способами. Попытаемся подойти к их рассмотрению нетрадиционно, представив эскиз идеалов отчужденного морального сознания и соответствующих умонастроений. Если мы признаем факт,, как писали прежде, «повреждения» или порчи нравов, соглашаемся с наличием предкризисного состояния общественной нрав-; ственности, то можно, видимо, признать вполне допустимым и; такой подход к делу?
Но прежде надо уяснить природу морального отчуждения и. понять, каким образом оно может существовать в социалистическом мире. Наше обществоведение еще не располагает целостной" концепцией генезиса той модели социализма, которая утверди-.; лась в нашем обществе — от первых его шагов до нынешнего дня. И автор этих строк не ощущает себя вполне подготовленным для..] того, чтобы в ответ на обостренную потребность нашего общества: познать самое себя, разобраться в немыслимо сложных перипетиях; его нравственной жизни. История морали и нравов советского^ общества — подлинная «терра инкогнита», и она терпеливо до-i жидается часа серьезного, разностороннего и, конечно, незашо- > ренного догматизмом исследования.
В застойные времена этика упорно сторонилась рискованных, сюжетов о моральном отчуждении не «у них», а «у нас». И понятно почему — ведь эти сюжеты не умещались в отведенные для | досадных «пережиточных» процессов границы. Даже доверчивый,; не очень вдумчивый потребитель публикаций по проблемам этики, обнаруживал в них столь сильную подретушированность картин: нравственной жизни социалистического общества, что это надол-з го отвращало его от последующего чтения таких текстов. Этика|
проявляла идеологическую предвзятость, отгораживаясь от реалий нравственной жизни плотной ширмой из упрощенных стереотипов и застарелых пропагандистских клише. Она грешила идеализацией как социалистического прошлого (избегая темных тонов в его изображении, разумеется, лишь по «воспитательным соображениям»), так и настоящего («то-то было давно, а вот теперь, слава богу...»), с поразительным упорством нарушала заповедь «не сотвори себе кумира!», притерпелась к хвостистской практике замалчивания о положении дел в нравственности.
Попытаемся, однако, предложить хотя бы в первом приближении ответы на уже поставленные вопросы. Доказано, что предписания и оценки, с помощью которых направляется поведение людей и квалифицируются их поступки, создали отнюдь «ни бог, ни царь и не герой», что они — совокупный продукт ассоциированной деятельности всего человечества или больших социальных общностей. Если это так, то не должно, казалось бы, возникать в этом смысле никаких затруднений, кроме тех, естественно, что связаны с исследованиями процессов духовно-практического производства каких-то конкретных ценностей, норм, правил, оценочных трафаретов морали.
Но вот складываются такие необычные исторические обстоятельства, когда неизбежная для любого общества взаимосвязь между интересами всех людей или значительных общностей и интересами саморазвития отдельных личностей оказывается утраченной, становится какой-то невнятной, расплывчатой, почти неуловимой. Тогда-то предписания и оценки воспринимаются многими людьми и даже целыми множествами людей в качестве созданных не ими, а некими иными силами. Они предстают как чуждые, в лучшем случае безразличные, извне навязываемые требования, лишенные духа творчества ограничители деятельности, их «естественных» влечений и свобод. Люди устремляются, допустим, к интересному или, скажем скромнее, просто к осмысленному и прилично оплачиваемому труду, жаждут самовыражения и достойного существования, семейного счастья и т. п., но указующий перст сурового казенного долга предостерегает от ориентации на собственные интересы, не велит даже желать того, что хочется, объявляет предмет желаний запретным, а то и постыдным.
Поведение людей оказывается «под присмотром» норм функционально-ролевой системы, под прессом ожившего социального итога их собственной деятельности. Ситуация загоняет их в угол: если хотите быть моральными, честными и порядочными людьми, то приходится идти на жертвы реальными потребностями и интересами, запросами и устремлениями в пользу процветания «целого». Отчужденная мораль чем-то смахивает на злополучного троянского коня, хитроумным способом проникшего в самые интимные, «подвальные» этажи сознания человека, и уже оттуда она повелевает его поведением. Разве после этого странно, что ее уподобляют пуритански настроенной, желчной и сварливой
8* |
наставнице или, того хлсще,— некоему потустороннему, чуть ли не «бессонно сатаноидному» (по А. Платонову) началу? Столь же не удивительно, что если со всем тщанием упрятанные в мо--ральных предписаниях и оценках интересы деспотического «целого» безвозмездно изнуряют физические и духовные силы человека, то тот в ответ изыскивает тьму-тьмущую изощренных путей увиливания от исполнения требований и верности оценкам. Именно на таком фоне — рядом с сетованиями о невыносимой «тяжести» долга — пышным цветом произрастают ригоризм и бездушное морализаторство.
В сфере духовно-практических отношений социалистический идеал предполагает преодоление всех форм морального отчуждения. Нацеленная на это общественная нравственность синтезирует принципы и нормы революционной морали рабочего класса с фундаментальными правилами всякого человеческого общежития, с нравственными ценностями народной жизни, моральными идеями и представлениями демократических сил. Случилось, однако, так, что снять ярмо отчуждения в нашей стране и в других странах, вставших на тернистый путь социалистических преобразований, пока не удалось. Конкретный рисунок исторических событий сложился здесь в таком виде, что оставляет историку нравов достаточно места для нелегких раздумий.
Меньше всего хотелось бы в идеализированном виде воспринимать состояние нравственной жизни в первое послереволюционное десятилетие. Но в целом — с большим или меньшим успехом — оно протекало под знаком наступления на моральное отчуждение. Однако процесс принятия и усвоения синтеза норм революционной общечеловеческой морали различными слоями и группами общества (как, впрочем, и сам процесс синтезирования) был куда более трудным, растянутым, неоднозначным, чем представлялся на заре нового мира. Более сложным делом оказалось вытеснение и «перековка» индивидуалистических, мещанских, авторитарно-патриархальных, пригородно-слободских нравов, привычек, поведенческих стереотипов. Конечно, нельзя не принять во внимание известную дезорганизацию общественной жизни, вызванную лихолетьем гражданской войны и хозяйственной разрухи. На нравственный климат общества, состояние его духовного здоровья не могли не повлиять противоречия форсированной индустриализации и урбанизации, варварские методы коллективизации. Трудовой энтузиазм, укрепление общественной дисциплины, ускоренный слом отживающих обычаев, норм социальной приниженности и инертности противоречиво соседствовал с усилением позиций деклассированных, морально неустойчивых элементов. Сказались нравственно-психологические издержки длительной политики «затянутых поясов» у трудящихся, ослабление силы еще полных гуманистического содержания поведенческих традиций, расшатывание правил бытовой морали, огрубление морально-этикетных норм межличностных отношений.
Еще хуже другое. Ведь затяжной характер освобождения из тенет отчуждения, противоречивость его хода и результатов не идет ни в какое сравнение с приостановкой этого процесса, изменением его фарватера, реанимацией ряда форм отчуждения. Укрепление «государственного» («административного» или «авторитарно-бюрократического») социализма вело к насаждению упрощенных казенных и казарменных представлений о добре и зле, солидарности и справедливости, свободе и достоинстве, о целях и методах воспитания молодых поколений. Под прикрытием социальной мифологии обострения классовой борьбы резко противопоставлялись общечеловеческие и классовые начала в морали, расшатывались устои народной нравственности, утрачивались демократические ценности, происходило растранжиривание всего лучшего в «моральном наследстве». Насаждались консерватизм в области нравственных отношений, социальная инфантильность с ее высоким уровнем доверчивости масс, приспособленчество в его крайних проявлениях. Можно говорить и о целой серии деформаций в моральном сознании народа, подавлении и своекорыстном использовании пробужденного социалистической революцией энтузиазма, духа свободы, демократизма и невиданного роста человеческого достоинства. Все это, как правило, прикрывалось шумной и льстивой демагогией относительно «маленького винтика» истории, «терпеливого солдата революции», «песчинки грандиозной социальной бури». Личности, многовековым и трудным историческим восхождением приуготовленной к свободному выбору жизненных идеалов, ценностей, социальных позиций и подтвердившей участием в тяготах и испытаниях освободительной революции и социалистического строительства мандат на такой выбор, на право самой определять свою судьбу, такой личности исподволь навязывались представления и нормы куцей соглашательской морали. Оставляя руины от свободного выбора в пользу коллективистской солидарности и верности общественному долгу, незаметно за коллективность стали выдаваться отказ от ответственности и подавление личностных начал, подмена действий, побуждаемых интересами, действиями, продиктованными дисциплинарным усердием. Служение общественному долгу постепенно начало оборачиваться слепым подчинением каноническим мнениям, разномастным и разноранговым источникам авторитарного давления. Не будет большим преувеличением сказать, что тогда же наблюдался и процесс реставрации некоторых отнюдь не периферийных свойств сословно-феодальной морали и патриархально-общинных нравов.
Именно на такой основе развертывалась тенденция к повторному отчуждению морали, усиленная затем политической апатией, трудовым абсентеизмом значительных слоев населения, нарастающим загрязнением нравов в «сонно-застойные» годы. Употребляя понятие «отчуждение» в таком смысле, мы прибегаем к иному обозначению предкризисного (скорее, кризисного) состояния общественной нравственности. С ним связаны рассогласование прав
и обязанностей личности, раздвоение нравственности на официальную, декларируемую, и неофициальную, практикуемую, что повсеместно содействовало утверждению двойного морального стандарта. Отчуждение в данном случае означает, что нравствен-, ные отношения между людьми предстают как отношения механизмов, продуктов, порядковых номеров, «безгласных вещей» (выражение М. М. Бахтина), в моральном плане совершенно нейтральные. Подобно вещи, человек становится предметом использования в каких-то функциональных связях, а его значение в них измеряется главным образом стоимостью, размерами оказываемых им услуг. А где того нет, там либо обнаруживается ханжеская маскировка мотива услуги, либо фиксируется случайность такого отношения. Подпавшие под пяту отчуждения люди стремятся использовать не только друг друга, но в той или иной степени и самих себя лишь в качестве средства достижения отчужденных целей (феномен «вождистской» или «потребительско-рыночной» ориентации личности).
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!