Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

На принципы дидактики



Принципы дидактики - это руководящие идеи, на основе которых строится (организуется) образовательный процесс на уроке. «Принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» - В.И. Загвязинский.

Принципы дидактики – часть теории обучения. Вот некоторые их них:


  1. принцип оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности;

  2. принцип воспитывающего и развивающего обучения (соотношение овладения знаниями и развития);

  3. научности и связи с практикой;

  4. научности и доступности (популярности и трудности);

  5. наглядности (конкретности и абстрактности);

  6. систематичности (единичного и общего);

  7. системности (развитие личности на основе воспитания, овладения знаниями и способами деятельности);

  8. прочности (понимания и запоминания) и др.


Все принципы взаимодополняют друг друга: доступность, не легкость, а мера трудности; наглядность – не самоцель, а средство развития доступности, активизации и формирования абстрактного мышления (графическая, схематическая, символическая наглядность); научность предполагает доступность, системность, связь с практикой, определенную степень абстрактности.

Актуальным является использование как общедидактических принципов обучения, так и принципов художественной дидактики:


Учебная деятельность на уроке носит двусторонний характер и включает деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Из всего этого вытекают 3 большие группы методов обучения:


  1. Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;

  2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

  3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.

  1. Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности:

  1. Перцептивный аспект - методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий:

  1. Гностический аспект – методы, позволяющие ученикам освоить новый учебный материал: путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же путем активного запоминания готовой учебной информации:

  1. Логический аспект – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче или усвоении учебного материала:

  1. Управленческий аспект – методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности:

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  1. Методы стимулирования мотивов интереса к учению:


познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуаций новизны, успеха и др.


  1. Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, поощрение, наказание и др.


Использование современных методов музыкального воспитания отвечает требованиям современной школы:


  1. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  1. устные или письменные;

  2. фронтальные, групповые или индивидуальные;

  3. итоговые или текущие;

  4. с применением компьютеров и других ТСО или без них;

  5. программированные или непрограммированные.


Характеристика видов контроля качества знаний по музыке

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нём педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов музыкального образования являются знания; результатов обучения – умения, навыки; результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного.

К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.

Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: викторины, конкурсы, фестивали, уроки-концерты и др.


^ Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3.Как учитывались особенности обучающихся, в том числе сильных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способностей обучающихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учеников?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения обучающихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.

17. Пути совершенствования урока.

^ II. Инновационные формы работы на уроках музыки.

Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:


  1. научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  2. процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

  3. деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.


Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Ее можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.

Но любая педагогическая технология должна соответствовать требованиям - критериям:


  • концептуальность;

  • системность;

  • управляемость;

  • эффективность;

  • воспроизводимость.


Наиболее показательным является использование инновационных технологий:


  • Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность);


Способы создания проблемных ситуаций на уроке

1 способ. Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Такое столкновение можно обеспечить с помощью:


  1. исследования, эксперимента;

  2. рассказа об исследовании, эксперименте;

  3. различных наглядных средств, ТСО;

  4. практических заданий, в которых обучающиеся обязательно допускают ошибки, или невыполнимых заданий.


2 способ. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия, когда обучающиеся пытаются выполнять новые задания старыми способами.

3 способ. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:


  1. фактов, явлений, данных;

  2. суждений, мнений великих ученых, писателей, критиков, политиков и т.д.;

  3. мнений самих обучающихся;

  4. различных вариантов текстов художественных произведений, документов, различных видов искусств.


4 способ. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям.

5 способ. Побуждение обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:


  • в результате столкновения различных мнений учеников;

  • между выдвинутым предположением и результатом его проверки;

  • между гипотезой и новыми фактами;

  • между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.

^





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...