Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерпретация ощущений Антахкараной



В Шарирака-упанишад приведены функции четырех
компонентов Антахкараны - внутреннего тонкого тела.

Читта. Ее можно сравнить с памятью. Роль читты
заключается в следующем: события, происходящие на
лепестках пяти чакр, создают в читтв единый шаблон,
который называется читта-вритти. Читта- это интегратор
впечатлений, которые создают ощущения. Ее можно предста-
вить, как пластичное вещество, которое не имеет собственной
формы. Читта принимает ту форму, в которую ее облекают
действия всех лепестков в целом, - словно вода, прини-
мающая форму сосуда. Таким образом, одна часть читты
выполняет роль быстрой памяти. В действительности шаблон,
который образуется в читте, многомерен. Объединенная
поступающая сенсорная информация - это точка в векторном
46080-мерном пространстве (4 ароматические первоосновы
х 6 вкусовых первооснов х 10 первооснов формы х 12
тактильных первооснов х 16 звуковых первооснов).

Манас. Роль манаса можно сравнить с ролью програм-
мы информационного доступа или поискового устройства.
Во время процесса восприятия ум - в ответ на стимуляцию
со стороны читта-вритти - выдает несколько наиболее
вероятных гипотез (санкалпа викалпатмакам манах). Эти


гипотезы возникают из различных сфер внутреннего субъек-
тивного пространства (смотрите раздел 6.4.1.). К какой сфере
знания обратится ум, зависит от состояния ума. В силу общих
{майя) и специфических (авидья) условий ум обращается к
знаниям, принадлежащим только к определенной сфере
субъективного мира. Иными словами, обусловленность
сильно влияет на отбор гипотез.

Буддхи и ахамкара (эго). Интеллект (буддхи) выбирает
одну гипотезу из тех, что предлагает ему манас (нишкаятмика
буддхих).
Выбор падает на ту гипотезу, которая наиболее
«значима» для эго в данном контексте. Таким образом, выбор
одновременно приводит к узнаванию объекта и увеличивает
его значимость для эго, то есть пробуждает самоосознавание.
Пока эго не пробудилось, человек не осознает происходящего
процесса - пребывает в блаженном неведении. Природу
сновидений можно было бы объяснить следующим образом:
прана движется по нади и воздействует на различные лепестки
так, как ей диктует шаблон читты, что и приводит к формиро-
ванию ощущений во сне. Шаблоны читты пробуждаются
самскарами (смотрите раздел 6.2.5). Однако, во время
глубокого сна прана не движется по кругу, а находится в
отдельном центре, который называется «пуритат».

После выбора гипотезы появляется осознанное впечат-
ление принадлежности объекта внешнему миру (смотрите
также раздел 6.4.1.). Это, возможно, происходит потому, что
«сущность» - постоянный спутник праны - движется «внут-
ри» спинного мозга. Все раздражители по отношению к
«сущности» являются внешними. Фактически, разделение на
внешнее/внутреннее само по себе является следствием общей
обусловленности {майя) ума или личности.

В дискуссии, приведенной выше, читта, манас, буддхи
и ахамкара (эго) выступают в роли инструментов или способ-
ностей субъективного «я». Помните, что «я» отличается от
эго и самоосознавания. Когда в литературе кто-то упоминает
об уме, он имеет в виду и остальные три способности. Они
неотделимы друг от друга и от «я» (джива). Все они -

неотъемлемые части «я». А поскольку это так, то слова «я» и
«ум» постоянно заменяют друг друга.

6.2.5. Реакция на восприятие

После интерпретации «я» реагирует на воспринятое.
Реакция может быть в виде действия и в виде эмоции. Затем
шаблон (читта-вритти) и связанные с ним восприятие и
реакция откладываются в долговременной памяти, которая
является частью читты. Информация, которая хранится в
долговременной памяти, относится к самскарам. Эти самска-
ры
влияют на расшифровку поступающей информации, а
также на реакции. Привычки и совесть тоже относятся к этим
самскарам. Они влияют на относительный вес, который
различные сферы знания имеют в субъективной реальности.

Мы приобретаем знания с помощью пяти органов
чувств. Это результат воздействия внешних раздражителей
на человеческое тело. Человеческое тело переносит этот
эффект на окружающую среду с помощью органов действия.
Их тоже пять: речь, руки, ноги и два выделительных органа.
Они соответствуют пяти центрам, начиная от вишуддхи.
Команды к действию поступают в эти органы вместе с
нисходящим движением праны. Эмоциональные реакции
нарушают работу желез. Каждая железа связана с опреде-
ленной чакрой. Реакции также контролируют органы чувств:
например, человек может зажать пальцами нос, отдернуть
руки и т.д. Некоторые реакции могут быть непроизвольными,
например, расширение зрачка.

6.3. Течение мистического
или йогического опыта

Вспомните основные постулаты йоги:

1. Прана постоянно течет по спинному мозгу.

2. Прана несет в себе «я».

3. Мистическое знание существует внутри спинного
мозга.


Но «я» не всегда испытывает мистические переживания.
Ниже описана причина такой ситуации, а также представлено
условие, которое необходимо удовлетворить, чтобы мисти-
ческое переживание случилось.

С точки зрения некоторых ученых, обычный процесс
восприятия — превращения электрических импульсов в яркие
переживания - уже сам по себе является загадкой. Поэтому
они склонны воспринимать его как своего рода мистическое
переживание. Но мы говорим здесь о так называемом паранор-
мальном, или экстрасенсорном, или йогическом восприятии.
Причина того, что мистический, или йогический опыт не
наступает, заключается в общей и специфической обусловлен-
ности праны и ума. Общая (или вселенская) обусловленность
называется «майя», а специфическая - «авидья». Майя
определяет общую деятельность праны и ума. Авидья опреде-
ляет привычки и предпочтения праны по отношению к
определенным нади и содержимому субъективной реаль-
ности, к которому обращается ум. Но эту обусловленность
можно преодолеть.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...