Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Каковы же мотивы, побуждающие рядовых сторонников потребительской морали к самокритичному пересмотру собственных привязанностей и отступления с позиций казенной «довольности»?
Прежде всего сеет сомнения относительно устойчивости «мате риалыюй базы» гедонизма непосредственный жизненный опыт. Не следует, конечно, упрощать ситуацию, предполагая существование прямой зависимости между уровнем «довольности» и уровнем доходов, потребительских возможностей, но нельзя и пренебрегать такой зависимостью. Между тем экстенсивно растущая экономика застоя усложняет и затрудняет деятельность, направленную на удержание потребительского стандарта определенной высоты, делает более изнурительной и безрадостной не только конкурентные схватки на этом поприще, но даже простую адаптацию к ухудшающейся жизненной обстановке. Нарастают трудности и у тех. кто занимает, если можно так назвать, полупотребительскую позицию, предпочитая курс на скромный материальный достаток при сохранении блаженного состояния социальной прострации. Действуют и иные мотивы отхода: ведь застойные процессы во внепроиз-водственной сфере жизни общества тоже не служат источником потребительского энтузиазма! Поэтому в числе отступников оказываются не только те, кто не смог взять барьер, ведущий к высотам успеха, к процветанию, но и те, чье положение кажется достаточно прочным и их возмущение порядками представляется со стороны совершенно немотивированным («а этим что еще надо!»).
Эрозию «довольности» стимулирует печальное состояние общественной нравственности, опасное сгущение в ряде регионов и срезов социальной жизни криминогенной атмосферы, нарастание разнопорядковых явлений, частично или полностью несовместимых с ценностями гуманистической морали. В тылах «довольности» закипает раздражение, усиливается ощущение собственной неподлинности. Снижается эффективность обычно применяемых для блокировки и рассеивания сомнений средств — косметические меры по упорядочению дел в обществе, так называемая пропаганда успехов (прежде безропотный ее потребитель в ситуации идеологического замешательства становится все более привередливым) и даже самовнушение. Побеги сомнений, подобно траве, пробиваются сквозь толщу бюрократического асфальта. В движение приходят демоны социального брожения и «зреют гроздья гнева». Люди втягиваются в водоворот общественных страстей, когда ревизии подвергаются цели и символы успеха, еще вчера воспринимавшиеся в качестве наидостовернейших ценностей.
Все это может стать предварительной подготовкой к перестройке сознания в духе гуманистического обновленчества. От него рукой подать до ответственного социального действия. Вопрос, следовательно, не о том, наблюдаем ли мы только подготовку или уже пролог к перестройке, и не о том, сколь долго может протекать фаза отступления, подспудно или обнаженно происходит расставание с прошлыми иллюзиями. Дело в том, что определенная (скорее всего небольшая) часть тех, кто отрекается от гедонических верований, попадает в зависимость от других, теперь уже антипотребительских по своему характеру, верований. Смена знаков в этих верованиях происходит в процессе «призыва на действительную службу» каза-
лось бы давно уволенных историей в запас традиционных жизненных идеалов.
Пестрота, разномастность социальных установок поборников антипотребительской ориентации бросается в глаза. В этом смысле не следует скидывать со счета и то обстоятельство, что «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности»1, что не может не воздействовать на способы перемещения с одной духовно-нравственной позиции на другую.
Обратим внимание на манеру критики потребительской морали с вновь обретенных позиций. Эта критика сначала оказывается неглубокой, импульсивной, нацеленной на наиболее броские проявления потребительства. Она не лишена искренности, зоркости и демократизма. В то же время в немалой степени ей свойственны и черты романтизма, утопизма, склонность к морализаторству, интерес к утешительным идеалам, способным укрыть от пронзительных ветров суровой действительности. Еще менее четкое программирование позитивных мер наблюдается в борьбе с потребительской идеологией, ведущейся с позиций социалистического идеала. Критика потребительства с этих позиций легко теряется перед сложностью социальных и нравственных проблем, сбивается с главных на второстепенные аспекты, смешивает локальное со всеобщим, поверхностное с фундаментальным. Эти свойства критики делают ее слабозащищенной от воздействия различных нигилистических идей, которые ведут обстрел потребительства с платформы «критики общества». Нигилизм, как известно, богат оттенками, которые трудно развернуто представить в рамках одной статьи. Поэтому кратко охарактеризуем это явление в целом.
Объектом разгневанной и ниспровергательской критики, увлекающей антипотребительское сознание, оказывается любое современное общество с его вырвавшейся из повиновения техникой и технологией, с господством громадных организаций и засильем бюрократии, с дегуманизирующей человеческие отношения манией потребления. Критика становится особенно резкой, когда затрагивает сферу нравственности. Последняя попрекается за то, что стоит навытяжку перед силами порядка, учит смиренно исполнять социальные роли, цепляться за фальшивые символы счастья, опустошающие личность. Набрасывая гротескную картину обозримого будущего, «критика общества» предрекает грядущую эру «вымирания морали», всеобщего «коллапса» нравственности — ни больше ни меньше!
В общем плане все эти упреки адресуются и социалистическому обществу. В той мере, в какой их содержание совпадает — пусть даже и не полностью — с его самокритикой, которая ведется под флагом «больше демократии, больше социализма», критика не вызывает особых претензий, хотя ее мотивы и методология далеко не всегда достойны позитивной оценки. Но в случае нарушения меры в методологической мистификации «критика общества» спо-
1 Ленин В. II Поли. собр. соч. Т. 25. С..'ИЗ.
собна приобрести не просто антипотребительский, но и антисоциалистический характер.
Но каковы те позитивные идеалы, которые «критика общества» расположена признать за «свои»? В первом эшелоне опознаний идет квиетизм — мировоззрение социальной пассивности. Пассивность, очевидно, может быть и просто неосознанной. В таком случае психологи выделяют инцидентную пассивность, когда в какой-то критический момент наступает состояние оцепенения, своеобразного «паралича воли». Возможна относительно длительная пассивность в результате накопления утомления. Недопустимо проводить аналогию между социальной пассивностью и, скажем, аутогенной тренировкой, гипосенсибилизацией, ибо она — не способ лечения пли психопрофилактика неврозов, а жизненная платформа, своеобразный поведенческий императив покоя, который, по выражению одного болгарского социолога, предписывает человеку пожизненный антиобщественный отдых.
Квиетисты нашего времени самым решительным образом отвергают дух торгашества, карьеризма и освящающую их потребительскую мораль. Отклоняют они идолы и символы потребительства, осуждают взращивание на этой почве комплексов зависти и превосходства, закулисные сговоры с бюрократической моралью. Впрочем, борьба со злом не имеет перспективы и поэтому не вдохновляет квиетистов, стремящихся обрести блаженное безразличие ко всему, что происходит в обществе, которое, по их мнению, ни при каких условиях не способно сбросить с себя бремя отчуждения. Отсюда их исходная установка: лишь тот достоин «тихого счастья» душевного покоя и абсолютной безмятежности, кто разорвал все связи с обществом, прекратил ассимиляцию социальности, сумел стать человеком со стертыми социальными качествами, выключился из любых социально одобренных действий, кто равнодушен ко всем моральным проблемам и рассматривает требования общественной нравственности лишь как хорошо замаскированные посягательства на исконную свободу «естественного» человека. Путь обретения созерцательно-нейтрального отношения к добру и злу — это погашение желаний, минимизация жизненных проявлений, уход в «затаенное» существование, «выпадение» из социальной организации. Для этого следует уклоняться от контактов со всякими общественными движениями, укрыться от идущего извне идейно-нравственного натиска, избегнуть регулирующего воздействия со стороны гражданской этики, трудовой и даже семейной морали.
Но квиетизм не навязывает курса на низкую адаптивность и затворническое существование. Чтобы полнее реализовать общест-вофоб.ические предписания квиетистского идеала, рекомендуется следовать им в условиях потаенности, но внешне прикрываясь почтением по отношению к нормам общественной нравственности, к правилам потребительской морали. Имитируя участие в общественной жизни, фиктивно выполняя даже семейные, коллегиальные, Дружеские, соседские обязанности, квиетист не должен погружать-
ся в заботы этого показного существования, настойчиво преодолевая в себе «болезнь активности». Это путь расчетливо избранного одиночества. Воображаемый мир, где обитает сокровенная и неок-купированная обществом часть души квиетистов, куда заточен его идеал, представляется ему наполненным спокойствием. История с ее мучительными противоречиями проходит через него как через пустоту. В этом выдуманном мире можно отвернуться от слепящего света реальности, пренебречь тревогами людей, можно не вслушиваться в их боль. Образцами исповедуемой квиентизмом «бездеятельной деятельности» могут служить и человек, увлеченный депрессивным хоббизмом, ничего не замечающий вокруг, и фанатичный последователь шопенгауэровского учения о нирване, и приверженец «боконизма», описанного в «Колыбели для кошки» К. Воннегута, и Мерсо — центральный персонаж романа «Посторонний» А. Камю.
Художественная литература и публицистика последних десятилетий во множестве обрисовала облики эскапистского существования. Внешне многие из них вполне пристойны и в нравственном смысле подчас даже привлекательны, так как отказ от профессии, схождение с эскалатора карьерного продвижения, разрыв с трудовым коллективом, а в ряде случаев даже с семьей, с заботами о близких, шаги в сторону отшельничества и самозаточения мотивируются поиском «естественной жизни», незамутненных отношений с природой и людьми, необходимостью преодолеть привычные стереотипы поведения и мировосприятия, зависимость от техники, ряда навязчивых благ цивилизации.
В усугубленном виде моральные предписания квиетизма получают отражение и в деятельности различных придонных слоев общества (бичей, бомжей и т. п.), черпающих пополнение практически из всех социальных групп. Они демонстрируют мучительные хитросплетения человеческих трагедий с привязанностями к бродячему и разгульному образу жизни. Новый импульс получила и репутация хиппианского образа жизни (некоторые социологи полагают, что здесь мы сталкиваемся с циклическим процессом). Непринужденные «тусовки» хиппи с применением наркотиков, элементов йоги, поисками религиозной экстравагантности, романтикой путешествий, непротивленчества, свободой любви, пристрастием к некоторым направлениям рок-искусства оказываются способами закрепления и развития этой разновидности современной «этики недеяния».
Но те, кто ориентируется на такого рода безмятежную этику в момент небывалого напряжения и противоборства страстей, когда молчание и недеяние приобретают иногда даже зловещий смысл, являют собой недвусмысленный выбор. Он направлен не против общества вообще, как им мерещится, а против сил демократического обновления, поборников подлинной гуманизации человеческих отношений, насыщения их доброжелательством и любовью. Данное обстоятельство обнаруживается в рамках верований другого традиционного идеала — стоицизма.
Лишенный духа протеста и борьбы, зараженный ценностным дальтонизмом и не желающий даже свой уход из общества обратить против отчуждающих сил, квиетизм унижает человека рабской покорностью судьбе. В своих предельных выражениях он суть только смягченная форма самоубийства — смерть духовная предваряет смерть физическую. Капитулянтство перед суровостью мира и идеализированная лень не просто перечеркивают героическое начало в человеке, но и предопределяют сползание к аморализму, прикрытому демагогическими фразами о непричастности ко злу.
Стоицизм на свой лад перепрограммирует «критику общества», морального отчуждения, царства потребительства. Можно, оказывается, спасти свободу и не разрушить цельность, познав злосчает-мость судьбы человека, но при этом презрев роковые предсказания. Человек, согласно стоикам, в силах, не роняя достоинства, вознестись над судьбой. Стоический идеал ориентирует на постоянную мобилизацию воли, напряжение самодисциплины и на героическую решимость. Он повелевает не полагаться на «законы истории», подстраховывающие вашу борьбу и моральную чистоту, не доверять никаким политическим утопиям и заклинаниям любых идеологий. Перспектива должна быть выстроена внутренним усилием человека, естественно вытекать из его доброй воли и воплощаться в исполнении долга.
Каково же содержание доброй воли и долга, не окажутся ли они абстрактными призывами? Содержание воли и долга подсказывает моральная интуиция, и обретается оно человеком в ходе выполнения долга, а не выявляется заранее, не предшествует социальному действию. Только следование долгу при самых тяжелых и обескураживающих обстоятельствах позволяет обрести достоинство и утвердить величие человеческого духа. В них и заключено счастье, подлинная, ничем не омрачаемая довольность. Закованного в броню изоляционизма стоика нельзя чего-то лишить, пытаясь тем самым ввергнуть его в состояние страха и несчаст-ности. Он чувствует себя независимым ни от общественного, ни от индивидуального произвола, готов повстречаться с самым затейливым и непредсказуемым зигзагом судьбы. Он готов к поражению, несмотря на свое осознаваемое превосходство над любым противником, но и готов к победе, которая ровным счетом ничего не может изменить. Почти как по В. Пастернаку:
Но поражвньн от победы Ты сам ни должен отличать.
Счастье стоика подкреплено презрением к жизненным благам, что, однако, не предполагает намеренного отказа от них: стоик не аскет! Личным примером он призван доказать верность тезиса о том. что счастье без остатка заключено в добродетели, что выработанное самим человеком стоическое отношение к страданиям способно придать смысл бесстрашному противостоянию судьбе, сохраняя философское спокойствие и в застенках сталинско-бериевского тина, и в обстановке повального разгула потребительства, и во
враждебном окружении техносферы и всесильных организаций, и в застойной атмосфере экономического «отката», подрыва нравственных устоев, и в культурных резервациях различных анархо-гедонистических групп, шаек «фанатов», хиппианских «стай». Думается, следование стоическому идеалу позволяет человеку сохранить шанс на торжество правды и совести. Такой шанс не может быть продемонстрирован и обоснован с помощью каких-то научно-теоретических средств. Он заключается в нравственном совершенствовании человека и его постоянной готовности оказать сопротивление злу, что открывает возможность для лавинообразной мутации массового сознания, возникновения новых умонастроений в самой, казалось бы, неприспособленной для прозрений обстановке. Наш народ, к примеру, многому научила собственная героическая и трагическая история, позволившая лучше понять, сколь пагубно думать, будто общественное развитие при социализме «обречено» на движение в сторону прогресса. Оказалось, что в социалистическом мире движение истории осуществляется отнюдь не гладко. Его невозможно без насилия над фактами представить вне крутых виражей, топтаний на месте и даже попятных шагов, вне напряженного столкновения различных тенденций и вариантов развития. При этом очень важно помнить, что исторический опыт, выношенный и выстраданный нами, свидетельствует против прекраснодушной идеи о всесилии нравственных принципов, их несокрушимости, способности служить гарантами против торжества зла, вторжения инфернальных (адских) начал. Как видим, здесь исторические реалии, факты не стыкуются со стоическим идеалом, заставляя признать, что благородные принципы, моральная стойкость сами нуждаются в убережении, в верных ориентирах, в социальной защите. Это хорошо было показано в антиутопиях О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Е. И. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984 год». И все же стоит раскованнее, смелее, чем прежде, вникнуть в мотивацию стоицизма, восхититься благородными, героическими моментами в нем. Очень важно уметь обнаружить точки соприкосновения с ним в общем противоборстве с политическим аморализмом, обыденным цинизмом, капитулянтством и соглашательством за утверждение демократических и гуманистических принципов общественной нравственности.
Н. М. MF/ЖУКВ
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!