Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модель йогического восприятия на основе учения Шриранги



Автор разработал модель йогического восприятия на
основе учения Шриранги. Смотрите рисунок 6.3. Слово
«йога» буквально означает «соединение». Теологически его
значение объясняли как соединение индивидуального «я»
(души) с вселенским «я» (Богом). Шриранга усматривал в
слове «йога» более глубокое значение. Он называл йогой
удовлетворение предварительного условия, необходимого для
переживания мистического опыта. Шриранга интерпрети-
ровал слово «йога» как достижение «правильного соотно-
шения». Оно также означает «редкое событие».

За аналогию можно принять приготовление супа путем
смешивания нескольких компонентов (смешивание = соеди-
нение = йога). Если соотношение компонентов «правильно»
подобрано (= йога), то получится суп «редкого» вкуса и

аромата (= йога), который можно оценить как «суйогу», или
редкое событие. Механизм работы йоги заключается в том,
что определенные составляющие соединяются вместе в
правильном соотношении, что приводит к редкому мистичес-
кому переживанию. Правильные вещи в правильное время в
правильном месте в правильном соотношении - вот йогичес-
кий процесс.


6.3.2. Предварительное условие
для мистического опыта

Йогический или мистический опыт базируется на йоге
четырех составных частей - то есть праны, Агни (Огня),
манаса (ума) и дришти (видения или постижения). Другие
источники вместо дришти называют кундалини (творческую
энергию). Первые две составные части являются объектив-
ными нейрофизиологическими факторами. Третья и четвертая
части - факторы субъективные. Способами создания йоги
четырех составных частей являются пранаяма и медитация.
Все четыре компонента следует привести в «правильное
соотношение», и лучше всего этому учиться у наставника
(садгуру).

Как на практике можно судить о состоянии праны, Агни,
манаса
и дришти или кундалини? Работу праны можно
оценить по пространственно-временному шаблону Вата-
нади,
а о состоянии Агни, манаса и кундалини можно сказать
по пространственно-временному шаблону Питта-нади.
Равновесие праны и Агни проявляется в длительности вдоха
и выдоха, а также в матра-кале Вата-нади и Питта-нади
(см. раздел 6.3.5.). Роль четырех составляющих вкратце
изложена ниже.

6.3.3. Роль праны

Прана каждое мгновение находится в движении по
одному из путей внутри спинного мозга (нади). Необходимо
переместить ее из периферических нади в основные. С точки
зрения мистического опыта, особое значение имеют три нади.
Самым важным каналом из этих трех считается сушумна, или
центральный нади. Сушумна - хранилище всех знаний и путь
к Универсальному Сознанию, или Абсолютному Знанию.
Прану можно заставить выбрать необходимый путь (нади) с
помощью соответствующих дыхательных упражнений или
соответствующих внешних условий. Поэтому дыхательные
упражнения являются частью йогической практики. Ритуалы
и молитвы призваны создать внешние условия, которые

направят поток праны в необходимое русло (смотрите раздел
7.7). Атмосфера святости приводит к тому, что прана сама
собой течет через сушумну.

6.3.4. Роль Агни

Рассмотрим вкратце значение слова «Агни». По Шри-
ранге, Агни следует понимать как «аграм наяти ити Агних»
(то, что толкает ум или «я» вверх, и есть Агни). С точки зрения
физиологии, Агни (в йогическом контексте) означает сле-
дующее.

Во время своего циклического путешествия прана
поднимается вверх из нижних отделов спинного мозга в
верхние. Затем следует неуправляемое движение праны вниз
словно под воздействием силы земного тяготения (смотрите
раздел 8.3). Такое движение праны называют апаной. Обычно,
человек активно (произвольно) вдыхает и пассивно (не-
произвольно) и быстро выдыхает. Произвольный контроль
скорости нисходящего движения апаны (т.е. замедление
движения апаны) может быть относительно истолкован как
побуждение Агни к движению вверх. (Йогакундали-Упани-
шад.)
Относительное движение апаны вверх известно как
Агни.

Произвольного контроля над нисходящим движением
праны (т.е. пробуждения Агни) можно добиться с помощью
дыхательных упражнений, поменяв местами произвольность/
непроизвольность вдоха/выдоха. Кроме того, эта техника
усиливает контроль над симпатической и парасимпатической
нервной системой.

Поскольку реакции (эмоции и действия) выполняются
во время нисходящего движения праны, особое внимание
уделяется состоянию равновесия, или непривязанности к
обстоятельствам:

«Самах шатрау ча митре ча татха манапаманайох».

(Бхагавад-Гита, XII)

Эта психологическая установка сродни концепции
читта-вритти ниродхах, т. е. удерживанию читты от


принятия шаблонов, которые основаны на поступающих
ощущениях. Психологически Агни пробуждается отказом от
чрезмерного потакания чувственным удовольствиям, а также
устремлением к высшему знанию.

Агни связана с серым веществом спинного мозга. Мы
уже упоминали, что Агни описывают как катрави-шринга -
«сделанный из четырех рогов». Таким же термином называют
две пары рогов - переднюю и заднюю - на поперечном срезе
спинного мозга. (Смотрите раздел 2.6.)

6.3.5. Самйога праны и Агни

В литературе сказано, что нада (внутренний мисти-
ческий мир) можно услышать, когда есть самйога (буквально
«соединение праны и Агни»). Некоторые понимают самйогу
буквально. Шриранга толкует слово «самйога» как «правиль-
ное соотношение». Помните также, что для состояния транса
прана и апана должны находиться в саматве - буквально «в
равных пропорциях» (см. Бхагавад-Гита, V, 27). Саматва
означает также «правильное соотношение», которое не
обязательно должно быть равным.

Самйога праны и Агни или саматва праны и апаны -
процесс, в котором следует тщательно разобраться. Автор
понимает его так. При выполнении пранаямы рекомендуемое
соотношение вдоха, выдоха и задержки дыхания составляет
16:32:64 матрам -т.е., 1:2:4 (Мандала-Брахмана Упаниишд).
У нормального человека матра-кала физиологических
аналогов Первоэлементов - Ваты, Питты и Шлесмы -
составляет 1:0,5:О,25 или 4:2:1. (Раздел 4. 4.3.) Заметьте, что
соотношение длительности фаз дыхания обратно матра-кале
Ваты, Питты
и Шлесмы. Дхаянабинду Упанишад указывает
следующие непрямые связи дыхания и физиологических
аналогов Первоэлементов:

«Брахма, Господин Ваты - вдох (пурака);

Рудра, Господин Питты - выдох (речака);

Вишну, Господин Шлесмы - задержка дыхания (кумб-

хака)».

При обычном дыхании, которое не предусматривает
задержки (или остановки), следует достичь равновесия между
вдохом и выдохом. С другой стороны, промежуточную фазу
между вдохом и выдохом можно принять за задержку
дыхания. «Правильное соотношение», или самйогу, можно
выразить следующим уравнением:

Правильное соотношение, или Самйога:
Длительность вдоха х матра-кала Вата-нади =
Длительность выдоха х матра-кала Питта-нади =
Длительность задержки дыхания х матра-кала Шлесма-нади

Иными словами, произведение длительности вдоха и
матра-калы Вата-нади равняется произведению длитель-
ности выдоха и матра-калы Питта-нади (или произведению
длительности задержки дыхания и матра-калы Шлесма-
нади).
В нашей повседневной жизни схема дыхания и матра-
кала
различных нади резко отличаются от тонкого состояния
«правильного соотношения» (самйоги). Это одна из причин,
которая существенно отодвигает результат йогических
занятий несмотря на искренние усилия.

Шриранга подчеркивал, что пранаяму нужно при-
спосабливать к конституции конкретного человека (прак-
рити,
раздел 4.2) и состоянию его здоровья. Если Питта
относительно Ваты пребывает в избытке - например, их
соотношение равно 1:0,6, - то соотношение вдоха и выдоха
должно быть 1:1,67, а не 1:2. Тогда значение произведения
длительности вдоха и матра-калы Вата-нади (1,0) будет
очень близко к значению произведения длительности вдоха
и матра-калы Питта-нади (1,67 X 0,6 = 1,002). Дыхательное
упражнение такого рода поможет достичь нормального
соотношения Ваты и Питты. Если по сравнению с Питтой
в относительном избытке пребывает Вата - скажем,

Вата: Питта = 1,25: 0,5,

то соотношение вдоха и выдоха должно быть 0,8:2, а не 1:2.
Тогда произведение длительности вдоха и матра-калы Вата-
нади
(1,25 х 0,8 = 1) равняется произведению длительности
выдоха и матра-калы Питта-нади (2 х 0,5 = 1,0). Избыток


Ваты и недостаток Питты дают то же соотношение. К тому
же, соотношение 1,25:0,5 можно интерпретировать как 1:0,4.
Следовательно, важность обретают абсолютные значения
длительности вдоха и выдоха, а не простое их соотношение.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...