Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обретение знания с помощью йоги



Краткий обзор

Йогические практики (пранаяма, медитация и т.д.) -
это путь к достижению состояния запредельности для
обретения Абсолютного Знания (Джняна). Эти практики
сопровождаются мистическими переживаниями. Такие
переживания при правильном их понимании являются
интуитивным постижением знаний в различных областях
обучения (видья и кала).

И наоборот, изучение какой-либо ветви знаний ведет
человека к мистическому опыту. Например, в качестве одного
из йогических методов рекомендуется произнесение пранавы
(«ОМ»), Занятия музыкой - это тоже один из методов йоги.
Не все люди психологически предрасположены зани-
маться медитацией или изящными искусствами. Экстраверты
могут выполнять обряды. Идол, который используется в таких
обрядах, символизирует внутреннее действо йоги. Все, что
входит в обряд (ритуал), направлено на возникновение
предварительного условия для мистического переживания.
Следовательно, ритуал - это тоже путь обретения знания,
джняны.

7. 1. Эволюция знания

Каждый сознательный опыт состоит из трех частей:

(а) Джняна - Знание

(б)Джнятри - Знающий (субъект или самосознание)

(в) Джнейя - Объект, которого касается знание (объек-
тивная реальность).

Философия Веданты гласит, что субъективное «я»
(Джнятри) и объективная реальность (Джнейя) иерар-
хически происходят из Единого Предельного Источника -
Брахмана. Шриранга подчеркивал, что различные ветви
знания происходят из этого же источника - Брахмана,
Абсолютного Знания. В состоянии Брахмана граница между
тремя этими факторами стирается. Если представить их в виде
вершин треугольника, то в состоянии Брахмана треугольник
сворачивается в точку. Символически это представлено
слиянием Солнца, Луны и Огня. Ниже уровня аджны Луна,
Солнце и Огонь представляют три основных нади, со-
единенных вместе - иду, пингалу и сушумну (смотрите рису-
нок 7.1а). Можно предположить, что в процессе эволюции
все три фактора вышли из единой точки, разделились и обрели
различную форму. Это символизирует треугольник. Вершины
его соединены сторонами — гунами. Стороны представляют
взаимную зависимость между каждыми двумя факторами
(смотрите рисунок 7.16). Знание, возникнув, в зашифрован-
ном виде существует и в объективной реальности, и внутри
спинного мозга.

7. 2. Перевернутое Дерево знаний

Согласно Шриранге, как семя проходит определенные
стадии, чтобы стать деревом, как зародыш развивается в
полноценного младенца, так и различные ветви знаний - и
научных, и культурных- росли вместе с развитием Вселенной
и жизни. Различные ветви знаний органично переплетены.
Головной мозг - вместилище всех знаний - соответствует
корневой системе дерева. Все ветви знаний подобны нисхо-
дящим нервам и определенным центрам вдоль спинного
мозга. Спинной мозг - это Джняна-раджъю, канат знаний.
Головной и спинной мозг сравнивают с «перевернутым
деревом знаний».

«Урдхва муламадхах шакхам ашваттхам прахуравъяям


чандамси ясья парнани; ястам веда са ведавит».

«Корни в небесах, ветви нисходят — вот вечное фиговое
дерево; кто познает его листья (то есть, кто познакомится
с ним чрезвычайно близко), воистину узнает основы основ»

{Бхагавад-Гита, XV,1:)

Санскритское слово «Виджняна» (которое прибли-
зительно переводится как «наука») означает неискаженное
сотворение или развитие (обозначенное приставкой ви )
джняны,
где джняна - это семя или источник Абсолютного
Знания или Истины. Джняну можно сравнить со скрытым
(потенциально существующим) теоретическим принципом,
а Виджняну - с реализацией этого принципа в конкретной
реальности. Головной мозг (сахасрара) является центром
Абсолютного Знания, его зерном. Центры вдоль спинного
мозга символизируют различные ветви знания, выросшие от
Абсолютного Знания. Головной мозг - это джняна, а спинной
- Виджняна. Человеческое тело - жилище {мандирам) и
джняны, и Виджняны, как показал Шриранга (см. рис 2.5.).
Органичные взаимосвязи различных ветвей знаний и схо-

жесть с перевернутым деревом вовсе не являются просто
образом. Фактически Риши определили местонахождение
различных ветвей по отношению к спинному мозгу. Напри-
мер, Аюрведа связывает боевые искусства с нижней его
третью, ораторское искусство со средней третью, музыку - с
верхней третью, и т.д. (смотрите раздел 8.6). Таким образом,
все ветви знаний - грамматика, математика, астрономия,
музыка, боевые искусства, медицина и т.д. - все они
произошли из одного источника. Вот почему мы говорим,
что «познаем законы природы».

Все ветви знаний имеют определенное отношение к
конечной Истине, и все ветви переплетаются. Исследование
этих взаимоотношений - захватывающее занятие, которое
ведет к целостным знаниям. Поскольку знания в зашифро-
ванном виде существуют в природе и созданы не человеком,
значит, они естественного происхождения. Поэтому говорят,
что «Веды-апоурушейя, сделанные не рукой человека». Лишь
знания, которые имеют отношение к конечной Истине,
являются природными и непогрешимыми. В индийской
культуре такие знания называются авидья». Человек, который
увидел взаимосвязь Брахмана и различных ветвей знаний,
называется «видья-пуруша» (образованный человек). Чело-
веческое существо можно назвать воплощением знания
«видья майоям пурушах».

Истинное образование {видья) - это обретение знания
внутреннего источника, или корней, знания с помощью йоги.
Риши - это тот, кто впервые открыл ветвь знаний. Предпи-
сание, которым Риши снабдили эту ветвь, называют шастрой.
Слово «шастра» буквально означает «нечто, следуя чему,
человек защитится от невежества». Шастры рассматривают-
ся как природные и непогрешимые.

Йога-сутры Патанджали описывают, как с помощью
самьямы в различных центрах можно обрести знания раз-
личных ветвей. Самьяма означает процесс удовлетворения
предварительного условия, который мы обсуждали выше, в
разделе 6.3.2. Например, самьяма в набхи-чакре (область


пупка) принесет человеку знание физиологии и нейро-
физиологии человеческого тела; самьяма в сердечном центре
принесет умение читать мысли, и т.д. Подобным образом
человек может овладеть особыми способностями, такими как
телескопическое или микроскопическое зрение.

7.3. Знание зашифровано в спинном мозге

Считается, что Знание зашифровано в сушумне - полом
канале внутри спинного мозга, и до этого знания можно
добраться с помощью самьямы. Но данную концепцию
следует понимать правильно. Не следует резать спинной мозг
вдоль и поперек, чтобы отыскать различные ветви знания.
Не следует думать, что с раскрытием определенной ветви
занимающийся найдет в себе учебник по этому разделу
знаний.

Для иллюстрации данной идеи Шриранга приводил
следующий пример. Как-то раз один искусный музыкант в
присутствии своего сына сказал, что все раги, или мелодии,
присутствуют в его инструменте. Юноша воспринял эти слова
буквально и представил себе раги, которые спрятаны внутри
резонаторной коробки инструмента. Он попал пальцем в небо.
Если инструмент правильно настроен, если на нем правильно
играть - тогда можно сыграть любую мелодию. Спинной мозг
-это инструмент, очень похожий на вину. Если субъект знает,
как пересечь внутренние нади, то ум обретет творческую
энергию. Эта энергия позволит ему понять различные ветви
знания. Именно в таком смысле следует понимать «зашифро-
ванность знаний внутри спинного мозга».

В Древней Индии считалось, что все знания зашифро-
ваны в природе и внутри человека. Йогическая практика -
это путь пробуждения творческой энергии и интуитивных
озарений. Человек может часами безрезультатно глазеть на
мистические картины. Но когда просыпается творческая
энергия, та же картина способна открыть человеку множество
секретов. Легкость, с которой поэты сочиняют стихи, детская
одаренность - все эти явления следует рассматривать в данном

контексте. Такие события зачастую случайны, потому что
люди, с которыми они происходят, не занимаются йогой
систематически.

Автор размышляет еще над одной возможностью.
Современные нейрофизиологические эксперименты показа-
ли, что обучение планарий (пресноводных плоских червей)
определенным навыкам приводит к тонким молекулярным
изменениям РНК. Если такая РНК передается по наследству
либо имплантируется хирургическим путем, то потомство
(или особи с имплантантами) обучаются этим навыкам
гораздо быстрее и проще. Процесс напоминает скорее
освежение памяти, чем обучение. Возможно, йога вызывает
тонкие молекулярные изменения в РНК или активизирует
(пробуждает) уже существующие, дремлющие молекулы. Так
облегчается обретение знаний.

7.4. Йогический опыт и обретение знаний

Как уже было сказано, для обретения йогического
мистического опыта необходимо наличие йоги четырех
составляющих (раздел 6.3.2). На пути вверх четыре составля-
ющие могут оставаться вместе лишь до определенного уровня,
или чакры. Затем они разделяются. Мистическое переживание
внутреннего мира соответствует уровню (или чакре), до
которого четыре составляющие поднимаются вместе.

Движение четырех составляющих вверх называют
инволюцией. Когда они вместе поднимаются до центра
головного мозга (сахасрары), человек испытывает пережи-
вание истинной реальности, или состояние запредельности,
или состояние Брахмана.

Подобным образом, существование определенной ветви
знания в нади на определенной чакре означает, что пред-
варительное условие выполнено и прана пронизывает чакру
и нади - тогда полученный мистический (интуитивный) опыт
раскрывает данную ветвь знаний. Пробуждается творческая
сила, которая имеет отношение к этой ветви.


Процесс, в котором четыре составляющие движутся
вниз, называется эволюцией, т.е. выходом из запредельности
в состояние бодрствования. Шриранга утверждал, что
человек, который достиг состояния Брахмана и возвращается
обратно, получает дар - раскрытие ветви знания. Достижение
состояния Брахмана с целью узнать свою истинную природу
сопровождается раскрытием знания. Словно дополнительный
приз. Это еще один путь к вершинам профессионализма в
какой-либо области. От центра, на который прана окажет
максимальное воздействие, зависит, какая ветвь знаний
раскроется. Знание не явится во всех деталях. Вспышки
интуиции (мистического переживания) дадут необходимые
подсказки. Над деталями нужно будет поработать, что требует
интеллектуальной готовности.

Например, не каждый во фразе «все вращается вокруг
огня» увидит формулу бензольного кольца; многие видели,
как падает яблоко, но не видели в этом явлении закона земного
тяготения; многие принимали ванну, но не раскрыли прин-
ципов плавучести.

Вспышка интуиции совместно с интеллектуальной под-
готовленностью увеличивают знание. И наоборот, человек,
глубоко и тщательно изучающий какую-либо отрасль знания,
в конце концов достигает состояния Брахмана. Изучение
определенной ветви заставляет прану течь через определенный
нади в определенную чакру. Поэтому не только йогические
практики - пранаяма, медитация и т.д., - но и занятия
музыкой, изобразительным искусством или скульптурой
могут привести человека к переживанию запредельного.

Индийская музыка призвана не столько развлечь слу-
шателя, сколько вызвать самйогу праны и Агни, чтобы человек
услышал внутренний звук (нада). Занятия музыкой называют-
ся «надопасана» (стремление испытать наду, внутренний
звук). Санскритское слово, означающее скульптуру, про-
исходит от корня «шила самадау», что означает состояние
запредельности, или состояние Брахмана. В литературном
искусстве слово «кави» - совершенный поэт - означает

Брахмана (кавим пуран ам).

У эмоционально возбужденного человека естественным
образом происходят определенные физические движения.
Подобные движения обычно сопровождают гнев, изумление,
любовь и т.д. Определенные движения происходят, пока
человек внутренне познает ветвь знания. Эти движения
называют мудрами. Совершенствование мудр обрело форму
искусства, танца, скульптуры. Шриранга определил видья как
то, что требует слов для выражения, а кала - то, что может
быть выражено молча.

7.5. Пранава, музыка и йога

Мы говорили, что йога - это путь к раскрытию знаний.
С другой стороны, занятия любой ветвью знания ведет
человека к конечной цели йоги. Мы проиллюстрируем эту
концепцию двумя примерами: пранава-упаишной и музыкой.

7.5.1. Пранава

Первое переживание, которое йогин испытывает при
пробуждении от состояния Брахмана (эволюция), - это звук
определенного качества (нада). Этот звук называют пранавой.
Основываясь на параллелях между макрокосмом и микро-
космом (раздел 1.4), можно сказать, что Вселенная возникает
из нады, или пранавы. Одной из йогических практик является
пение пранавы или сосредоточение в этом звуке. Внутренний
звук, который человек слышит во время медитации, называет-
ся «анахата-нада» - самовозбуждающийся звук (аналогично
самосветящемуся объекту), т.е. не требующий механических
стимулов (например, ударов в барабан или дерганья струны).
Если взять, например, два хорошо настроенных струнных
инструмента и расположить их рядом друг с другом, а затем
дернуть струну на одном из них, то на втором соответствую-
щая струна зазвучит в резонанс «сама собой». Второй
инструмент вообще не трогали. Такая ответная вибрация
похожа на анахату.

Когда выполнено предварительное условие, то есть


достигнуто равновесие (самйога) праны и Агни, внутри
резонирует звук определенного качества. И наоборот, пра-
вильное пропевание пранавы создает предварительное
условие. В «Йога-сутрах» сказано, что имя Брахмана -
пранава. Считалось, что пранава пробуждает ум к высшему
сознанию подобно тому, как произнесение имени человека
привлекает его внимание.

Следует различать звук и его символ. Пранава - это звук
с неизменным качеством тона. «Ом» - это символическое
обозначение пранавы. Запись ноты «до-диез» на нотном стане
и ее реальное звучание - не одно и то же. Запись ноты - это
только модель. Саджа в карнатической музыке отличается
от качества звука, который соответствует садже. Спеть до-
диез не означает повторять «до-диез, до-диез...» Это означает
спеть ноту определенной частоты. Точно так же занятие
саджей не означает повторения «саджа, саджа» или «са са
са...», - нужно спеть постоянный тон, соответствующий
садже.

Считается, что пранава соединяет три звука - «аа», «оо»
и «м». Это можно использовать в качестве подсказки для
произношения пранавы. Издайте достаточно высокий звук
носового «аа». Начните с тоники и переместитесь на одну
октаву вверх. Удерживая спинку языка в прежней позиции
(и немного опустив нижнюю челюсть), округлите губы, чтобы
получился звук «оо». Теперь спинка языка и нижняя челюсть
находятся в позиции для произнесения звука «аа», губы
округлены для произнесения «оо», небная занавеска открыта.
Качество звука, который получится в результате, будет очень
близким к звуку пранавы.

7.5.2. Музыка

Устойчивые тональные качества пранавы нашли отра-
жение в основных нотах октавы, создав основу музыки. Когда
йогин пробуждается от состояния запредельности, он слышит
пранаву. Затем прана и другие составляющие начинают
движение вниз. Как следствие, высота тона пранавы начинает

падать. Поскольку движение от чакры к чакре происходит
дискретно (рисунок 8.2в), высота пранавы принимает дис-
кретные значения соответственно музыкальным нотам.
Йогин, который остро чувствует музыку, распознает ноты в
ступенчатом изменении высоты тона.

Целью музыки является достижение пранавы, т.е.
пробуждение от состояния запредельности и переживание
пранавы и ее семи нот. Еще это называется «сапта свара
сакшаткара» - восприятие семи нот. Раги побуждают прану
двигаться через определенные нади и чакру. Вот несколько
примеров:

Таким образом, раги можно разделить по нади и чакре,
на которые они влияют. На практике это можно проверить с
помощью Нади-Виджняны.

Хороший певец должен быть еще и хорошим йогином,
так как последовательность исполняемых раг оказывает
определенный эффект на соответствующие нади и чакру.
Изменения от одной раги к другой должны мягко и гармони-
зирующе воздействовать на поток праны. Знание взаимо-
отношений музыки и йоги можно использовать подобно
пранаяме и медитации. Шриранга обладал уникальным
сочетанием талантов - он был йогином и музыкантом. Он
исполнял молитвенные песни с высшей виджняной (знанием),
соединяя таким образом личное и безличное служение.
Человек наслаждался рагой, даже не понимая ее слов.

Рага Воздействие
Мадхьямавати Мохана Кальяни Шанкарабхаранам Сушумна-нади Ида-нади Аджня-чакра Анахата-чакра

7.5.3. Изображение знаний в

музыкальных инструментах

Риши создали музыкальные инструменты, звук которых
по своему качеству совпадает с внутренними звуками. Более
того, сам внешний вид этих инструментов отражает основы
знаний йоги. Из них мы представим вину (струнный инстру-
мент), вену (флейту) и мридангам (индийский барабан).

Вину - струнный инструмент с ладами - можно сравнить
с позвоночником, который вмещает в себя спинной мозг (рис.
7.26). В вине четыре струны, которые настроены, как показано
на рисунке 7.3а. Вина охватывает три с половиной октавы.
Одну октаву можно представить, как один оборот спирали,
где последняя нота совпадает с первой, но в два раза пре-
восходит ее по частоте (рис. 7.36). Рисунок можно сравнить
с тремя с половиной оборотами ида-нади. Три с половиной
октавы можно также сравнить с тремя с половиной матрами,
связанными с пранавой.

Считается, что нада (внутренний звук) становится
слышимым, когда наступает самйога (равновесие) праны
(воздуха) и Агни (огня). Интересно отметить, что ука-
зательный и средний пальцы правой руки, которые дергают
струны при игре на вине, представляют Воздух и Огонь
соответственно. Указательный и средний пальцы левой руки


вместе скользят по ладам вверх (арохана), но лишь указатель-
ный палец скользит по ладам вниз (аварохана). Поскольку
средний палец символизирует Огонь, то он не используется
в нисходящем движении. Великий Риши Яджнавалкья сказал,
что человек, умеющий играть на вине, может с легкостью
заставить прану пройти по спинному мозгу.

Вену, или флейта, имеет девять отверстий. Она симво-
лизирует физическое тело с девятью отверстиями: два глаза,
две ноздри, два уха, рот, два выделительных органа. Когда
через флейту проходит поток воздуха, рождаются живые
звуки - так прана, текущая через тело, рождает жизнь.

Правая и левая стороны мридангама (барабана) пред-
ставляют прану и апану соответственно. Чтобы резонанс был
качественным, барабан должен быть крепко натянут и
правильно настроен. Это означает, что для достижения
самйоги, или равновесия праны и апаны, нужна дисциплина.

7.6. Изображение знаний
на иконах (Натараджа)

Риши передали основное послание йоги в символичес-
ком виде через изящные скульптуры и иконы. Центральным
объектом поклонения является икона или идол - персо-
нифицированная форма теистического Бога, - которые
установлены в храмах.

Скульптура Натараджи, танцующего Шивы, является
известным произведением, которое видели очень многие
люди. Некоторые могут называть его просто «индуистским
божеством» и не более. Но Шриранга глубоко постиг каждую
деталь иконы, что описано в ряде книг. Книга доктора Чаму
«The Divine Dancer» основана на большом количестве та-
инственных записей, предоставленных Шрирангой. Она дает
стройную и законченную картину взаимоотношений йоги и
культа, связанного с Натараджей. Попытаемся дать краткое
объяснение.

Описание божества. (Рисунок 7.4.) Натараджа стоит в
величавой позе; правая его нога упирается в спину демоничес-

кого существа, а левая поднята вверх и немного повернута.
Вокруг него на уровне пупка обвилась змея. Левая рука
выпрямлена перед туловищем и прикрывает сердце, пальцы
левой руки собраны вместе и направлены вниз (называется
«гаджа хаста» - «как хобот слона»). Правая ладонь открыта,
пальцы направлены вверх, составляя абхайя-мудру - позу
бесстрашия. У Натараджи две дополнительные руки! Явный
символ. В дополнительной правой руке он держит дамару, а
в дополнительной левой - Агни, огонь. Натараджа глубоко
увлечен внутренним видением. Правая половина его лица -
мужская, а левая половина-женская (смотрите раздел 8.7.3).


На голове его надета Аркапатра, в левой половине головы
виден полумесяц. Похоже, что змея внимательно наблюдает
за происходящим вокруг. Натараджа находится в центре
овального кольца, в котором есть 64 лампы. Здесь не видны
еще очень многие детали.

Толкование с точки зрения йоги. Демон символизирует
ту силу, которая затуманивает объекты внутреннего мира.
Чтобы раскрыть память внутреннего мира (смарану), нужно
задавить это невежество. Имя демона - апасмара, что
означает «крадущий память». Дамару, или кимвал, символи-
зирует прану. Удерживая дамару и Агни на одном уровне,
Натараджа показывает, что обрел контроль над потоком
праны, пробудил Агни и уравновесил их {самйога). Про-
буждение Агни также обозначено поднятой левой ногой
(относительное движение апаны вверх). Когда наступает
состояние равновесия, то слышится внутренний или небесный
звук редкого, чарующего качества (нада). Выражение лица
Натараджи говорит о том, что его ум целиком поглощен этим
звуком. Змея с раскрытым капюшоном означает пробуж-
дающуюся кундалини. Таким образом, наличествует все
необходимое для йогического переживания: самйога праны
и Агни, пробужденный манас и кундалини.

Йогическое переживание может быть весьма быстро-
течным. Чтобы приостановить его и глубже изучить, следует
задержать дыхание (прану в чакре). Задержка праны в центре
называется бандхой. Она представлена змеей, которая скру-
чена выше пупка и не позволяет пране опускаться. Правой
рукой Натараджа показывает, что одно из состояний во время
внутреннего опыта - бесстрашие. Переживание является
сугубо внутренним, на что указывает закрытое сердце. Кольцо
из шестидесяти четырех ламп символизирует 64 взаимо-
связанных видья, или ветвей знания. Как только внутреннее
переживание достигнуто, они воссияют. Полумесяц в голове
Натараджи означает неизменное Универсальное Сознание
(чит). Так вкратце выглядит описание образа Натараджи.

Образ прежде всего является символом. Йогины видели

Натараджу в своих сердцах (анахата-чакра) и создали
скульптуру на основе своего внутреннего видения. Поклоне-
ние Натарадже означает глубокое понимание его скрытого
смысла. Поклоняться Натарадже - значит быть одним с этим
образом, т.е. достичь предварительного условия и пережить
йогический опыт. Поклонение - это поиск знания. Ищущий
должен следовать жизни с целью отыскать конечную Истину.
Этого можно добиться с помощью систематических занятий
йогой. Ритуалы, связанные с Натараджей, подобны тем, что
создают необходимое условие в спинном мозге занимающего-
ся. Как только условие выполнено, раскрывается внутренний
опыт. Таким образом, поклонение Натарадже - это и симво-
лизм, и путь обретения знаний.

7.7. Замысел поклонения

Считается, что поклонение как религиозный акт может
принадлежать только к какой-то конкретной секте. Но
подобное мнение ошибочно. В действительности, поклонение
- это процесс, который включает в себя определенную работу
внутри спинного мозга, независимо от сект и каст. Процесс и
замысел поклонения очень хорошо продуманы.

В поклонении есть две составные части. Во-первых,
идол, которому совершается поклонение, а во-вторых, некая
последовательность действий, которую следует выполнять
во время поклонения. Последовательность действий является
ритуалом в том смысле, что четко определена их очередность,
а также предметы, которые следует использовать при вы-
полнении поклонения. Несмотря на обилие предметов и
материалов, которые можно использовать при поклонении,
их использование отнюдь не является произвольным. Сущест-
вует предписание использовать определенные материалы для
определенных богов. В этом смысле можно говорить о
замысле поклонения. Сейчас мы рассмотрим рациональность
такого подхода на примерах.

Мы уже говорили о том, что каждое внешнее воздействие
влияет на соотношение физиологических аналогов Перво-


элементов, а также на выбор нади, по которому потечет прана,
и чакру, на которую приходится максимум внимания.

Представьте такую ситуацию. Риши узрел Кришну в
виде гуру в аджня-чакре, когда прана текла по ида-нади.
Имейте в виду, что чакра и нади - объекты внутреннего мира;
Кришна = аджна-чакра + ида-нади. Образ из внутреннего
видения был избран как форма для поклонения.

Теперь Риши определяют объекты внешнего мира -
цветы, листья и т.д., - которые влияют на аджна-чакру и
заставляют прану течь по ида-нади. Они могут изучить эти
эффекты на практике с помощью Нади-Виджняны. Держа в
ладони цветок или лист, всматриваясь в его форму, строение,
аромат и т.д., Риши могут прочесть ритмы нади и, таким
образом, выяснить воздействие подобных поступлений извне.
Листья туласи (базилика) - в силу своей формы, цвета, запаха
и т.д. - оказывают воздействие на аджну, как показал
эксперимент. Поэтому для поклонения Кришне лучше всего
подойдет туласи. К тому же, листья туласи парные, а в
аджня-чакре - два лепестка. Таким образом, природный
объект и объект внутреннего мира прекрасно совпали. Туласи
считается священным спутником Кришны.

Подобным образом определено, что наиболее подходя-
щей рагой, которую следует посвятить Кришне, является
Моханда-рага из карнатической музыки. Этарага оказывает
выраженный эффект на ида-нади. Пищу для подношения
божеству следует детально проверить тем же методом. Таким
образом, поклонение по своему содержанию прекрасно про-
думано и имеет экспериментальное обоснование.

Кто-то может недоумевать, почему же так прекрасно
продуманное поклонение не вызывает видения Кришны?
Потому, что внешние ритуалы заставляют прану течь по
определенному нади к определенной чакре. Однако, нужно
еще соединить с праной остальные составляющие - Агни,
манас
и дришти, - и соединить в правильном соотношении.

Для поклонения различным богам рекомендуется раз-
личный ход поклонения. Например: листья билъвы (Бен-

гальской айвы, Aegele marmelos) используют для поклонения
Шиве. Кстати, есть один очень интересный аспект, который
касается этих листьев. Они растут по три. Согласно Шриранге,
все три листа воздействуют на тело по-разному, что было
подтверждено по ритмам нади. Если бы существовал какой-
нибудь современный прибор, который смог бы уловить
разницу между этими тремя листьями, то мы бы связали
современный подход с подходом, основанным на ритмах нади.

Мы завершили техническое описание йоги, Аюрведы и
Нади-Виджняны. Следующая глава - это дань Шриранге.

Да благословят нас Йогешвара Кришна и Йогешвара
Шива знанием йоги.


Глава 8

Шриранга как
Учитель йоги

Краткий обзор

Шриранга был не только знатоком Аюрведы и йоги. Он
был также и великим йогином, который с легкостью вел свою
прану и ум по внутренним путям. Более того, Шриранга был
великим истинным учителем, садгуру. Он направлял шаги
своих учеников по пути йоги, и ученики открывали йогу для
себя. В данной главе рассказано, как Шриранга излагал
йогическое знание. Это поможет читателям почувствовать
реальность всего, о чем они прочли в данной книге.

8.1. Роль Учителя

В традициях Древней Индии особый акцент ставится
на том, как важно обучаться у учителя, а не по книгам.
Человек, читающий книгу, главным образом соотносит
прочитанное со своими предыдущими знаниями или опытом.
Иными словами, человек примеряет то, что он уже постиг, к
содержимому книги. Такой подход не приведет нас к новым
переживаниям, а лишь расширит нашу область фактов.

Величайшие научные открытия приходили к ученым в
виде вспышек интуиции. Творчество, судя по всему, про-
исходит из неизвестного источника. Если бы дедуктивную
логику можно было сделать творческой, то с дальнейшими
научными исследованиями легко справился бы правильно
запрограммированный компьютер. Поэтому формальная
система (например, компьютер) обязательно является не-
законченной. В йогической практике мы ищем, прежде всего,
новое измерение; прорыв, новое состояние сознания. Хоро-

ший учитель - тот, кто подталкивает к озарениям, необходи-

мым для пробуждения творческой энергии; тот, кто может
направить человека в его стремлении к исследованию внут-
реннего мира к Универсальному Сознанию.

8.2. Древняя методология обучения

Метод обучения в Древней Индии был весьма интерес-
ным. Учитель априори не давал никакой информации.
Соответствующие вопросы должны были исходить от учени-
ка. Когда вопрос был задан, учитель давал иносказательный
ответ, рабочую гипотезу. Ученик всесторонне обдумывал
подсказку. И лишь после глубокой рефлексии он либо находил
истину, либо чувствовал свою неспособность понять -
несмотря на все усилия. Тогда ученик снова шел к учителю,
тот давал ему очередную подсказку, и т.д.

Хороший учитель (садгуру) - тот, кто не объясняет
деталей, а лишь подбрасывает правильные подсказки. Однако,
он молча направляет ученика с помощью своей духовной
силы. Устремленный ученик должен схватывать подсказки
и работать над ними, чтобы достичь знания. Шриранга обучал
именно так. Например, концепция самйоги, приведенная в
разделе 6.3.5, в изложении Шриранги звучит следующим
образом: «Пранаяму следует приспосабливать под конститу-
цию человека». На основе этой подсказки нужно проработать
детали. Подобная методология имеет ряд преимуществ. Во-
первых, ученика не принуждают применять для решения
проблемы те идеи, которые он уже постиг. Он не совершает
поспешных ошибок. Во-вторых, ученик получает радость уже
от самого факта самостоятельного рассмотрения проблемы.
В-третьих, урок, усвоенный таким образом, нелегко будет
забыть. В последнее время методология обучения может
несколько отличаться от подхода древних. Это может ярче
показать взаимосвязи между различными ветвями знания.

Конечно, ученик не сможет решить проблему без
правильной подсказки и невидимых наставлений. Когда он
возвращается к учителю, чтобы с радостью сообщить ему о
своем открытии, учитель приветствует его с улыбкой. Эта


улыбка подбадривает и придает сил, показывая ученику, что
его успех признан. Эта улыбка усмиряет эго и не позволяет
ученику думать, что он достиг результата собственными
силами.

Такой подход применяли древние учителя. В те времена
не было института образования. У каждого учителя была своя
школа, или гурукула, в которой ученики получали целостное
образование с особым упором на развитие характера.

Шриранга ценил такую систему. Институт образования
обязательно сопровождается политикой, нездоровым соревно-
ванием, наличием фаворитов, неусыпной заботой о росте
фондов и т.д. Шриранга утверждал, что Природа сама по
себе похожа на открытую книгу, или на учителя, который
подбрасывает тонкие подсказки. Ученые в силах разглядеть
многие из этих подсказок. Человеку следует учиться ис-
следовать знания, которые потенциально существуют в
Природе и внутри самого человека.

Шриранга продемонстрировал правдивость утвержде-
ний, которые содержатся в шастрах. Его метод подтвержде-
ния состоит из трех частей: висайя, или гипотеза; прайога,
или эксперимент; амубхава, или переживание, вывод.

Шриранга советовал своим ученикам не принимать ни
одного утверждения - включая его собственные - без проверки
их истинности.

8.3. Перспективы и этимология

Самостоятельное изучение шастр далеко нас не про-
двинет, потому что словами невозможно передать истинное
содержание, или дух, который содержится в шастрах. И дело
здесь не в знании санскрита, что тоже важно, а в озарении.
Необходимо вернуться к мотивации и основам, которые
побудили Риши создать шастры. Слова повседневного
общения пробуждают в нас ощущения, переживания, концеп-
ции или образ объекта. При чтении шастр слова лишь
пробуждают воображение. Точный смысл и значение слов в
шастрах, судя по всему, утеряли свою изначальную силу.

Поэтому мы лишь теряемся в догадках. Некоторые люди видят
в шастрах - читая между строк - даже теорию относитель-
ности или квантовую механику, которых Риши вовсе не имели
в виду. И если завтра теорию относительности и квантовую
механику признают ошибочными, такие люди изменят свою
точку зрения.

Шриранга дал постижение, или перспективу, которые
нужны для чтения шастр, а также правильный метод интер-
претации терминов, используемых в шастрах (этимологию).
Важно также отметить: чтобы истинный смысл этих терминов
был понятен, он объяснил контекст, в котором Риши описы-
вали природные явления.

Описание, вырванное из контекста, может показаться
смешным. Ниже приведено несколько примеров того, как
следует правильно интерпретировать концепции.

Левитация. Говорят, что йогины могу преодолеть силу
земного притяжения (левитировать). Это понимается букваль-
но, и некоторые люди даже заявляют о своей способности
продемонстрировать таким образом йогическую силу. Не-
которые пытаются ходить по воде и тонут вместе с остатками
уважения к йоге. Утверждение относительно левитации
можно истолковать так: центр внизу спинного мозга, мулад-
хара,
представляет Землю. Прана стекает вниз во время своего
нисходящего движения. Поскольку «я» (или сущность)
движется вместе с праной, можно образно сказать, что «я»
подвластно притяжению Земли. Обретая контроль над
движением апаны вниз - пробуждая Агни, - йогин, так сказать,
преодолевает гравитацию. Боги и богини сидят или стоят на
лотосе, который плавает на поверхности воды.

Хамса-мантра. Постарайтесь понять этот пример.
Говорят, что Джива - это постоянное произнесение хамса-
мантры.
Лепестки чакр обозначены буквами санскритского
алфавита. Первый лепесток аджны обозначен буквой «хам».
Последний лепесток муладхары обозначен буквой «са».
Движение праны происходит от «хам» к «са». Таким образом,
хамса-мантра означает неконтролируемое нисходящее


движение праны. Дыхание тоже сравнивают с постоянным
произнесением хамса-мантры, так как оно соотносится с
движением праны внутри спинного мозга. Слово «хамса»
означает «лебедь». Сарасвати, богиня знания, сидит на лебеде.
Это символизирует контроль над нисходящим движением
праны, что пробуждает Агни и знание. Восходящее движение
праны под действием Агни - движение от са к хам, и обозна-
чается «сохам». Случилось так, что слово сохам означает «Тот
Брахман = Я», что является результатом Веданты.

Сома-яга. Познакомьтесь с толкованием сома-яги. Как
мы определили с помощью Нади-Виджняны, медь воз-
действует на муладхару, золото - на анахату, а серебро - на
аджну. Эти чакры соответствуют трем грантхи, или точкам
пересечения иды, пингалы и сушумны. Этот физиологический
факт аллегорически изображен в виде трех городов, сделан-
ных из меди, золота и серебра. Единственная стрела, которая
пронзает все три города - это прана, которая, пронизывая
три грантхи, несет «я» по сушумне в центр головного мозга.
Таким образом, сома-яга - йогический процесс.

Мифология. Как-то раз один из учеников Шриранги
спросил учителя: правда ли, что дворец Индры (Властелина
ангелов) был построен из чистого золота (суварна)? Шриранга
ответил, что суварна - это еще и прекрасные цвета. «Разве
ваш дом не окрашен в красивые цвета?» - спросил он. Другой
ученик сомневался, что стрела, пущенная Шрирамой, пронзи-
ла три мира - наверное, сравнивал с атомным оружием.
Шриранга ответил, что стрела вызвала такой сильный страх
в сердце Раваны, а сердце было центром трех миров (физичес-
кого, ментального и духовного), что пробила все три мира.
Многие предания и фразы из шастр следует правильно
истолковывать, чтобы понять их истинный смысл.

8.4. Взгляд на шастры с точки зрения
йогического эксперимента

Шриранга пролил свет на шастры не только путем их
объяснения, но и с помощью йогических экспериментов.

Давайте рассмотрим следующее изречение из Тайттрийя-
упанишад:

«Эфир рождает Воздух, Воздух рождает Огонь,

Огонь рождает Воду, Вода рождает Землю».

Даже первоклассник сегодня усмехнется над словами
«Огонь рождает Воду».

Чтобы показать практичность подхода Шриранги к
толкованию шастр, мы процитируем отрывок из книги
Шриранга Махагуру - биографического труда, написанного
д-ром Шаму, старшим учеником Шриранги, на языке каннада.
Шриранга провел эксперимент в своей деревне Гедатале 28
декабря 1955 года. Субъектом была жена и первая ученица
Шриранги, Виджаялакшми. Проводилась оценка доступных
измерению физиологических показателей: температуры тела,
частоты сердечных сокращений, дыхательных шумов, состоя-
ния кожи, подвижности суставов, а также ритмов нади.
Измерение параметров проводил аюрведический врач Г. Р.
Ганеша Рао. Основные моменты отчета доктора Рао при-
ведены ниже:

Первая фаза. Когда Святая Мать Виджаялакшми вошла
в состояние медитации, ритмы нади, которые сначала были
хорошо ощутимы, стали прослушиваться все тоньше и
тоньше. Сначала снизились движения Питты, затем -
Шлесмы, затем движения остановились. В точке Вата-нади
были отмечены разнообразные спонтанные движения, ко-
торые в итоге прекратились. Пульс и биение сердца не
определялись. Температура тела снизилась с 96 до 94 градусов
(по Фаренгейту). Дыхательные шумы не выслушивались.
Кожа стала упругой и холодной и обрела золотистый оттенок.
Суставы неподвижны.

Вторая фаза. Шриранге потребовалось около пяти
минут, чтобы вернуть Святую Мать в состояние бодрство-
вания. Во время нисхождения из высшего состояния Сознания
были отмечены спонтанные движения в точке В, которые
потом превратились в ритм Вата-нади. Затем проявились
Питта-нади и Шлесма-нади.


Шриранга отметил, что Виджаялакшми вошла в ида-
нади
и что от нее исходил аромат амброзии. Шриранга также
обратил внимание своих учеников на ритмы нади во время
нисхождения.

Интерпретация. Последовательность, в которой про-
являлись ритмы нади при нисхождении «я» от высшего
состояния Сознания в состояние бодрствования, имеет
огромное значение. Это движение подобно эволюции. Во
время нисходжения в токе В отмечался особый ритм. Затем
проявился Вата-нади, за которым последовали Питта и
Шлесма-нади. Мы понимаем особое движение, которое
ощущалось в точке В, как акашу, или Эфир. Мы помним
также, что Вата-нади соответствует Воздуху, Питта-нади-
Огню, а Шлесма - Воде. Последовательность появления
ритмов - Эфир, Воздух, Огонь, Вода. Эта последовательность
совпадает с той, что дана в шастрах. Таким образом, она
имеет глубокое физиологическое обоснование. Тот же
порядок применим и к космической эволюции. Эксперимент,
описанный только что, проясняет значение утверждения из
Тайттрийя-упанишад.

Восхождение к высшей точке совершалось через иду —
нади
Луны. Эксперимент показал, что температура тела упала.
Ида спирально по часовой стрелке поднимается вверх и через
три оборота достигает точки между бровями (рисунок 2.2).
Это йогическое восхождение нашло свое отражение в обычае
трижды обойти храм, прежде чем войти внутрь.

8.5. Внутренние переживания

Шриранга был великим йогином и великим гуру. Под
его руководством многие люди были благословлены различ-
ными мистическими переживаниями. Шриранга призывал
своих учеников вести счет таким переживаниям в личном
дневнике. Это формирует своего рода базу данных. Таким
способом Шриранга подтвердил многие гипотезы, которые
даны в шастрах. Даже если бы его ученики опубликовали
свои дневники, мы все равно не смогли бы даже приблизи-

тельно представить их переживаний. Единственный способ
попробовать пудинг - съесть его. Вы не сможете представить
себе вкус какого-нибудь блюда, не попробовав его -даже если
точно знаете, как оно приготовлено.

Однако, уроками, извлеченными из внутренних пере-
живаний, можно поделиться. Шриранга сделал серебряное
блюдо для сжигания камфоры. На блюдо был нанесен
рисунок, отражающий определенные йогические концепции.
Шриранга показал блюдо ученице и просил оценить его.
Ученица видела, что оно сделано из серебра, и делала
соответствующее заключение. Шриранга просил рассмотреть
поближе и обратить внимание на отделку. Позже ученица
рассказала, что, присмотревшись, она увидела внутренний
свет. Тогда она поняла, что истинная ценность объекта должна
оцениваться по его скрытому значению (эффекту внутренней
работы), а не по денежной стоимости. Пара листьев базилика
может быть дороже меры золота с точки зрения воздействия
на внутреннее состояние ума. Размышления о листьях
базилика воздействуют на аджну, а мысли о золоте - на
анахату. Если целью является воздействие на аджну, то
какой прок в золоте? Шриранга очень высоко отзывался о
корне куркумы и черных бисеринках, которые традиционно
используют индийские женщины. По своему воздействию на
ритмы нади эти объекты сродни золоту. В этом смысле корень
куркумы и черный бисер можно рассматривать как украшение.

8.6. Свод знаний в спинном мозге

Шриранга точно знал, где в спинном мозге расположены
различные ветви знаний (видья и кала), и умел пробуждать
их. Под руководством (внешнее учительство) и с благосло-
вения (внутреннее учительство) Шриранги многие люди
достигли вершин совершенства в различных областях знания.
Автор встречал среди них профессионалов в Аюрведе, йоге,
музыке и т.д.

Согласно Шриранге, каждый человек от рождения
предрасположен к постижению какой-либо ветви знаний,


которая имеет отношение к определенной чакре. Шриранга
направлял своих учеников в соответствии с их предраспо-
ложенностями. Например, внимание ученика с низким басом
он сориентировал на деятельность, связанную с нижней
третью спинного мозга и благословил этого ученика на
изучение Аюрведы. Следует напомнить, что нижняя треть
спинного мозга связана с Ригведой, а Аюрведа - ее упаведа.
У другого ученика был голос средней высоты, и его рагой
была Шанкарабхаранам, которая соответствует анахате.
Шриранга благословил его знаниями санскритской грам-
матики, литературы и поэзии. Еще один ученик обладал
высоким голосом, его рагой была Калъяни, которая со-
ответствует аджне. Сама-веда принадлежит области аджна-
чакры.
Шриранга благословил этого ученика музыкальным
дарованием, так как музыка- это упаведа Сама-веды.

Если человек осознает свою предрасположенность, то
очень быстро добивается успехов в соответствующей области
знаний. Как определить чакру, которая резонирует с вро-
жденной предрасположенностью? Шриранга указывает, что
когда человек занимается деятельностью, которая связана с
областью его врожденного таланта, то испытывает необы-
чайное счастье либо живую смарану своего гуру.

Шриранга показал взаимосвязь между различными
ветвями знания, а также их соединение с конечной Истиной.
Он сделал это и логически, и с помощью прямых экспе-
риментов (см. раздел 8.7.3.). Здесь также представлено
описание эксперимента, взятое из книги «Шриранга Маха-
гуру». Шрирангабыл одаренным певцом и йогином. Он знал
взаимосвязь музыки и деятельности праны внутри спинного
мозга. Один из более поздних учеников, Шри Раджам
Айенгар, как-то раз попросил гуру раскрыть тайный смысл
отдельных глав из Гиты {Бхагавад-Гита Шри Кришны).
Позже, во время музицирования, Шриранга извлек из тамбу-
ры
звук особого качества и заставил этот звук с силой войти
в уши своего ученика. Это пробудило в ученике внутреннее
видение, и он увидел в своем мозге тысячелепестковый лотос,

в котором растворился звук. Затем он увидел сияющий свет
полной луны, который заполнил все его тело. Музыка
(сангита) и философия (Гита) в итоге приводят к одному и
тому же опыту. Шриранге не понадобились часы сухих лек-
ций, чтобы показать связь сангиты (музыки) и Гиты (филосо-
фии). Он благословил ученика необходимым интуитивным
опытом и пробудил в нем творческую силу. Если подобный
опыт совместить с интеллектуальными усилиями, то при
чтении Бхагавад-Гиты ученик обязательно обретет пости-
жение.

8.7 Учения в скульптурах и картинах

Когда Шриранга был молод, он пытался записывать свои
мысли, но потом оставил эту попытку из-за сильной нехватки
времени и огромного груза ответственности. В дальнейшем
всякий раз, когда он брал в руки ручку, его переполнял
настолько мощный поток идей, нарушавший внутренний
покой, и столь гигантское напряжение, что писательство
становилось невозможным. Вместо этого, подобно древним
Риши, Шриранга стал использовать такое средство самовы-
ражения, как скульптуры и мистические рисунки. Толковать
эти рисунки трудно, но интересно. Они напоминают капсулы
знания, и поэтому их можно воспринимать как литературное
произведение в сжатой форме. Даже сегодня их понимание и
толкование требует незаурядных интеллектуальных спо-
собностей. Приведем пару примеров.

8.7.1 Связь между нади и спинным мозгом

Чтобы зажечь светильник или лампаду, по традиции
почти в каждом доме используют промасленный ватный
фитиль. Шриранга воспользовался этой традицией, за-
кодировав в светильнике концепции йоги и тантры. На рис.
8.1а изображен традиционный медный светильник, или Шри
Видья Дгтастамбха,
Схема внутреннего строения стойки,
которую спроектировал Шриранга, показана на рис. 8.16.


В центре спинного мозга находится Н-образное серое
вещество (см. рис. 2.1 и рис 8. 1.с), размер поперечного
сечения которого меняется в зависимости от высоты (рис.
8.1с). Автор предположил, что поперечный срез внутренней
стойки на разной высоте (рис. 8.16) можно сравнить со срезом
Н-образного серого вещества внутри спинного мозга на той
же высоте (рис. 8.1с). Шриранга решил, что две половинки
светильника в позолоте и серебре могут представлять золотой

солнечный свет и серебряный лунный свет соответственно.
Итак, одна сторона символизирует Луну (Ида-нади), а вторая
- Солнце (Пингала-нади). Внутренняя часть стойки све-
тильника полая, она символизирует центральный канал -
Сушумну. Такое представление показывает тесную взаимо-
связь между серым веществом спинного мозга и тремя
главными нади. Концептуальный символизм йоги и тантры,
зашифрованный в Шри Видья Дипастамбхе, настолько
обширен, что автор посвятил ему отдельную книгу.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...