Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В античности и средневековье. Формирование науки в древней Греции произошло в результате культурного переворота, произошедшего в VIII – VI вв



Формирование науки в древней Греции произошло в результате культурного переворота, произошедшего в VIII – VI вв. до н.э. Одна из составляющий этого переворота – «Великая колонизация» - основание греческих поселений на чужой территории, давшая возможность грекам выйти из изоляции, способствовавшая развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывавшая терпимость к иным взглядам, обычаям и культурам. В это время ремесло начинает отделяться от сельского хозяйства, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура и философия.

Что стало причиной культурного переворота?

Для традиционного общества характерна профессионально-именная трансляция культуры. Каждая семья являлась носителем определенной профессии, передававшейся по наследству. Поэтому в таком обществе невозможно совмещение разнородных профессий без снижения качества продукции. В таком обществе наука появиться не могла: ей не на что было опереться, ведь сумма знаний передавалась от отца к сыну. Причиной разрушения этой системы стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, существует угроза с моря, поэтому гончар и плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле – это тоже бывшие гончары и плотники. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для традиционного общества. Возрастает и роль слова, подчиненность ему (один решает, другие исполняют), осознается роль закона в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов – это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

Кроме того, на процесс появления науки влияли и другие факторы: социальные, политические, природные и другие. Хозяйственную и политическую жизнь античного полиса пронизывал дух соревнования, конкуренции. В V в. до н.э. усилились демократические тенденции в жизни греческого общества. Это стимулировало творческие задатки людей. Причем, споры разворачивались по проблемам, не имеющим никакого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой не мыслимо научное познание. Так, первоначально, наследую мифологическую проблематику, древние греки пытались объяснить возникновение и развитие мира. В результате возникла натурфилософия – преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающееся на некоторые естественно-научные понятия.

Для создания модели космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Возник философски-рациональный образ мира. При этом числа изучались сами по себе, безотносительно к практическому применению. Оперируя одними абстракциями можно создавать новые, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

Особенность греческого мышления в том, что оно было рациональным, теоретическим. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Главный предмет созерцания – небесный свод со светилами. Первая геометрическая модель космоса была разработана Эвдоксом (IV вв. до н.э.) и получила название гомоцентрических сфер. В основе ее лежит представление о том, что космос состоит из ряда сфер, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху космос ограничен сферой неподвижных звезд. Все сферы находятся в непрерывном движении.

Одна из умозрительных проблем – проблема единого: как найти единое, неизменное и неуничтожимое в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожимого. Два варианта ответа: Парменид и Демокрит. Верх умозрительности – система идеализма Платона.

Самый большой вклад в античную науку внес Аристотель. Он создал всеобъемлющую систему знаний о мире, куда вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, ее материал. Материя лежит на самом нижнем уровне в иерархии вещей. Над ней стоят четыре элемента или стихии. Это первичная материя, получившая форму под действием той или иной пары первичных сил – горячего, сухого, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного – землю, горячего и влажного – воздух, холодного и влажного – воду. Стихии могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.

Чтобы объяснить процессы движения, происходящие в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. На примере с бронзовой статуей он показывает, что материальная причина – бронза, действующая – деятельность ваятеля, формальная – форма, в которую облекли бронзу, целевая – то, ради чего ваялась статуя.

Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности – возникновение и уничтожение; в отношении количества – рост и уменьшение; в отношении качества – качественные изменения; в отношении места – перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Согласно Аристотелю, движение непрерывно, вечно и для осуществления его должен существовать первый неподвижный и тоже вечный двигатель. Движение по прямой для него не является вечным, так как прямая не бесконечна. Чтобы быть бесконечным, движение должно быть круговым, только шар движется и в то же самое время покоится, так как занимает одно и то же место.

Космос по Аристотелю ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего. Он разделен на две области: в «подлунной» материальные тела образованы из четырех элементов – воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в «надлунной» области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела – звезды, планеты, Луна, которые совершают круговые движения и пятый элемент – эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится неподвижная шарообразная Земля.

Наконец, Аристотель создал логику как науку – он впервые представил приемы рассуждения как целостное образование и сделал их предметом научного исследования.

В эпоху эллинизма (IV в. до н.э. – I в. до н.э.) в философии усилился индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической обстановки, невозможностью влиять на судьбу полиса, возросла роль правителя и бюрократии. Это отразилось на системах.

Стоики придавали большое значение законам, по которым существует Природа. К аристотелевским представлениям о первоэлементах они добавили идею о том, что соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» («теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает вещи закон ее существования и развития. Физическое тело – пассивный участник процессов, а пневма – активное начало. Мир согласно стоикам – единый и взаимосвязанный поток событий, где все имеет причину и следствие. Эти связи – рок, судьба. Кроме того, события направлены к благой, прекрасной и разумной цели.

По Эпикуру атомы наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут спонтанно отклоняться от вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг об друга, в результате чего образуется вещный мир.

Большие успехи в области математических знаний. Евклид пишет 15-томный труд «Начала». Архимед разработал методы вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел.

Римская наука носила компиляторский характер. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который мог бы приблизиться к Платону, Аристотелю или Архимеду.

В целом, в античности появились такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских систем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дало возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки.

Средневековая наука.

Средневековое мировоззрение стремилось к всеохватывающему знанию, которым может обладать только Творец. Отправное понятие – слово. Слово выступало и как орудие творения и как орудие постижения мира. Понятия отождествлялись с их объективными аналогами. Овладение понятиями → исчерпывающее знание о действительности, т.к. она производна от понятий. Значит, надо исследовать их, особенно в Священном писании. «Видимые вещи» воспроизводят «вещи невидимые», т.е. являются их символами. Есть иерархия вещей в зависимости от близости к Богу.

Познавательная деятельность носила теологически-текстовой характер, анализировались не вещи и явления, а понятия. Универсальный метод – дедукция. Но возникают и области знания, которые подготавливали возможность рождения науки: алхимия, астрология, натуральная магия. Последняя – познание скрытых сил и законов Вселенной. Маг – больше практик-экспериментатор, чем теоретик-концептуалист.

Схоластика (IХ – ХII вв.) большое значение придавала логике рассуждений, видела в ней путь постижения Бога. Оттачивается логический аппарат, рассудочные способы обоснования знания, при которых сталкивается тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Важнейшие вопросы схоластики о соотношении разума и веры, науки и религии.

Ансельм Кентерберийский считал, что знания, добытые разумом, но противоречащие Священному писанию, должны быть отвергнуты. Пьер Абеляр хотел четко разграничить веру и знание и предлагал сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Его принцип: «понимать, чтобы верить». Его работа «Да и нет»: 159 каверзных вопроса догматики, на них даны ответы из церковных писаний, как утвердительные, так и отрицательные. Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования считал наблюдение. В учении Фомы Аквинского содержался метод интеллектуального, постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, но прообраз этого образа, действительную форму предмета.

Обучение было двухступенчатым: первую ступень составляло светское знание, а вторую, высшую, - теология. Светское знание также было приспособлено для теологических нужд. Грамматика сводилась к изучению правил латинского языка, риторика – к умению составления проповедей, арифметика – к мистическому истолкованию чисел Библии. Геометрия включала в себя сведения о странах и землях. Музыка была церковной, а астрономия в основном помогала определять сроки христианских праздников. Первые светские школы были правовыми.

Важнейшая составляющая образования – логика. Она определялась как искусство с помощью которого истина может быть отличаема от лжи. Перед логикой стояла задача доказательства истин, а не их открытия.

В целом, особенности средневековой науки:

- она выступает как совокупность правил, в форме комментариев,

- тенденция к систематизации и классификации знаний,

- компилятивный характер,

- созерцательность, склонность к абстрактному теоретизированию, отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.

Развивалась наука и на Востоке. Переводятся на арабский язык труды античных мыслителей. «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Также переведены «Начала» Евклида, сочинения Аристотеля и Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Теоретичность античных сочинений была дополнена примерами и задачами чисто практического характера, свойственными для восточной традиции.

Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (IХ в.) создал математические произведения, переведенные в ХII в. на латынь и четыре века служившие учебными пособиями в Европе. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами (алгоритмами – от имени ал-Хорезми). Он нашел методы решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов («Алджебр»).

Аль-Фараби (Х в.) доработал логическое наследие Аристотеля. Он упорядочил комплекс аристотелевского «Органона» и присоединил к нему «Риторику», написал комментарии к его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

Среднеазиатского ученого аль-Бируни (ХI в.) можно назвать энциклопедистом6 он решал вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории. Установил метод определения географических широт, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Он сделал предположение об обращении Земли вокруг Солнца.

Известна деятельность арабских алхимиков и, хотя она преследовала недостижимые цели, но при этом открыла новые элементы (ртуть, сера), способствовала возникновению экспериментального естествознания.

Велики были и достижения практической медицины: Абу Али ибн Сина (Авиценна) (ХI в.) – философ, математик, астроном, врач. Его «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет интерес даже сегодня.

Ибн-Рушд (ХII в.) – философ, естествоиспытатель, алхимик, врач был сторонником единого интеллекта космического детерминизма. Он считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и включает в себя общие истины в обязательной для всех форме.

Эти и другие ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие науки, подготовили возникновение в дальнейшем целого ряда научных дисциплин.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 807 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...