Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Как осуществляется процесс познания?
Большинство философских систем выделяли два этапа: чувственное и рациональное познание. В реальном процессе познания чувственное и рациональное внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако значение каждой из этих ступеней познания часто оценивается неоднозначно. Свое выражение их противоположные оценки нашли в эмпиризме и рационализме.
Сущность эмпиризма сводится к утверждению решающей роли чувственного опыта как источника познания. Его расцвет пришелся на XVII – XVIII вв. и связан, прежде всего, с именами Бэкона и Локка. Широкое распространение он получил в ХIХ в., выступив в качестве гносеологической основы позитивизма.
Сторонники рационализма считали, что к истинному познанию ведет только мышление, противопоставляли мышление способности к чувственному познанию, полагали чувственное знание вероятностным, приблизительным, недостоверным. Рационализм XVIII в. признавал господство разума неограниченным.
Но, чувственное познание и рациональное познание являются двумя сторонами одного познавательного процесса, поэтому их надо рассматривать в единстве.
Чувственное познание. Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом и включает в себя ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства объектов – красное, сладкое, твердое и т.д. Восприятие – образ предмета в целом: форма, величина, объем предмета и т.д. Представление – это чувственный образ предмета, с которым субъект непосредственно не взаимодействует, но который частично или полностью воспринимался ранее.
Чувственное отражение действительности – активный процесс. Это проявляется уже в ощущении и восприятии. На первый взгляд они являются пассивным запечатлением свойств внешних объектов. Но давно замечено, что восприятие опосредствовано прошлым опытом субъекта: человек воспринимает действительность через призму имеющегося у него опыта, прошлых взаимодействий с миром.
Роль чувственного познания весьма значительна:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) рациональное знание базируется на анализе того материала, который дают органы чувств, без такого материала и мышление было бы невозможно;
3) взаимодействия человека с окружающим миром осуществляется на основе информации, получаемой органами чувств.
Однако, возможности чувственного познания ограничены. Оно имеет дело только с тем, что может быть воспринято человеком. Оно не в состоянии реконструировать прошлое или представить будущее. Но это доступно для другой – рациональной формы познания.
Рациональное познание осуществляется с помощью мышления. Мышление есть процесс целесообразного отражения внутренних существенных связей и отношений явлений действительности. Если в ходе чувственного познания формируются чувственно-конкретные образы предметов, то в процессе мышления также создаются образы, но образы, абстрагированные от конкретных предметов. Абстрагирование представляет собой процессмысленного выделения одних признаков предмета и отвлечение от других его признаков. Это означает, что за абстрактными понятиями стоит не предмет, как за конкретными понятиями, а его признак, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна» или «честность». Мышление, как ступень, более высокая по сравнению с чувственным познанием, оперирует как чувственными, так и понятийными образами.
Абстрактное мышление имеет три формы: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов («дом»). Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках или отношениях («наступила весна»). Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам получается новое суждение.
Абстрактное мышление отличается от чувственного познания рядом характеристик:
1) способность к отражению общего в предметах (для чувственного познания все студенты в группе разные – оно фиксирует отличия по полу, росту, цвету волос и т.п., абстрактное мышление находит в них общее – все они люди, студенты, учатся в одной группе и т.п.);
2) способность к отражению существенного в предметах (у предметов бесконечное количество свойств, но мышление позволяет выделить главные из них, с помощью которых можно отличить данный предмет от всех остальных: цвет обложки учебника философии – это несущественный признак, а вот соответствие образовательному стандарту – существенный);
3) способность получать новые знания на основе уже имеющихся, без обращения к чувственным данным.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 3228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!