Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кундалини и спинной мозг



Рассмотрим еще один пример. Кундалини, таинственная
духовная энергия, символизируется свитой в кольца змеей.
На рис. 8.2 показаны две такие змеи, олицетворяющие
мужской и женский принципы. Это змеи из мистического
рисунка Шриранги «Сударшана-мудра». Змеи располагаются
по обе стороны этого рисунка. На рис. 8.2а обе эти змеи
обозначены буквами «М» и «Ж», мужским и женским
принципами соответственно. Творение, обычно изображае-
мое змеями, возникает благодаря вкладу двух полярностей
(«+» и «-»), мужчины и женщины. Вспомним о концепциях
«Инь-Ян» в философии дзэн или о принципе «единства про-
тивоположностей» в психологии. Современная медицина
также использует этот символ в виде двух обвивающих друг
друга змей.

Чтобы понять этот принцип, лежащий в основе творения,
надо отсортировать вклад этих двух полярностей. Графически
это выполняется следующим образом. Каждая из змей
симметрично «рассекается» по оси, вдоль которой она
обвивается, в результате чего мы получаем полярности «+»
и «-»(см. рис. 8.26). Положительная сторона «М» соединяется
с отрицательной стороной «Ж». Точно так же отрицательная
сторона «М» соединяется с положительной стороной «Ж».
Полученные в результате фигуры показаны на рис. 8.2с, и
мы становимся свидетелями появления совершенно нового
символа! Ведь это цепь, олицетворяющая иерархическую


связь в творении! Мы также видим семь годичных колец,
которые соответствуют семи чакрам. Обратите внимание на
соответствие между средней частью годичных колец и серым
веществом внутри спинного мозга. Чтобы подчеркнуть это
соответствие, на рис. 8.2с средняя часть годичных колец
закрашена серым цветом. Это косвенный намек на интимную
связь между Кундалини и серым веществом спинного мозга.
Обратите внимание на явное сходство поперечного среза
спинного мозга (рис. 2.36) со змеей.

Интересно, был ли сам процесс симметричного деления
каждой из змей и последующего их соединения заранее
продуман Шрирангой? Возможно, результат оказался просто
неожиданным совпадением, хотя и весьма удачным. Автор
подтверждает правомерность процесса разрезания и соедине-
ния, а также правильность толкования при помощи некоторых
дополнительных наблюдений в следующем разделе.

8.7.3 Взаимодействие между ветвями знания

Помимо этого мотива Шриранга изобразил взаимо-
действие между различными ветвями знания в мистических
рисунках. Проиллюстрируем этот момент с помощью все тех
же змей, показанных на рис. 8.2а. Эти комментарии также
оправдывают процесс разрезания и соединения, упомянутый
в предыдущем разделе.

Ступенчатые, или ярусные, годичные кольца и иерархи-
ческие связи символически представляют два вида движений
Кундалини, описанные в традиционной тантрической лите-
ратуре как крамодайя (плавное движение) и падавикшепа
(ступенчатое движение). На другом мистическом рисунке
Шриранга показывает два вида движений, изображая по обе
стороны Бога птиц, Гаруду (плавное последовательное
движение) и Бога обезьян, Ханумана (ступенчатое движение)
(см. рис. 8.2с). Гаруда и Хануман считаются двумя Богами
Праны. Кроме того, Шриранга рисует царя танцовщиц,
Натараджу (в одной из форм Шивы), вместе с Хануманом,
символизирующим ступенчатое движение, и Тривикраму

Творение появилось в результате частичного пере-
крывания дополняющих (плюс, минус) сил мужского
(М) и женского (Ж) принципов. Показан процесс, про-
исходящий «за кулисами» творения.

(а) Кундалини в виде змей.

(б) Деление змей по оси симметрии
для получения «М-», «М+», «Ж-», «Ж+».
(с) Перестановка позиций и
объединение (М-Ж+) и)М+Ж-).

(д) Бог птиц Гаруда и Бог обезьян
Хануман символизируют два вида
движений (плавное, ступенчатое) Кундалини.


(одна из форм Вишну) вместе с Гарудой, символизирующим
плавное движение. Еще в одном мистическом рисунке (он
здесь не приводится) Шриранга изображает две пары восходя-
щих и спускающихся ступней ног (одна пара принадлежит
мужчине, другая - женщине) вдоль семи чакр. Вспомним
брачный ритуал, саптапади, во время которого жених и
невеста (мужчина и женщина) делают семь шагов вместе.
Вспомним облик Ардха-Наришвары (правая половина Шивы
и левая половина Парвати), где явно видно объединение
мужского и женского принципов. Все вышеприведенные
замечания прекрасно иллюстрируют правомерность процесса
симметричного рассечения и объединения двух половинок
змей.

Обратите внимание на следующий символизм:

Змей-Мужчина: Ида/ Прана/ Луна/ симпатическая
нервная система/ левое полушарие головного мозга.

Змея-Женщина: Пингала/ Апана/ Солнце/ парасимпа-
тическая нервная система/ правое полушарие головного
мозга.

Этот процесс разделения с последующим слиянием
также иллюстрирует гармоничную (равную) роль мужского
и женского принципов. То есть одинаково важную роль пар
Ида и Пингала, Прана и Апана, а также двух полушарий
головного мозга.

Далее мы детально обсудим связь змей с другими
ветвями знания.

Кундалини связана с нада (внутренними звуками). Ида-
нади
связана с Праной, а Пингала-нади связана с Апаной
(Агни).
Считается, что нада появляется в процессе самйоги
(буквально «слияния») Праны и Агни. См. раздел 6.3.5. В
графическом виде разделение и слияние двух змей симво-
лизирует самйогу Праны и Агни. Результирующие семь
годичных колец с правой стороны рисунка 8.2с симво-
лизируют семь музыкальных нот. Шриранга подчеркивает это
утверждение далее, изображая некоторые музыкальные
инструменты под змеями (на рис. 8.2а это не видно).

Кундалини связана с Варнами (фонемами). Варна-
праваха
(поток звуков речи) якобы возникает при слиянии
Ида-нади и Пингала-нади. Графически рассечение и соеди-
нение двух змей символизирует самйога Ида-нади и Пингала-
нади.
Иерархические связи (слева рис. 8.2с) символизируют
группы фонем в Варна-Мала (гирлянде букв).

Кундалини связана со Временем (Кала). На рис. 8.2а ось,
проходящая сверху через семь колец, разрезает змею че-
тырнадцать раз, а пятнадцатая «точка пересечения» находится
на одной прямой линии с головой змеи. Это можно ис-
толковать так, что две змеи представляют две пакши (две
недели нарастающей и две недели убывающей луны). Точки
пересечения вдоль оси символизируют пятнадцать фаз луны
(титх). На мужской стороне (М-стороне) голова змеи
спрятана внутри цветка лотоса, олицетворяющего новолуние,
а на женской стороне (Ж-стороне) хорошо просматриваю-
щаяся голова олицетворяет полнолуние.

Левое (М-сторона) и правое (Ж-сторона) спиральные
кольца змей символизируют Иду и Пингалу При чтении
ритмов нади в активном центре Ваты мы говорили о трех
возможных «узорах» (смотрите рисунок 4.2) протекания
Праны по трем разным нади (Иде, Пингале и Сушумне). Узор
[{] ритмов нади в центре Ваты, когда Прана течет через Иду,
представлен левой змеей, кольца которой закручиваются
влево, по часовой стрелке, если смотреть снизу вверх. Узор
[}] ритмов нади в центре Ваты, когда Прана течет через
Пингалу, представлен правой змеей, чьи кольца закручиваю-
тся направо, против часовой стрелки, если смотреть снизу
вверх. Иными словами, направление скручивания колец у
змей символизирует узор ритмов нади.

Бутон лотоса, расположенного под змеей, которая
помечена на рисунке буквой «М», частично приоткрыт, а
цветок лотоса под змеей «Ж» широко раскрыт. Это связано с
центробежной и центростремительной силами (смотрите
раздел 2.6.).

Считается, что Кундалини относительно сильнее у


женщин. На рис. 8.2а на стороне, воплощающей женский
принцип, есть один дополнительный изгиб в основании, а на
нижних кольцах появляются точки. Хорошо известно, что у
женского спинного мозга вблизи основания есть допол-
нительная пигментация. Этот анатомический фактор отражен
учителем

В рисунках Шриранга не просто отражал знание йоги и
Аюрведы, но также удивительным образом соблюдал геомет-
рические пропорции. Приведем пример. Считается, что цель
йоги - распрямить свитую в кольца Кундалини. Как можно
проиллюстрировать эту концепцию? Представьте, что вы
распрямляете змею «М», показанную на рис. 8.2а и измеряете
ее длину. Автор сделал это следующим образом. Тонкой
струйкой камеди тщательно отмечается длина змеи «М» (см.
рис. 8.2 а). Вдоль колец аккуратно наматывается бечевка
(нитка). Начальная и конечная точки, а также точки пере-
сечения семи колец по оси отмечаются на бечевке цветными
чернилами. Бечевка мягко вытаскивается и растягивается.
Так определяется длина змеи в раскрученном виде.

Шриранга представил спинной мозг с семью чакрами в
середине «Сударашана-мудры» (рис. не показан) при помощи
светильника на прямой стойке. Вспомните, что змеи взяты
из этого рисунка. Длина распрямленной змеи в точности
соответствует высоте светильника. Более того, относительное
расположение колец у змеи совпадает с относительным
расположением основных элементов светильника. Так йоги-
ческая концепция представляется в геометрическом виде.

Мы дали поверхностное толкование змеям, показанным
на рис. 8.2а. Осталась еще масса интересных идей, зашифро-
ванных в этом рисунке. Кроме того, есть много идей, свя-
зывающих змей с другими компонентами «Сударшана-
мудры».
Если даже в одном компоненте рисунка скрыто так
много идей, можно только догадываться, насколько необъя-
тен и глубок мистический рисунок «Сударшана-мудры».
Потребовались годы исследований серьезных учеников йоги,
чтобы полностью понять и оценить этот мистический рисунок.

В ореховой скорлупе скрыты все главные концепции йоги и
их связь с другими областями знания {видьями и калами).

8.8. Шриранга как личность

Читатели, которых интересуют жизнь и труды Шриран-
ги, могут прочесть о нем биографические книги. Прежде, чем
мы закончим эту главу, будет вполне уместно привести
несколько персональных наблюдений, чтобы выразить
авторскую признательность гуру.

Пусть вас не удивляет, как Шриранга мог быть такой
многогранной личностью - йогом, гуру, певцом, дизайнером,
архитектором, художником и пр. Это совершенно не уди-
вительно, поскольку все области знания содержатся в душе.
В процессе достижения состояния Брахмана приоткрывается
возможность познания разнообразных ветвей знания и их
взаимодействия. Требуется интеллектуальная подготовка,
чтобы распознать и суметь истолковать такие интуитивные
прозрения или откровения. Шриранга умел выносить на
поверхность внутреннее знание простым усилием воли. Для
получения интеллектуальной подготовки он проводил долгие
часы в библиотеке за изучением книг. Ему страстно хотелось
сопрячь древнеиндийскую теорию с современной экспе-
риментальной наукой.

Несмотря на глубину своих познаний Шриранга был
открыт для всех, всегда оставался очень дружелюбным и
скромным человеком. Он внушал любовь к себе всем своим
ученикам. Обычно ученик приходит к многознающему гуру
со страхом и благоговением. Но мы относились к Шриранге
исключительно с любовью и невыразимой нежностью; это
была взаимная платоническая любовь, которую мы не
ощущали даже в отношениях с самыми близкими родствен-
никам. Если вы встречались с ним взглядом, он всегда первым
начинал разговор (пурва-бхашинам).

Он никогда не использовал свои обширные знания в
корыстных целях. Единственным средством его существо-
вания были доходы от сельскохозяйственных земель, урожай


с которых зависел от капризов природы. Он никогда не
принимал пожертвований со стороны своих учеников. Любой
случайный дар он принимал с великой неохотой, но всегда
был за него признателен. Он был воплощением умиро-
творенности.

Помимо того, что он был йогом и великим гуру, он был
идеальным хозяином дома, гостеприимным и надежным
другом, всегда улыбчивым человеком с огромным само-
обладанием, несмотря на тяжелые обстоятельства в его
личной жизни.

Его ученики постоянно гостили в его доме. Автору
доводилось слышать от многих людей о радушии Шриранги.
Он услаждал их йогической музыкой. Он наделял их йогичес-
ким знанием: отвечал на их вопросы, как вечные, так и
насущные, диагностировал болезни и поддерживал больных
лекарствами. Он планировал меню в соответствии со вкусами
своих гостей и даже стелил для них постель. Провожая гостей,
он давал им по бутыли меда. И так далее. Во всех его делах
ему оказывала неоценимую поддержку жена. В настоящее
время она взяла на себя функции гуру Шриранги.

Для его учеников главную часть йогической практики
составляла медитация на фоне йогического пения Шриранги.
Зачарованные мелодичным звучанием его песен и сладостью
голоса, слушатели достигали экстатических высот. Некоторые
погружались в глубокую медитацию, наполнявшую их
невыразимым покоем. Другие начинали рыдать, переполняясь
эмоциями. На лицах остальных сияла радость, которая
проявлялась в йогических мудрах, соответствовавших бо-
жеству в их внутреннем видении. Вид зала, заполненного
многочисленными учениками, которые долгими часами
подряд были глубоко погружены в светлую спокойную
атмосферу и внутреннее созерцание, просто очаровывал.

Шриранга была великим оратором, вагми. Его аудито-
рию составляли мужчины и женщины, молодежь и старики.
Профессора и крестьяне, порой даже неграмотные. Его лекции
доходили до сознания разных слушателей, поскольку он умел

даже самые сложные вещи объяснить доходчиво и внятно.
Его речи и лекции были обильно «приправлены» веселыми
историями и всегда сопровождались музыкой и практи-
ческими демонстрациями. Йогические эксперименты, которые
он ставил на своих учениках, приводили зрителей в изумле-
ние. Занятия растягивались на долгие часы. Однажды
вечернее занятие, которое началось в шесть часов вечера,
продолжалось до двух часов утра. А другое занятие, начавшее-
ся около десяти часов утра, завершилось в четыре часа
пополудни. Шриранга всегда извинялся перед старыми
людьми за продолжительные сеансы. Он говорил, что его
унесло на крыльях вдохновения, которым зарядила его
аудитория! Несмотря на долгие сессии, никто никогда не
уставал и не испытывал скуки. Цель своих лекций он в
основном видел не в скупой передаче информации, а в
расширении горизонтов восприятия людей. Записи его лекций
не так давно были опубликованы посмертно в собрании из
двенадцати томов, причем несколько сотен страниц снабжены
титулом Амаравани (дословно -ВечныйГолос). Это показыва-
ет, какую широкую тематику он охватывал в своих лекциях.

Шриранга резко выступал против слепой веры. Его
огорчали люди, которые лгали, чтобы улучшить представ-
ление людей о Боге и йоге. В одном из храмов парит в воздухе
статуя Ханумана. Шриранга заметил, что это обычный трюк
с магнитами. Туристические гиды в центре паломничества
указывают на одну отметину на скале и говорят, что это след
мифологической Ситы. Шриранга поинтересовался, насколь-
ко же здоровенной должна быть Сита, чтобы след ее ноги
отпечатался на камне. Шриранга считал, что храмы и
институты должны быть центрами медитации, развития
культуры, научных исследований и обретения знаний. Он
сокрушался, что земля Наланды и Такшасилы, где некогда
обучались высшей философии и родственным предметам
сотни заморских студентов, ныне утратила свое былое
величие.

Шриранга чтил традиции. Он принадлежал к подсекте


лъенгаров браминской общины. Так называемые традицион-
ные льенгары никогда не произносят имени Шивы и не
смешиваются с поклоняющимися Шиве Смаратами. Но
Шриранга был пылким обожателем Господа Натараджи. Он
отмечал праздник Шиваратри, преклонялся перед Ади
Шанкарачарьей, сторонником философии адвайты, и любил
архитектуру храма Шри Видья Шанкары в Шрингери.
Шриранга никогда не возражал, если его ученики следовали
традициям, которые почитали.

Шриранга призывал учеников вести жизнь, посвящен-
ную йоге и медитации. Он никогда ни к кому не относился
негативно, никогда не внушал страх и редко говорил о смерти
и потустороннем мире. Шриранга побуждал учеников воспи-
тывать в себе хороший вкус, а для умственного развития
руководствоваться хорошими текстами. Чувства не должны
лишаться своей законной пищи, но в то же время важно не
пресытиться, чтобы человек не стал рабом своих привычек.
Поиск высшего знания обычно предназначен для странству-
ющих нищих, а не для семейных людей. Однако Шриранга
не считал, что домашние дела могут служить препятствием
на пути знания. Да, Риши действительно приносили покаяние
в течение сотен лет, чтобы достичь цели. Но современный
образ жизни накладывает большие ограничения на время и
едва ли оставляет свободное время для медитации. Он
говорил, что ни в коем случае не надо отчаиваться. Благодаря
развитию технологии годы путешествия в телеге, запряжен-
ной буйволами, сократились до нескольких часов полета на
самолете. Точно так же природа предоставила нам некоторые
благоприятные факторы, поэтому пусть даже малое, но
искреннее усилие способно приблизить нас к цели в реальные
сроки.

В определенных слоях индийского общества царит
убеждение, что женщины не должны петь Веды, выполнять
традиционную форму поклонения, произносить пранаву и т.д.
Но среди многих учеников Шриранги, добившихся быстрого
прогресса и наделенных колоссальными внутренними спо-

собностями, были женщины. Когда первый астронавт полетел
в космос, эта новость облетела весь мир и вышла на первые
полосы всех газет. Примерно в это же время одна из учениц
Шриранги мадам Сундарамма пришла к Шриранге со слезами
радости и затем, попрощавшись, тихо покинула место.
Шриранга проинформировал присутствовавших, что она
достигла высшей точки йогического пути («за тремя мирами»)
и что она пришла сообщить эту новость без слов, выразив ее
слезами радости. Шрирангу интересовало, могла ли такая
новость попасть на первые полосы газет и нашелся ли бы
человек, который этому поверил. Автор непосредственно
слышал от невероятно бедной домохозяйки из деревни
Хоннугунди, которую Шриранга уменьшительно называл
Гундаммой, о том, как она получила внутреннее видение
мифологической истории Шрирамы. Это произошло пример-
но в 1971 году, когда в деревне не было телевидения.
Неудивительно, что мудрец Валмики, как считается, написал
«Рамаяну», используя внутреннее видение. Другой ученик
Шриранги, который впоследствии оказал колоссальное
влияние на автора- это Шри Рама Айенгар. Посторонним он
казался самым обычным человеком, но он ни на мгновение
не терял контакта со своим внутренним миром. Автор с
благодарностью вспоминает помощь и заботу Шри Рамы
Айенгара чуть ли не на каждой ступени жизни автора. Если
бы автор не познакомился со Шрирангой и его учениками и
лично не обсуждал с ними их опыт, он так бы и остался
скептиком.

Создается впечатление, что те, кто далеко продвинулся
в йоге, живут в двух наложенных друг на друга мирах -
чувственном и йогическом. Если ученики Шриранги на-
ходятся на столь высокой стадии йогических переживаний,
то можно только догадываться о йогическом состоянии самого
Шриранги.

Любое описание будет неполным, если не упомянуть о
мягкости, добросердечии и проницательности великого
многоликого йога Шриранги. Что за садгуру! Что за йог!


современных техник. Автору интересно: владеют ли они
знанием Нади-Виджняны, науки чтения и толкования ритмов
нади? Если у них уже есть какие-то наработки в этой важной
области знания, пора поделиться ими с миром. Если нет, то
автор искренне надеется, что вклад Шриранги, описанный в
этой книге, вызовет достаточный интерес в научной среде,
чтобы возродить эту ветвь Аюрведы.

Автор считает, что учения Шриранги, связанные с
Аюрведой и йогой, весьма этому способствуют и могут дать
холистическое знание и внутреннее прозрение. Некоторые из
практических аспектов йоги и науки чтения ритмов нади
весьма актуальны в современной жизни. Огромный интерес
вызывают такие темы, как физиологическая основа ритмов
нади и применение контрольно-измерительной аппаратуры,
диагностическая ценность ритмов нади, изучение ментальных
состояний, в которых они используются, применение этих
техник в фармацевтике, прогнозирование краткосрочных и
долговременных последствий радиации, воздействия на
человеческий организм телевизионных и компьютерных
мониторов, влияния современного образа жизни и рабочей
среды. Мы можем экспериментально определить факторы,
способствующие внутренней гармонии.

Требует глубокого изучения связь с дыханием и влияние
окружающей среды на функционирование Праны внутри
спинного мозга. Необходимо адаптировать дыхательные
техники под индивидуальную конституцию и конкретную
окружающую среду. Получение знания при помощи йоги -
это еще одна перспективная область исследований, которая
может привести к революции в образовании, особенно в
системных методах пробуждающегося творчества. С по-
мощью ритмов нади можно также изучать паранормальный
опыт. Одна из практических трудностей, с которыми стал-

кивается ученик, состоит в том, что он затрудняется сказать,
прогрессирует ли он на так называемом духовном пути или
же просто принял определенную систему убеждений и следует
ее догмам. Изучение ритмов нади, как предполагал Шриранга,

8.9. Актуальность учений Шриранги

Наука и технология модернизируют общество. Но в то
же время это порождает огромные социальные и экологичес-
кие проблемы: ядерное вооружение, угроза экологическому
равновесию и пр. Кроме того, механистический подход под
прикрытием науки превратился в подрыв религиозных устоев
и разрушение социальных и нравственных ценностей. На-
вязываемые обществу потребительские товары, продукты
питания, развлечения, отношение к образованию и т.д.
ограничивают стремление к медитации или к поиску внутрен-
ней гармонии. Если даже наука не признает в своей парадигме
существование «внутреннего я», - как можно надеяться, что
научная технология будет задумываться о внутренней гармо-
нии? Мы говорим об экологически полезных продуктах и
экологически благоприятном обществе. А сами нуждаемся в
гармонизации окружающей среды, образа жизни и товаров с
нашим внутренним миром.

Практика йоги навлекла на себя дурную славу из-за
появления мнимых гуру и йогов, которые заслоняют от людей
истину. Кажется, что даже самые искренние люди, практи-
кующие йогу и ритуалы, живут двойственной жизнью.
Йогическая практика не прививает им высшие ценности в
повседневной жизни. Те, кто ищет в таких людях ролевые
модели, заблуждаются. Есть масса псевдойогов и псевдо-
ученых, которые проводят неуместные и забавные аналогии
между наукой и йогой, тем самым скорее дискредитируя йогу,
а вовсе не оказывая ей добрую службу. Пусть даже они
руководствуются стремлением поддержать йогу в свете науки.
Но неубедительное толкование способно сделать пресным и
далеким от йоги даже самое интересное интеллектуальное
построение. При таких обстоятельствах истинные знатоки
йоги стремятся сохранять знание в тайне, по крайней мере до
тех пор, пока к нему нет должного уважения или возможна
его эксплуатация в неблаговидных целях.

Безусловно, есть многоуважаемых институтов, в кото-
рых проводятся исследования по йоге с использованием


должно подготовить почву для научного подхода к возрожде-
нию наполненных смыслом религиозных практик и к оценке
различных методов духовных поисков. В области Аюрведы
и йоги есть необъятное поле для теоретических и эксперимен-
тальных исследований.

8.10. Авторское предупреждение

Во время практики пранаямы и медитации у десятков
людей проводились замеры кровяного давления, степени
поглощения кислорода и пр. Учеными набран достаточный
статистический материал. Аналогичные данные можно
экспериментально получить при помощи метода Нади-
Виджняны.
Однако предметы Аюрведы и йоги относятся к
хорошо охраняемым секретам. Есть всего несколько человек,
обладающих практическим опытом Нади-Виджняны. Если
немедленно не будут предприняты шаги по возрождению
этой области знания, то она может попросту прекратить свое
существование.

Автор пытался представить в рамках единой системы
основные концепции Аюрведы и йоги, используя полученное
им знание в результате самостоятельного изучения. Источ-
ники информации, ставшие для автора предметом изучения
и определившие его уровень (не)компетентности, приводятся
ниже.

Первая встреча автора со Шрирангой произошла в июне
1966 года. С июня 1966 года по февраль 1969 года автор
встречался с Учителем (на собраниях) двенадцать раз, причем
каждая встреча продолжалась в среднем около четырех часов.
За эти сорок восемь часов Шриранга сумел осветить многие
сложные вопросы. В феврале 1969 года автор посетил три
вступительные лекции Учителя по ритмам нади. Шриранга
покинул физический мир в марте 1969 года, и автор лишился
возможности изучать Нади-Виджняну под его непосредствен-
ным руководством.

Шриранга оставил свои заметки, аудиозаписи и мисти-
ческие рисунки нескольким избранным старшим ученикам,

которые стали единственными хранителями и официальными
представителями его работы и учения. Они любезно разреши-
ли автору посетить всего несколько лекций из длительного
курса частных лекций по ритмам нади. Их читал один из
старших учеников Шриранги (д-р Ганеша Рао).

При самостоятельном изучении автору помогали ин-
туитивные прозрения, полученные милостью Шриранги.

Все, что узнал автор, приложив самостоятельные усилия,
- это лишь верхушка огромного айсберга, который пред-
ставляет собой данная тема. Автор считает себя новичком в
йогической практике, а поднятые здесь темы требуют внут-
реннего мистического опыта. Авторское познание Нади-
Виджняны
довольно ограниченно, но несмотря на это он все
же рискнул представить свою работу на суд читателя. Любые
ошибки должны быть приписаны автору, но ни в коем случае
не Шриранге или его официальным представителям. Любой
успех в авторской попытке - это скромная дань уважения
Шриранге.

Автор попытался изложить основные постулаты Аюр-
веды и йоги в рамках единой системы. Возможно, это
изложение не всегда аккуратно в деталях, поэтому оно
открыто для обсуждения и исправлений. Однако эту систему
можно использовать для проверки предлагаемых гипотез, для
составления новых формулировок или нового понимания.
Роль автора сводится к функции дорожного знака: указать
на существование сокровищницы знания в Аюрведе и йоге.
Изложение учений Шриранги напоминает фотографию
удивительно приятного человека, сделанную фотографом-
любителем при помощи плохонького фотоаппарата. Но если,
даже несмотря на все ограничения, фотография все же
удалась, можно только представить красоту оригинальных
учений Шриранги.

Автор надеется, что сумел передать читателю знание о
существовании экспериментальной основы в Аюрведе и йоге,
а также смог донести силу и оригинальность учений Шри-
ранги. Он также надеется, что эта работа пробудит глубокий


интерес и уважение к данной теме и окажется полезной для
холистического совершенствования общества и расширения
знания по йоге.

Издательство «Янус» совместно

с А. Сидерским и А. Лаппой представляет

серию «АНТОЛОГИЯ ЙОГИ»

Том 1. «Йога и здоровье современного человека».

С. Есудиан, Э.Хейч

Эта книга «...одинаково полезна и новичкам, и мастерам. Ее особая
ценность - в психоэнергетических ключах, которые редко
встречаются в книгах такого плана». (А. Сидерский). Помимо оздо-
ровительных йогических практик и пранаямы, в книге рас-
сматриваются вопросы "приятия" йогической философии людьми
с западным менталитетом. "В йоге полностью реализованы многие
аспекты западной оздоровительной атлетики", - утверждают авторы.
И приводят убедительные доказательства, описывая плавательные
упражнения в соответствии с принципами йоги и йогический
комплекс бодибилдинга. Выходец из Индии, С. Есудиан с помощью
йоги справился со многими заболеваниями и обрел великолепную
физическую форму. В его интерпретации первоочередная задача
йоги — это идеальное здоровье. И только затем можно сконцентри-
роваться на метафизических аспектах этого учения.

Том 2. «Йога - молодость на всю жизнь». Йоги Гупта
«Не случайно на Востоке принято считать, что гибкость
позвоночника - это молодость тела. Спинной мозг - основное звено,
обеспечивающее связь между головным мозгом и периферийными
структурами. Именно такая концепция лежит в основе работы Йоги
Гупты, в которой приведены описания эффективных йогических
практик осознанного сохранения и совершенствования нервных
связей между управляющими и исполнительными структурами
человеческого организма.

Подбор упражнений, способ их описания, детальная
проработка «внутренних» аспектов практики (зоны концентрации
внимания, ритм и режим дыхания) - все направлено на то, чтобы
сделать предлагаемый в книге вариант йогической практики
максимально эффективным инструментом сохранения молодости
и омоложения организма». (А. Сидерский)

Том 3. «Йога - Мала». Шри К. Паттабхи Джойс
«О йогин, не делай асану без виньясы!». Этого правила всегда
придерживается один из широко известных на западе учеников
Кришнамачарьи Шри К. Паттабхи Джойс, который в своей книге
приводит подробное описание техники исполнения двух видов
комплексов «Сурья Намаскар» и практическое руководство
тренировочной последовательности первого уровня сложности
Аштанга-виньяса-йоги. Автор подробно рассматривает эффект их
влияния на организм и психоэнергетическую структуру практи-
кующего. Опираясь на древние тексты Традиции Йоги и сохраняя
ее Дух, Паттабхи Джойс излагает основные принципы практики
Пранаямы, личной дисциплины и правильного поведения в жизни,
ведущие к прогрессу и эволюции сознания.


Том 4. «Йога - Сутры Патанджали».
Перевод и комментарии Т.К.В. Десикачара

Великий Мастер йоги Шри Кришнамачарья всегда беседовал со
своими учениками на том языке, который был им более понятен. А
единственным его учеником, получившим образование евро-
пейского уровня, был его сын Т.К.В. Десикачар. Поэтому перевод
и комментарии Т.К.В. Десикачара бессмертных «Йога - Сутр»
Патанджали, с одной стороны, наиболее соответствуют западному
менталитету, а с другой - строго соответствуют трактовкам его отца.
Книга дополнена разделом «Йога - Сутры в рассказах», который
иллюстрируют «Йога - Сутры» поучительными историями из
индийского эпоса.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...