Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Деконструктивизм Ж. Деррида и одноименное течение в архитектуре, лидеры течения и его основные представители



Деконструктивизм (одно из направлений неоэкспрессионизма), возникшее в 1980-х гг. В отличие от историзма, использующего внешнюю декоративность интернационального стиля, отрицает саму сущность этого направления. Как ни парадоксально, при этом он возвращается к одному из самых ранних источников модернизма – русскому авангарду. Русский эксперимент в архитектуре был слишком кратковременным, и лишь немногие идеи прошли тогда дальше проектной стадии.

В последние десятилетия, вдохновляясь смелой конструктивистской скульптурой и графическими композициями супрематистов, зодчие стремятся преодолеть однообразие современной архитектуры, подрывая саму ее внутреннюю структуру, хотя сами русские художники этим не увлекались.

Тем не менее деконструктивизм не доходит до полного отказа от модернистской архитектуры и ее принципов. В отличие от других авангардистских исканий, стремящихся к полному разрыву с традицией, это направление остается архитектурой возможного, создаваемой на основе новых конструктивных разработок. Как показывает сам термин, деконструктивизм осуществляет разборку модернистской архитектуры на отдельные элементы, а затем собирает их заново в иных сочетаниях.

Питер Эйзенман – один из родоначальников направления. Теоретическое обоснование этой линии основывалось на идеях Жака Дерриды, выдвинувшего идею деконструкции, основанной на отсутствии прозрачных связей между объектами и языком. Неопределенности значений Деррида противопоставлял использование аналитических стратегий. П. Эйзенман первым стал пытаться трансформировать в архитектуру идею беспрестанно меняющегося неопределенного текста, подчеркивая «де-центрирование» человеческого субъекта. К направлению присоединились и другие архитекторы, заявившие о принадлежности к нему участием в Нью-Йоркской выставке (Френк Гери, Даниэль Либескинд, Рем Кулхаас, Заха Хадид, Бернар Чуми, группа «КООП Химмельблау»).

Центр дизайна и искусств университета в Цинцинатти, Огайо, 1986 г. Автор использует прием «палимпсеста» - план создан как бы на накладывающихся одна на другую развернутых под углом координатных сетках, но главный элемент плана – пассаж с очертаниями изломанного под прямым углом зигзага – сформирован более решительно и четко. Сложные наслоения визуальных планов сильно акцентированы.

Бернар Чуми (р. 1944), Швейцария, работает в США. Парк де ля Вилетт в Париже (1983), спроектированный Б. Чуми – ансамбль зданий, окрашенных в светлые цвета. Парк задумывался как «ландшафт XXI века», свободный от романтических значений, навязывавшийся природе в прошлом. Основа планировочной стратегии, принятой Чуми, - координация синусоидальных кривых и границ, опирающаяся на элементы абстрактной живописи Кандинского. «Дом-машина для жилья» дополнился «машиной для отдыха».

Деконструктивизм обращается к образам застывшей динамики, преодолевая сложившиеся стереотипы архитектурной тектоники и используя современные технологические возможности.

Связь с авангардом 1920-х гг., вполне очевидная у Б. Чуми, получила еще большее развитие в работах Захи Хадид (р. 1950), британского архитектора, приехавшей в Лондон из Ирака. В них очевидна зависимость от супрематизма К. Малевича, графики Эль Лисицкого и А. Родченко. Бар «Мунсун» в Саппоро, Япония, 1989 г.

Пожарное депо фирмы «Витра», Вайль-ам-Рейн, Германия, 1989 – 1993.

«КООП Химмельблау» – архитекторы Вольф Прикс (род. 1942) и Хельмут Свицински (род. 1944), Австрия, начинали свой путь в архитектуре еще в 1960-х гг. в рамках тотального дизайна, организации среды жизнедеятельности человека. Известна их вилла «Желтое сердце» - надувной дом. Свои радикальные опыты они продолжают и в последующие десятилетия под лозунгом «Трудным временам – трудную архитектуру». В 1983 – 1988 гг. дуэт перестроил под офис аттик многоквартирного дома столетней давности в Вене.

Френк Оуэн Гери (род. 1929) условно связан с деконструктивизмом. За пределы обыденности архитектор вышел, сблизившись с художниками поп-артовского неоавангарда.

Собственный дом, Санта-Моника, Калифорния, США, 1978

Музей авиации, Лос-Анджелес, 1982

Офис Музея дизайна Витра, Базель, Швейцария, 1987 – 1989

Гюнтер Бениш (род. 1922) также деконструктивист в условной степени

Институт исследований Солнца, Штутгарт, Германия, 1987





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 647 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...