Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Форм отражения. Эволюционная эпистемология



Концепция глобального эволюционизма занимает одно из центральных мест в современной философии науки. Весь мир является огромной эволюционирующей системой. Она включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную, которые объединяются генетической и структурной преемственностью. Одной из причин появления глобального эволюционизма явилась потребность интегрировать естественнонаучное, обществоведческое и гуманитарное знание. Он претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методологические и философские основоположения.

Важным в теории глобального эволюционизма является понятие «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека. Механизмы взаимодействия человечества с природой разнообразны, они не сводятся только к биологическим, техническим или социальным. Человек неотделим от биосферы. С понятием «биосфера» Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энергию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество. Биосфера, окружившая внешнюю оболочку земли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество выступило в качестве катализатора процесса развития. С возникновением человечества возник еще один могучий фактор природных взаимодействий – ноосфера, сфера разума. Т. де Шарден понимал ноосферу как «мыслящий пласт», разворачивающийся вне биосферы и над ней. Она включает в себя мысли и дела человека, совокупность мыслящих сил и единиц, вовлеченных во всеобщее объединение посредством совместных действий.

Вернадский акцентирует масштабы этого процесса: ноосфера – такой тип материальной системы, которая охватывает гигантский всепланетарный процесс. Ноосфера выходит за пределы изучения естествознания и не может быть охвачена самостоятельно ни одной из естественных наук. Она представляет собой совершенно уникальный объект изучения, в котором переплетаются константы косной и живой природы, особенности общественного развития и интеллектуальной мысли.

В связи с данными о глобальных негативных последствиях деятельности человека ученые фиксируют два сценария развития ноосферных процессов. Согласно первому, тупиковому сценарию, ноосфера как сфера разума не оправдывает своего наименования, поскольку разум разрушает самое себя. Согласно второму, возможна гармоничная конвергенция всех типов материальных систем, коэволюция как новый этап согласованного существования природы и человека.

Обеспечение коэволюции биосферы и общества предполагает определенные запреты и регламентации человеческой деятельности. Возникает потребность в «экологическом императиве», который накладывал бы рамки ограничений на действия и поведение людей. Он заставляет задуматься о всепланетарных последствиях общественного прогресса, развития науки и техники.

Эволюционная эпистемология – направление, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и построение на этой основе теории эволюции единой науки. Она стремится создать такую теорию развития науки, в основе которой принцип историзма и пытается опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук.

Эволюционная эпистемология строит свои модели развития научного знания на основе общей теории органической эволюции – и, прежде всего сходства механизмов развития, действующих в живой природе и познании. При этом развитие научных теорий реконструируется по эволюционным моделям.

Один из известных и продуктивных вариантов эволюционной эпистемологии – генетическая эпистемология швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. В ее основе – принцип возрастания инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта. Пиаже, в частности, считал, что эпистемология – это теория достоверного познания, которая всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача – определить, каким образом познание достигает реальности, т.е. какие связи и отношения устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей познавательной деятельности не может не руководствоваться определенными методологическими нормами.

Генетическая эпистемология Пиаже пытается объяснить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т.е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психологических механизмов его возникновения. Изучая детскую психологию, ученый пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психогенез не заканчивается при рождении ребенка, так как ребенок непрерывно испытывает влияние среды, благодаря чему происходит адаптация его мышления к реальности.

Пиаже выделил четыре основные стадии в когнитивном (интеллектуальном) развитии, для которого характерна строгая последовательность формирования: сенсомоторная, интуитивная (дооперабельная), конкретно-операциональная и формально-операциональная.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...