Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Критерии внешней оценки
Обучение | |
Традиционное обучение | ^ Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения |
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников. | Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося. |
Работа с группами различной успеваемости. | Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений. |
Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика». | Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика. |
Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. | Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал. |
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. | Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. |
Стимулируется активность класса (как группы). | Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. | Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. |
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. | Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. |
Сообщение новых знаний только преподавателем. | Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. |
Оценка ответа учащегося только учителем. | Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. |
Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). | Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. |
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. | Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. |
^
Типы здоровьесберагающих технологий:
Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Механизмы использования ИТК на уроках музыки.
Готовые программные продукты.
После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты:
«Энциклопедия классической музыки»
На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
«Соната не только классика»
Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.
Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.
«История искусства»
Представляет собой набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.
Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному искусству обучающиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 10 CD и «Большая Советская Энциклопедия» на 3 CD, «Энциклопедия современной музыки» на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:
Так, например, в начальной школе я использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки». На работу можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из балета и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
К сожалению, нет готовых «обучающих» программ связанных со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемых логикой курса и образовательным стандартом. Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведениям музыкально-сценического жанра.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке».
Единая помощь ЦОР в Интернете: http://school-collection.edu.ru//
Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.
Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности обучающегося. Это:
Русский фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Целесообразно использование таких форм работы, как беседы, сопровождаемые показом картин известных художников, демонстрацией народных костюмов, использование поэтических текстов, просмотр презентаций, видеофрагментов, прослушивание образцов народной музыки, исполнение и разыгрывание русских народных песен. Для активизации детей в получении знаний о народной музыке возможно использование формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с собиранием и записыванием частушек, песен, прибауток на определенную тему, а также сочинение школьниками собственных вариантов частушек.
Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке и церковных праздниках. Например, «Перезвоны колоколов», «Рождественские песни», «Пасхальные песни» и т.д.
Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство обучающихся со стилями и жанрами современной музыки. Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Основными задачами этой формы работы являются:
Пластическое интонирование - метод, позволяющий ввести ребенка в мир инструментальной музыки. При обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребенка остается пассивным. Он схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребенок начинает «исполнять» симфоническую музыку с помощью пластического интонирования, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем и исполнителем.
Графическая звукозапись помогает слушателю-школьнику удерживать в памяти крупные музыкальные произведения, углублять восприятие музыки, более детально вникать в музыкальное произведение.
Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объемны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть распевная, протяжная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму.
Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор-минор.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определенного персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра. Ведущим направлением развития творческих навыков являются певческие импровизации. Это могут быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заданный текст, разыгрывание музыкальных диалогов и т.д.
Моделирование художественно-творческого процесса должно быть направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Здесь речь идет о включении инсценирования в образовательный процесс. Например, разыгрывание фрагментов детских опер, мюзиклов, рок-опер. Атмосфера творчества на уроках музыки – условие формирования духовной культуры школьников.
«Если в раннем детстве, - писал В.А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».
Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
Современные требования к уроку
1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. 3. Построение урока должно строго соответствовать теме. 4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни. 6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу. 7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности. 8.В процессе урока необходимо:
|
MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»;
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО); «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК);
3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн»;
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»;
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП);
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;
8.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»;
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»;
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164;
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки»; Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!