Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Познание - это активное и творческое отражение действительности в сознании человека. В познании человек не просто пассивно регистрирует идущую извне информацию - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Знание есть результат познавательной деятельности, результат активного взаимодействия субъекта, т. е. того, кто познает, с объектом, т. е. тем, что познается.
Познание по своей природе – это общественный процесс. Хотя непосредственно его осуществляет отдельный индивид, но прежде, чем он начнет заниматься познанием, он должен освоить те знания, которые были добыты предыдущими поколениями и, в свою очередь, он передаст полученные им знания последующим поколениям людей. Поэтому реальным субъектом познания выступает общество в целом.
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности – человеческого вида активности, которая без знаний была бы невозможна.
Но, как и на основе чего возникают знания?
Они возникают на основе информации. Нередко понятия «знание» и «информация» отождествляют. Но это неправильно.
Говоря, что субъект А отражает объект В, мы имеем в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям в В и вызываются ими. От В к А идет поток сигналов, который в субъекте особым образом преобразуется.
Объект → сигналы (информация) → субъект → переработка → знание
Т.о., в качестве знаний выступает не вся информация, идущая от В и воспринимаемая А, но лишь та ее часть, которая особым образом преобразована и переработана А. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму с помощью других знаний, хранящихся в памяти, должна получить смысл. Следовательно, знание – это всегда информация, но не всякая информация является знанием.
Проблема истины – центральная в теории познания. Она возникает на ранних этапах развития философии, проходит через последующие периоды ее развития и остается актуальной в наши дни. Решение этой проблемы предполагает ответ на два вопроса: «Каковы формы существования истины?» и «Каковы средства достижения истины?».
Поиски ответа на вопрос о формах существования истины привели к созданию целого спектра философских концепций, в которых можно различить два принципиальных подхода: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них – онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Пример такого отношения – философия Платона: он понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. Независимо от вариаций суть онтологизма одна и та же: истина есть независящая от субъекта реальность.
В рамках гносеологического понимания истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Гносеологический подход представлен рядом концепций.
1. Наиболее распространенная среди них – т.н. классическая концепция истины. Ее суть: истина есть соответствие знаний действительности. Этой концепции придерживались Локк, Спиноза, просветители, Гегель, диалектические материалисты.
В классической концепции истине приписывается ряд характеристик.
- Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна, т.к. существует только посредством человека.
- Абсолютность истины понимается как идеал знания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений – это не реальное содержание знания, а только нормативный принцип познавательной деятельности. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность.
- Единство объективности и субъективности, абсолютности и относительности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное, т.е. истина существует только в движении, не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания. С динамичностью истины связана ее конкретность. Она означает, что не существует истины, неизменной для всех ситуаций, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено.
В рамках гносеологического подхода помимо классической концепции истины существует и ряд других.
2. Конвенциональная концепция трактует истину как соглашение между членами научного сообщества.
3. Прагматическая концепция отождествляет свойство истинности с полезностью знания, истинным в ней признается такое знание, которое ведет к успеху. Но, полезное знание – это не всегда знание истинное. Когда один рыбак говорит другому, что надо выходить на рыбалку сразу после восхода солнца, то это практически полезное знание. Однако, утверждение, что вращается солнце, а не земля, с точки зрения астрономии ложно. Тем не менее, в практическом смысле для решения задачи рыбной ловли ложность этого утверждения несущественна. Бывает наоборот, когда истинное знание в конкретной ситуации бесполезно. Так, бесполезен правильный диагноз в условиях отсутствия нужных лекарств.
4. Когерентная концепция трактует истину как свойство самосогласованности знания, устанавливающееся на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами и т.д. Истинным в рамках этой концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания, оно системно, доказательно и стройно.
Т.о., однозначного ответа на вопрос о критерии истины в философии нет. Этот ответ представляет собой комплекс вариантов, каждый из которых несет в себе частицу истины.
Для постижения истины используются две различные познавательные процедуры: объяснение и понимание, являющиеся необходимым условием познавательной деятельности.
Объяснение – это процедура раскрытия сущности одного явления через другое, имеющее статус достоверного, очевидного. При объяснении происходит подведение предмета под общий закон с выявлением причин его появления, источников развития и механизмов действия. В результате объяснения теряется уникальность объясняемого предмета или явления. Такой путь познания характерен для естественнонаучного знания.
Понимание – это процедура постижения смысла, которая может осуществляться либо путем психологического «вживания» в цели, представления и чувства индивидов, либо путем интерпретации значения знаков, социальных институтов и т.п.
Понимание значительно расширяет палитру познавательных средств, включая в них интуицию, чувства, переживание. Тем не менее, процедуру понимания не следует квалифицировать как иррациональный способ познания, иррациональный момент не является в ней основным.
Понимание представляет собой постижение действительности в ее уникальности. Важнейший принцип понимания – принцип конкретности, учет обстоятельств, ситуации, контекста. Такой путь познания характерен для социально-гуманитарного знания.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!