Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постструктурализм послужил философской основой постмодернизма



Хронологические рамки постструктурализма достаточно условны: его появление принято связывать с массовыми студенческими и профсоюзными волнениями во Франции в мае-июне 1968 (хотя ряд работ, которые можно назвать постструктуралистскими, вышел ранее). Важная роль этих событий в том, что при их осмыслении проявилась ограниченность структуралистского подхода к человеку, невозможность объяснить реализующийся конфликт консервативных и леворадикальных умонастроений, исходя из структурного понимания человеческого сознания («Структуры не выходят на улицы»).

Универсализм и академизм структурализма становятся объектом тотальной критики. И хотя в постструктурализме сохраняется отношение к культуре как к тексту и ориентация на анализ и интерпретацию текстуальных явлений культуры, но сам подход к тексту радикально меняется. Объектом рассмотрения и анализа становится все, что осталось за пределами структурного осмысления.

Это прежде всего контекст, влияние которого не рассматривалось структуралистами в поисках универсалии, та совокупность индивидуальныхявлений и черт, которая стоит за текстом и определяет его. Это динамика, изменчивость, которая не схватывается при структурном анализе. Это те элементы текста, которыерые невозможно свести к сегментному дихотомическому делению; они предстают как несистемные, уникальные, нерасчленяемые. Это, наконец, то, что вообще выходит за рамки упорядоченности, предстает как случайное, воплощает свободу, волюнтаризм, иррациональность в человеческом действии.

Все вышеперечисленные компоненты постструктуралистской теории проявились в стилистическом и формальном плане в постмодернистской архитектурной, градостроительной деятельности, в дизайне и искусстве.

  1. Выдающиеся современные философы – представители постструктурализма

Жан Бодрийя́р (фр. Jean Baudrillard; 27.07.1929, Реймс – 6.03.2007, Париж) - французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, самый известный теоретик и интерпретатор расширяющейся сферы виртуальной реальности, а точнее – тех постоянно усиливающихся трудностей, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь отличить «реальное» от «воображаемого».

Ввел в современную философию понятие симулякр - (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») - «копия», не имеющая оригинала в реальности.

Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, пересказ реальной истории своими словами - всё это симулякры.

Бодрийяр переосмыслил это понятие: симулякр - это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, - а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно.

Бодрийар связывает сферу гиперреальности с тем, что он называет «прецессией» (предшествованием) симулякров, т.е. нарастающим замещением реального симулирующими репрезентациями образов – процесс, достигший, по его утверждению, апогея, в таких местах, как Южная Калифорния, где практически вся реальность теперь реалистично симулирована.

«Симулякрами» также называют гораздо более широкий класс объектов или явлений, не придерживаясь точного определения, приведенного выше. Эта размытость использования понятия симулякр пошла от самого Бодрияра, а не вопреки ему. Например, Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 г. в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров.

Таким образом философ привлек внимание читателей и зрителей к феномену современных средств информации, осуществляющих распространение сведений о событиях в реальном времени. Изображение события на телеэкране словно заменяет собой саму реальность, делает излишним само изображаемое событие.

Основные идеи Бодрийяра:

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности - симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры - знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 525 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...