Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль кундалини



Когда удовлетворено предварительное условие, или
когда действует йога четырех составляющих, пробуждается
сила, дремлющая внизу спинного мозга. Эта сила присоеди-
няется к остальным составляющим в восходящем движении
праны.

Эта дремлющая сила - кундалини - окутана тайной. Ее
сравнивают со свернувшейся змеей, спящей внизу спинного
мозга. Занятия йогой должны пробудить ее (смотрите разделы
8.7.2 и 8.7.3.). Упанишады были написаны Риши, которые
жили в лесах - так что сравнение кундалини со змеей
неудивительно. Наверное, современный человек сравнил бы
«свернувшуюся сущность, обладающую огромной силой», с
пружиной. Однако, с помощью мистического видения спя-
щую энергию можно увидеть именно как светящуюся змею.

Считается, что кундалини прикрывает вход в цент-
ральный канал (сушумну), чтобы не допустить ум к знанию,
которое там хранится (раздел 7.3). Истинное значение этого
таинственного изречения понять не так-то просто. Апана -
быстрое непроизвольное движение праны вниз по спи-
ральным нади (иде или пингале) - создает водоворот, который
увлекает энергию вниз и срабатывает как клапан, препятст-
вующий ее подъему вверх. Спиральные нади насчитывают
три с половиной оборота, а водоворот имеет форму спирали.
В силу этих причин считается, что кундалини скручена на три
с половиной оборота. Однако, когда пробуждается Агни (или


движение апаны вниз относительно замедляется), водоворот
начинает исчезать и открывать, таким образом, центральный
канал, сушумну. Сопротивление ослабевает, и дремлющая
сила кундалини начинает подниматься вверх. Иными словами,
свернувшаяся змея начинает распрямляться. Если движение
праны и апаны происходит через сушумна-нади, то, незави-
симо от скорости нисходящего движения, апана может
перестать порождать водоворот. Движению кундалини ничто
не мешает.

6.4. Сферы знания и восприятия
6.4.1. Обычное восприятие

Согласно основной концепции нормального восприятия,
ум извлекает гипотезы из различных сфер субъективного мира
(смотрите рисунок 6.2.). Несмотря на то, что раздражитель
пришел из внешнего источника, воспринимаемый объект
принадлежит внутреннему субъективному миру.

Скажем, человек формирует представление об объекте
- серебристом кусочке - который он заметил в полутьме.
Присматриваясь внимательнее, человек вносит поправки в
начальное представление об объекте и теперь воспринимает
его по-другому (морская ракушка). Однако, объекта (серебро),
который был «воспринят» ранее, во внешнем мире нет.
Откуда же этот объект возник? Он возник из внутреннего
субъективного мира. При коррекции человек не пережил
дихотомии между объективной и субъективной реальностью.
Напротив, он все это время воспринимал объект как принад-
лежность внешнего мира. Как только начальное мнение
изменилось, становится трудно вспомнить первый объект
(серебро) и наложить его на второй (ракушку). Этот пример
ясно показывает, что воспринятый объект пришел из внутрен-
него, субъективного мира. К тому же подразумевается, что
без предварительного знания об объекте воспринять этот
объект нельзя. Но знание об объекте обретается только с
помощью чувственного восприятия. Восприятие и знание
взаимосвязаны друг с другом. Это можно выразить так:

воспринимать - значит знать, а знать - воспринимать.

Субъективный мир состоит из множества сфер. Что
возникает в вашем воображении, когда вы слышите «PQRS»?
В контексте языка это буквы латиницы; в геометрии -
четырехугольник на плоскости; в теории электрических сетей
это буквосочетание указывает на матрицу; в медицине -
описание электрокардиографической кривой, и т.д. В ответ
на простое «PQRS» ум (манас) вытащил из памяти все теории.

В древности йоги знали о том, что воспринимаемые
объекты «приходят» из внутреннего, субъективного мира, и
разработали оригинальную систему обрядов, в том числе и
созерцание священных предметов. Ценность этих обрядов
заключается в том, что они без внешних раздражителей
(кусочек серебра или улитка) «вытаскивают» из внутреннего
мира объекты, которых нет во «внешнем» мире. Этот процесс
адекватен творчеству. Так создавались вещи наподобие
музыкальных инструментов, колокольчиков и т.д. Так
делаются украшения из прекрасных камней. Так настраива-
лись первые музыкальные инструменты и колокольчики по
звукам, которые слышались внутри. Так создавались и
зажигались лампы, которые формой, размером и яркостью
совпадали с «внутренним» светом.

При выполнении подобных практик созерцания священ-
ного внешнего объекта человек надеялся, что это приведет к
выполнению предварительного условия йоги, - и, сле-
довательно, человек обретет дар мистического видения.

Шриранга благодаря своему внутреннему йогическому
опыту мог «посещать» место, где образы и звуки все еще
существуют в первозданной форме. Он показал их основу и
дал экспериментальный метод, базирующийся на ритмах
нади, для изучения воздействия священных предметов и
творений. Шриранга разработал колокол, издающий со-
ответствующий звук; описал размер и форму пламени, и т.д.

В идеале вся природа, все объекты во Вселенной должны
иметь родственные объекты во внутреннем мире. Такая
идеальная природа называется «пракрити», или «Лакшми»


(Лакшма - хранящая внутреннюю идентичность). Искажен-
ные природные объекты называются «викрити» - искаженные
формы. Но даже искаженный объект имеет неискаженную
форму как свой источник или цель. Значит, объекты во
Вселенной можно отнести к двум классам: пракрити и
викрити. Это первые два («пракритим» и «викритим») из 108
имен Богини Лакшми, означающие их йогическое про-
исхождение.

Страсть йогинов и Риши прошлых лет к объектам
внутреннего мира была столь велика, что они решили
проявить эти объекты во всех сторонах своей жизни.

Не трудно представить воздействие страсти такого рода
на общество. Например, фанат футбольной команды или поп-
певца надевает одежду и собирает плакаты с изображением
своего кумира. Посвященность йогинов внутреннему миру
проявляется в их одежде, знаках на лбу, прическе, укра-
шениях, оформлении жилищ и т.д.

Следы страсти йогинов и Риши к символическому
проявлению внутреннего мира можно даже сегодня найти в
индийской культуре, возможно, в несколько искаженной
форме. В следующих двух главах читатель познакомится с
несколькими примерами влияния Риши на индийскую куль-
туру.

Заметки

Ароматические первоосновы. В современной литера-
туре описаны четыре ароматические первоосновы - эфирная,
смолистая, острая и ароматная. Ниже приведены вещества,
наиболее близкие к четырем парам первооснов:

Эфирная - Смолистая: Оранжевое масло - Ель
Смолистая - Острая: Кедр - Корица
Острая - Ароматная: Гвоздика - Ваниль
Ароматная - Эфирная: Жасмин - Листья цитрусового
дерева.

Вкусовые первоосновы. Согласно Аюрведе, шесть

основных вкусов - это кашъях (вяжущий), мадхурах (слад-
кий), лаванх (соленый), катух (острый), тиктах (горький) и
амла (кислый). В современной литературе иногда упоминают-
ся шесть ароматических первооснов и четыре вкусовые перво-
основы. Но даже в этом случае их сумма (десять) совпадает с
количеством крестцовых нервов.

Примечание. Авторская интерпретация концепции
самйоги основана на переживании во сне.


Глава 7





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 139 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...