Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постмодернизм как новая парадигма развития культуры. Теоретические истоки постмодернизма



Философия постструктурализма подготовила теоретическую основу для новой парадигмы развития культуры в целом и архитектуры как ее компоненты – в частности. Этой парадигмой на рубеже 1960 – 70-х гг. стал постмодернизм.

Термин впервые появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. литературовед Ф. де Онис в «Антологии испанской и латиноамериканской поэзии» использует его как обозначение реакции на модернизм. В 1947 г. А. Тойнби придает термину культурологический смысл в работе «Изучении истории».

Однако популярность термин приобрел благодаря Ч. Дженксу и его культовому произведению «Язык архитектуры постмодернизма» (1977). Дженкс трактует постмодернизм как отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, делает акцент на коммуникативной роли архитектуры.

Возникнув как художественное явление в США, сначала в визуальных видах искусства – архитектуре, скульптуре, живописи, а также дизайне, видеоклипах, постмодернизм стремительно распространился в литературе и в музыке.

Мы уже упоминали и даже подробно рассматривали деятельность философов-постструктуралистов, посвятивших себя исследованию постмодернизма в философии, эстетике, культуре и искусстве: Ж. Бодрийара, Ж. Деррида, Р. Барта, Ж.-Ф. Лиотара (Франция), но, кроме них, в разных странах выделяются имена следующих ученых: Дж. Ваттимо (Италия), В. Велша, Х. Кюнга, Д. Кампера (Германия), В. Джеймса, Ф. Джеймисона, Ч. Дженкса, Р. Рорти, А. Хайсена, И. Хасана (США), В. Бычкова, И. Ильина, В. Курицына, В. Подороги, М. Рыклина (Россия), А. Крокера, Д. Кука (Канада), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили).

Существуют различные концепции постмодернизма: Х. Кюнг рассматривает постмодернизм не столько в литературоведческом или искусствоведческом, сколько во всемирно-историческом плане. Ю. Хабермас, З. Бауман и Д. Белл трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, как символ постиндустриального общества. Ф. Фукуяма подразумевает под постмодернизмом конец истории.

В культурологическом аспекте постмодернизм предстает прежде всего как понятие, позволяющее выделить новый этап развития культуры. Ф. Джеймисон связывает его возникновение с потребностями отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка – общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики.

2. Основные особенности, приемы и способы создания постмодернистского произведения.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 707 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...