Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма»



Опирающийся на радикальные социальные теории постмодернизм представляет собой решительное отрицание основного русла развития архитектуры XX в. Он представляет собой попытку вернуть архитектуре ее смысл – вопреки выдвинутой модернистской традицией идеи самоценного проекта. Постмодернисты отрицают не только выразительные средства В. Гропиуса и его последователей, но и те социально-этические идеалы, которые подразумеваются в их четких пропорциях. Как и в изобразительном искусстве, постмодернизм состоит из множества разнородных тенденций.

Архитекторы-постмодернисты позиционируют новую архитектуру как альтернативу негуманному «модернистскому проекту». Однако, выросшая на идеях постструктуралистской философии и литературной критики, деконструктивистская архитектура фактически продолжила постмодернизм в зодчестве, задав ему новую точку роста в рамках постмодернистской культуры.

Впервые постмодернистский подход рассматривался в очерке американского архитектора Р. Вентури «Сложность и взаимодействие в архитектуре» (1966), где он переиначил знаменитое «меньше значит больше» Миса Ван дер Роэ в «меньше значит скучнее». Призыв Вентури к «беспорядочному жизнелюбию» было популяризовано Ч. Дженксом. В «Современных движениях в архитектуре» (1973) он предлагает такое определение: «Постмодернизм включает множество подходов, расстающихся с патернализмом и утопизмом своего предшественника, но у них у всех язык двойной шифровки: одна часть – модернистская, другая – какая-то еще. Причины этого двойного кодирования имеют характер технологический и семиотический: архитекторы ищут использования современных технологий, но также осуществляют коммуникацию с определенной публикой. Они принимают индустриальное общество, но дают ему образы, которые превышают образы машин, - образы модернизма».

В 1977 г. Ч. Дженкс публикует свой самый известный труд – «Язык архитектуры постмодернизма», которую по ее воздействию на профессиональное сознание архитекторов западных стран можно, пожалуй, сравнить с книгами Ле Корбюзье «К архитектуре» (1923 г.) и Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966 г.), определяется и проблематикой труда, и личностью автора, и его ролью в архитектурном движении 70-х годов.

Книгу эту называют «библией постмодернизма». В любом случае - это этапное произведение, отражающее важную стадию в развитии «современной архитектуры» Запада. И если, например, книга 3. Гидиона «Время, пространство, архитектура» (1941 г.) зафиксировала взлет этой архитектуры, то книга Дженкса фиксирует ее распад. Книга посвящена анализу одного из новых явлений в архитектуре западных стран. Несмотря на достаточную широту временного охвата и глубину подхода ее нельзя назвать собственно историко-архитектурным исследованием, что подразумевает некоторую отстраненность, дистанцию (если не во времени, то в отношении к предмету). Это работа открытого сторонника, одного из главных пропагандистов, активного участника течения, что, с одной стороны, придает книге особую достоверность, а с другой, позволяет и даже требует воспринимать ее не как научный труд в общепринятом смысле слова, а как откровенно полемическое сочинение.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1010 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...