Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ДВИЖЕНИЕ 9 страница



Бессознательное - неосознанное, спонтанное, нерефлексивное; совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. В обыденном понимании Б., как правило, связано с тем, что выше сознания (сверх-сознание, духовность и т.д.) либо ниже сознания (подсознание). Большинство философских школ Востока и Запада в разные эпохи признавали существование Б. в той или иной его форме (например, в cиcтеме буддийского идеализма йогачаре рассматривался глубинный уровень сознания индивида, в котором аккумулировались семена всех его предшествовавших опытов - алаявиджняна - букв. “склад сознания”). Лишь в европейской философии Нового времени благодаря Декарту, утвердившему тождество сознательного и психического, возобладали представления о том, что за пределами сознания может иметь место лишь физиологическая деятельность мозга.

В той же европейской философии Нового времени Б. имело самые разные имена: “ночная сторона бытия” у романтиков, смутные идеи и аффекты (Спиноза); малые перцепции (Лейбниц). Серьезное обращение к реальности Б. начинается с концепции Мировой воли как “слепого абсолюта” у А. Шопенгауэра и затем развивается в образе духовного начала Вселенной, основанного на всеобщей способности к ощущению (“Философия бессознательного” Э.фон Гартмана); в учении о “воле к власти” Ф. Ницше; в интуитивизме А. Бергсона.

В начале XIX в. началось собственно психологическое исследование Б. И. Гербарт предложил динамическую характеристику Б. Согласно его концепции, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, при этом более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя динамических свойств. Вопрос о Б. так или иначе вставал у естествоиспытателей (Г.Фехнер, Г.Гельмгольц) и психологов (Т.Липпс, П.Жане). Исследования психиатра Ш.Шарко позволили непосредственно зафиксировать психическую деятельность, не осознаваемую человеком. Но заслуга придания Б. статуса самостоятельного научного предмета принадлежит З.Фрейду. Фрейд начал с установления прямых связей между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями травматического характера. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистической деятельности сознания. Если до Фрейда Б. мыслилось либо как “остаток” сознания, либо как оторванный от субъекта безличный анонимный принцип, то для Фрейда Б. есть особый тип знания, который присутствует в субъекте независимо от его осознания и без его ведома.То есть, человек может быть принужден думать и делать то, чего ему не хотелось бы думать и делать. Это означало внутреннюю расколотость субъекта, крайнюю децентрацию человеческого мира. Новые перспективы работы с бессознательным задала созданная Фрейдом дисциплина - психоанализ; его целью являлось одновременно и лечение больного, и изучение его бессознательного. При этом в процессе лечения сфера действия сознания расширялась за счет Б. (девиз Фрейда: “Где было Оно (Б.), там должно стать Я (сознание)”). В этом аспекте Фрейда можно назвать прямым наследником идей Просвещения. Основатель аналитической психологии К.Г.Юнг переосмыслил фрейдовскую концепцию природы Б: согласно Юнгу, Б. включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего более глубинное, коллективное и безличное психическое содержание. Дальнейшее развитие представление о Б. получило в неофрейдизме (Э. Фромм, К.Хорни, Г.С.Салливан), структурном психоанализе (Ж.Лакан), структурализме и постструктурализме, американской структурной антропологии и этнологии (М.Кляйн, М.Мид, Р.Бенедикт) и т.д. Характерно, что в ХХ в. происходит мощная инверсия представлений о бессознательном: если в предшествующие периоды философия и психология черпали в данном вопросе материал из других областей культуры (художественная литература, изобразительное искусство), то в эту эпоху философия и психология сами непосредственно влияют на культуру в целом (напр., литературоведение, теория и практика различных художественных течений - сюрреализм в живописи и кино и т.д.).

Литература: Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М, 1996; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997; Рикер П. Герменевтика и психоанализ. М., 1996.

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. ТТ I, II, III. Тбилиси, 1978;

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990;

Ellenberger H.F. The discovery of the Unconscious. N.Y., 1960; Whyte L. The Unconscious before Freud. N.Y., 1960.

См. также: “Архетипы”, “Либидо”.

Лифинцева Т.П.

БЛАГО - одна из основных аксиологических категорий, обозначающая исторически исходный, подтверждаемый житейским опытом факт удовлетворения извечных потребностей, ожиданий и желаний людей при условии соединения их устремлений и усилий. Феномен Б. складывается одновременно с формированием родовой жизни людей в качестве ее бессознательно переживаемой и интуитивно удовлетворяемой функции. Переход к цивилизации с необходимостью приводит к осознанию Б. как того изначального, единого и единственно всеобщего основания, по отношению к которому сохраняется актуальной и остается всегда мыслимой разнородность социальных и личностных интересов, множественность социокультурных ориентаций индивидов и существенно изменчивый характер их ментальности. Универсальный смысл Б. впервые осознается Платоном. Идея Б. занимает в его учении центральное место: она есть “первопринцип”, благодаря которому образован весь идеальный мир, “высшее начало” и “цель всего сущего”. “Природа блага отличается от всего, - пребывая во всем, но ни в чем не нуждаясь”. Все другие основные понятия метафизики Платона получают свои сущностные определения в зависимости от отношения к Б.: совершенное Бытие является одновременно Прекрасным, Благом и Правдой. Лишь в сфере реальной жизни Б. утрачивает свое исключительное место и может быть осмыслено только через зло, как свою собственную противоположность. Человек, по Платону, не выбирает - жить или не жить, но он свободен в выборе - жить по справедливости и в благе или жить в пороке и зле. Именно этот мотив определяет в дальнейшем всю эволюцию места и роли идеи Б. в философских концепциях античной эпохи. Аристотель объективное существование идеи Б. как таковой отрицает в принципе. В его учении Б. выступает в трех основных отношениях: в метафизическом - Б. есть “то, ради чего”, “целевая причина”, “конечная цель” (те'Хо<;); в оигологическом - Б. представлено во множестве своих собственных воплощений (благ), вещественных и “политических”, физических и психических, будучи синонимом всего хорошего, полезного, наилучшего (то аухво^); и, наконец, в этическом - высшее из всех Б., осуществляемых в поступках, совершенная цель (то' (xplOTO'v), реализуемая в добродетелях, а в конечном счете - в счастье. У стоиков метафизический смысл Б. сохраняется уже формально: Б. Выступает, наряду со злом, в качестве одного из полюсов, между которыми находятся ценности. В дальнейшем по мере нарастания кризиса античного мира идея Б. все более отождествляется с добром, приобретая тем самым конкретно-этическую значимость и характер. Радикальная переоценка ценностей античной эпохи, осуществленная христианством, возвращает идее Б. ее метафизический, универсально мировоззренческий смысл: Б., наряду с Бытием и Истиной, становится сущностным атрибутом Бога. Бог, творящий бытие свободным актом благодати, становится абсолютным средоточием всех Б. (summum bonum) и конечной целью человеческих устремлений. И вновь в процессе последующей эволюции средневековой эпохи трансцендентальный смысл Б. медленно, но неуклонно размывается, обретая нравственные определения и нагруженные повседневностью оценочные характеристики. Категориальный смысл Б. открывался, т. о., на переломах истории, и сутью его всегда оказывалась конечная цель человеческих устремлений. Именно этот смысл и обнаруживает, хотя и не сразу, современная философия. Поначалу обсуждение проблемы Б. в философии нового времени идет, казалось бы, в том же поисковом поле, что и раньше, т. е. вокруг оппозиций единого и высшего, божественного и изначального, но акценты все более смещаются в сторону основных определений человеческого бытия и познания таковых. Декарт считает высшим Б. познание истины; Гоббс видит величайшее Б. в самосохранении и беспрепятственном движении вперед; Кант считает Б. конечную цель, возможность достижения которой он связывает со свободой; Гегель считает Б. “побуждением”, “еще неосуществленной идеей”, “последней абстрактной непосредственностью”, такой же, как и небытие. К XX в. тема Б. с полной очевидностью обнаруживает свой собственный, соответствующий новому времени, метафизический смысл - встречи с будущим. Трансцендентальное содержание Б. связывается отныне не с непостижимостью космической глубины бытия и не с немыслимой высотой Бога, а с пред-стоянием будущего как такового, в его отношении к наличному благосостоянию людей. Плотников В. И.

БЛАГОДАТЬ - христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта: а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое “к животу и благочестию”, с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б„ которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений. Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство, а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б, любым верующим.

Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина: hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер„ 31:2 - 3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс„ 47:10-II). В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charis, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charis - это корень слова charisma, которое буквально означает “свободный дар благодати” (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха, поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7). Особое внимание новозаветному учению о Б, уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону, который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога. В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б,, т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина. В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение, которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни, В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении.

В православной традиции, основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением, равным Богу по Б, Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии. В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т, зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.

БОГ (от общеарийского “баха” - благо, одарение, наделение) - Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных “я” и свободное от всех недостатков. Б. - это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определенными именами; все эти божества суть высшие духи мужского или женского рода - теосы или феи (от греч. theos, лат. deus - бог). Греч. слово “теос” означает духовное начало, а лат, термин “деус” (“деос”) образован от корня “деи” (“ди”), означающего свет, небо. Русское слово “день” - от этого же корня. В ведийской мифологии Бхага (собст. “наделитель”) - божество, правящее солнцем. Древнепер-

сид. “baga” (бог, господин) в поздних частях Авесты обозначает Ахурамазду и Митру. Название столицы Ирака - Багдад - переводится как “Богом данный”. На санскрите “Бхагаван” (господь, господин) - обычная форма обращения к почитаемому лицу (Богу, святому, царю и др.); в Пуранах Верховного Господа величают “Бхагаван”, т. е. буквально: “Тот, Кто одаряет всем, приносит благо”. У славян иранское слово “baga” могло появиться еще в 1 тыс. до н. э.; это слово первоначально связывалось с представлениями о благе, богатстве, а также о Подателе счастья, доли, полноты, изобилия. Отсюда производные слова: “богат” - тот, кто обладает всем вполне и счастлив, “убог” (“небог”) - тот, кто лишен благоденствия, удачи, счастья, т. е. беден; “богатырь” - герой былинного эпоса, “наделенный” высшими, божественными, свойствами. В народной традиции Б. обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе, но иногда и ходящего по земле в образе странника, нищего или в сопровождении святых. Люди рождаются по воле Б. и отдают Ему свои души после смерти (“Бог дал - Бог взял”, “Богу душу отдать”, т. е. умереть). В Священных Писаниях многих религий личность Б, характеризуется прежде всего как Полнота Бытия, Совершенство, Истина (Естина). В Ветхом завете читаем: “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий, И сказал: так и скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам” (Исх., 3:14). В религии зороастрийцев Б. - Ахурамазда: “Мое первое имя есть Ахми - я есть” (Ясна, XIX, 3,4.). В Новом завете христиан Б. говорит о Себе: “Я есть Альфа и Омега, начало и конец” (Откр. Иоан„ 1:8). В Коране та же мысль: “Во власти Бога и Восток и Запал; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий” (Коран, 2.109). Вместе с тем Писания представляют Б. не только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но и как Творца мира и человека - в Его действовании и управлении. Поэтому в теологической литературе нередки такие ролевые дефиниции: “Бог - Творец мира, Спаситель и Судья”, “Бог - верховное существо, управляющее миром, или одно из множества таких существ”. В 37 главе книги Иова в Библии дано подробное описание Б, как Создателя и Хранителя Вселенной. Однако не все богословы принимают определение Б. как Творца за указание на самую глубокую сущность Его и ищут “немирскую” (непроявленную, нефункциональную) природу Б. вне Его связи с нашим миром - как бесконечное Сознание, Ум; буддисты и джайнисты отрицают бытие Бога-Творца. В теологии и философии христиан принято говорить о двух природах - о природе творящей (natura naturans, “первой природе”), т. е. о Боге-Творце, и о природе сотворенной (natura naturata, “второй природе”), т. е. о физическом мире, в котором мы живем. Понятие Абсолютной Полноты Бытия не может означать никакого определенного наличного бытия, его можно охарактеризовать лишь апофатически (отрицательно) - как беспредельность, бескачественность, бесформенность и т. п. и, следовательно, как абсолютную непознаваемость. Единственный положительный атрибут Б. в апофатическом богословии - само Его свойство чистого бытия; определять это бытие запрещено. Катафатическое (утвердительное) богословие дополняет апофатическое, частично описывая Б. позитивными определениями и умозаключениями. В нем понятие Б. как Полноты Бытия преставлено дилеммой: а) Б. абсолютно прост, не имеет частей, на которые мог бы распасться, и поэтому Он вечен, вневременен, бессмертен; б) Б. - самое сложное, онтологически высшее существо. Его вечность обеспечена присущей Ему неисчерпаемой энергией. В первом случае непостижимость Б. выводится из постулата о Его бесконечной простоте, несоставленности, а во втором случае - из суждения о Его несравнимой с человеком сложности. Если Б. прост, то приближение к Нему человека есть нисхождение его души к Б., опрощение; если же Б. - самое сложное существо, то единение с Ним - восхождение к вершине, совершенствование. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Б. (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.); мусульмане, например, насчитывают около тысячи атрибутов Б, Иудаизм представляет Б. недоступным, отдаленным от людей, ревнующим и требующим жертвы. Напротив, в христианстве Б. предстает Отцом для всех тех, кто в Него уверовал. Евреи начинают говорить о Б. в связи с конкретным историческим событием: приблизительно за 1900 лет до н.э. в стране халдеев Б. открывает Себя Аврааму, беседует с ним, призывает Авраама оставить свою страну и переселиться в Ханаан. Для потомков семьи Авраама Б. не есть абстрактное понятие или безличная сила, но есть “Бог наших отцов”, “Бог Авраама, Исаака и Иакова”, есть одна конкретная личность, с которой праотцы могли непосредственно общаться. Христианская церковь верит, что Б, открывает Себя в истории не как простая Единичность, но как Троица, а именно как соборное единство Отца, Сына и Св. Духа. Согласно Библии, Б. открылся Аврааму возле дубравы Мамре в виде трех явившихся к нему мужей (Быт., 18:1 - 3). В Новом завете Иисус Христос отличает Себя и от Отца, и от третьего лица - Святого Духа. Высказывания о Троице в тексте Писания имеют опытно-описательный характер, но вовсе не статус умозаключений. Многие философы-эллины, принявшие христианство, не могли примириться с идеей Троицы, полагая ее нелепой. Как можно мыслить одновременно бытие трех не ущемляющих друг друга Абсолютов, как совместить мысль об Абсолюте с мыслью о множественности Абсолютов? Стремясь найти способ устранить сопряженные с образом Троицы противоречия, римлянин Савеллий (нач. Ill в.) предложил считать, что Три Божественные Лица - это всего лишь три различные “роли” Единого Б.: в эпоху Ветхого завета Б. открывает Себя и действует как Отец, в Новом завете - как Сын, а в жизни церкви - как Св. Дух. В нач. IV в. александрийский священник Арий пришел к выводу, что в Божественных Лицах надо видеть не только различные Ипостаси, но и различные сущности: Сын представляет Собой “тварную” сущность, созданную Богом-Отцом. Савеллианство, арианство и многие им подобные “философские” истолкования Троицы были отвергнуты церковью. Личное имя Б. - особая теологическая проблема в христианстве. Согласно Писанию, Б. наделил человека желанием давать всему имена. И у Б. должно быть личное имя - Иисус имел это имя в виду, когда учил своих последователей молиться: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое” (Матф., 6:9). Имя Б. встречается восемь раз в оригинальных Десяти заповедях (Исход, 20:1 - 17) и по-еврейски пишется так: n-in"-. Эти четыре буквы, называемые тетраграмматоном, в еврейском языке читаются справа налево и могут быть переданы на многих современных языках буквами ЙГВГ (или ИХВХ). Никто не знает точно, как вначале произносили имя Б. Дело в том, что когда писали Библию подревнееврейски, то писали только согласные - без гласных. Пока древнееврейский язык был разговорным, никаких трудностей не было: израильтяне знали, как произносить Имя, и когда встречали его в письменной форме, то, не задумываясь, дополняли гласные. Это положение изменили два обстоятельства. Вопервых, боязнь произносить имя Б. вслух неправильно (при чтении Библии иудеи проговаривали не имя Б., а слово “Адонай”, т. е. “Суверенный Господь”) делала Его имя все более секретным. Во-вторых, со временем древнееврейский язык вышел из повседневного употребления, и т. о. первоначальное произношение имени Б. в конце концов забылось. Современные ученые пытаются установить первоначальное произношение имени Б., предлагая такие формы: “Иегоуаг”, “Яхве”, “Ягве”, “Иегова”. Но так ли уж важно отыскать истинную древнюю форму произношения Его имени? Ведь и имя Иисуса Христа у разных народов звучит по-разному: Иешуа, Иегошуа, И-е-сус, Хе-сус, Дже-сус, Е-зус; имя Иисуса не перестают употреблять из-за того, что точно неизвестно его подлинное произношение. Как бы то ни было, большинство переводов, даже когда они содержат имя Б. в еврейских Писаниях, опускают его в христианских греческих Писаниях, или в Новом завете (за исключением сокращенной формы “Яг” в слове “Аллилуйя” в рукописи книги “Откровение”). Удаление имени Б. из греческих Писаний подчас ведет к путанице - порою трудно понять, о каком члене Троицы идет речь в священном тексте. Например, Псалом 109.1: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня...” был бы более понятен в таком переводе: “Говорит Иегова моему Господу: "Сиди по правую руку от Меня..."” Филон Александрийский учил, что Б. невозможно определить и, стало быть, назвать; в то же время замена личного имени титулом противоречит требованию чтить имя Б. Процесс творчества Б, (Отца, Иеговы) представлен в теологии тремя основными моделями-учениями: пантеизмом, панентеизмом и теизмом. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог; Бог во всем) растворяет Б. в физическом мире, лишает Его личностных свойств и приписывает Ему совечность с сотворенным универсумом. Мир проистекает из Б. как вечной сущности, т. е. создается путем эманации. Панентеизм (от греч. pan en theos - все в Боге) - промежуточная между пантеизмом и теизмом модель. Согласно ей, сотворенный мир целиком пребывает в Б., но Б. не полностью растворен в мире, т. е. имеет также такое содержание, которое выходит за пределы мира и трансцендентно миру. Тем самым личностная и творящая сущности Б. не совпадают между собой. Наконец, в теизме Б. понимается как совершенно отделенная от творимого Им мира Абсолютная Личность. Мир не истекает из Б. и не находится в Нем, но творится Б, из ничего, безо всяких наличных предпосылок. Благодаря трансцендентности Б. сотворенной природе Его творчество всегда абсолютно ново - Он порождает всегда то, чего раньше не было в принципе. Б. творит Словом, сила творения из ничего заключена в энергии Абсолютного Духа. Если пантеизм и панентеизм характерны для религий Востока, то теизм в целом отличает авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам). От теизма следует отличать деизм, распространившийся в эпоху Просвещения. Согласно теизму, Б. постоянно заботится о сотворенном Им мире и ведет его к конечной цели (провиденционализм). Напротив, деизм ограничивает Творение одноразовым актом и утверждает, что Б. далее не вмешивается в ход физических законов и не принимает участие в судьбах людей. Какая сфера человеческого естества или какой орган человека служит проводником связи с Б.? Одни философы и богословы полагают, что такой сферой служит наш разум (Гегель). Другие искали средоточие религии в нашей воле, нравственном действии, велении долга (И. Кант). Рационализаторству и морализаторству Шлейермахер противопоставил учение о чувственной сфере как средоточии религии; не важно, как мы мыслим о Б., важно, что мы чувствуем себя христианами, заявлял он. Ап. Павел учил, что центром личной и нравственной жизни (вкупе с разумом, волей и чувством) служит человеческое сердце; сердцем человек любит Б., а Б. есть любовь. Д. В. Пивоваров

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI -V вв. до н.э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех наряду с христианством и исламом, мировых религий. Согласно родоначальник этого мировоззрения, Будде (он ж Сиддхартха, или Гаутама, Шакьямуни Бодхисаттва), все сущее состоит из отдельных элементов (дхарм), физических и психических. Нет ничего сплошного цельного, и все существует враздробь, нет также ничего длящегося, все существует лишь в течение одного мгновения. Самое бытие есть ежемгновенное изменение, ибо где нет перемены, нет и бы^ тия. Все, что существует, - существуе вечно, в том смысле, что вечна материя из которой оно состоит, ничто никогда „не исчезает и не рассыпается на частицы, ибо частиц нет. По учению Б., отдельные элементы находятся в состоянии пульсации, ежемгновенно появляются и исчезают безо всякого следа. Дхармы постоянно откуда-то возникают и куда-то исчезают. В толковании этого учения о состоянии элементов бытия существуют различные версии в Б., но их объединяет понимание того, что мир - это не хаос, а образование, подчиняющееся строгим законам причинности. Одни элементы постоянно появляются в сопутствии с другими, одни также непременно следуют за другими. Это положение о “совместно-зависимом перерождении элементов” является центральным пунктом буддийского мировоззрения. Оно неразрывно связано и с отрицанием души, и с распылением всего сущего на отдельные элементы, и с ежемгновенным следованием одних комбинаций элементов за другими. В вопросе о соотношении между собою целого и его частей Б. приписывает действительное и истинное бытие только частям, которые, в свою очередь, из частей не состоят. Материя слагается из “атомов” вещественных, а душа из “атомов” духовных. Лишь ограниченность нашего познания, по учению Б., приписывает целому какое-то особое бытие (в куче зерна нет ничего более, кроме тех зерен, из которых она состоит). Из этого положения выводится учение о душе, утверждающее, что нет никакой единой души, которая бы существовала отдельно, самостоятельно, рядом с теми составными частями, из которых она слагается. Кажущееся единство личности рассыпается при ближайшем рассмотрении на единичные элементы. В составе личности элементы бытия объединяются в пять групп (скандх): группа физическая, или тело, и четыре группы элементов душевных: 1) чувствование, приятное или неприятное; 2) понятия; 3) воля; 4) сознание. Такое номиналистическое понимание души сопоставимо в европейской традиции с учениями Д, Юма и А. Бергсона. В свете высказанных соображений о душе понимается и учение о переселении душ. Подобно тому, как человеческое тело после смерти сгнивает, т. е. превращается в землю, в те элементы, из которых состояло живое тело, точно так же и духовный мир человека не исчезает из круговорота жизни со смертью, но проявляется вновь в другой форме и в другом месте. Весь мир пронизывает закон причинности. За каждым мгновением в бытии какого-либо элемента или группы элементов следует с необходимостью новое мгновение, и этот процесс не имеет ни начала, ни конца. В противном случае невозможно объяснить целесообразные движения новорожденного ребенка. Признается, что его психический мир не является из ничего, он при рождении (а точнее, перерождении) представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных следствий, точно так же, как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи. По своему философскому содержанию перерождение душ есть не что иное, как факт констатации душевной преемственности, некое первоначальное учение о наследственности, изложенное в символической форме с опорой на традицию. В мире господствует изменчивость, а изменения ведут к болезням, старости, смерти, и поэтому вся жизнь есть страдание. Даже всякое удовольствие, утверждает Б., есть страдание, потому что оно достигается путем усилий, труда и, следовательно, страдания. В связи с этим Будда формулирует “четыре благородных истины”. Это: истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания. Первая истина о наличии страдания имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии, Б. лишь придает ей всеобщий характер, Вторая истина выведена из того факта, что существование любого явления в этом мире - материального или духовного - причинно обусловлено другой вещью. В Б. утверждается, что человеческие желания проистекают, в конечном счете, от незнания. Если бы человек имел точное понимание вещей этого мира и понимал бы их преходящий характер и их причиняющую страдание природу, он не имел бы к ним пристрастия. Поскольку страдание, говорит третья истина, как и все другое, зависит от определенных условий, оно может быть прекращено в случае, если будут устранены эти условия. Четвертая истина, касающаяся пути освобождения, сводится к контролю над условиями, причиняющими страдания, - это восьмеричный (состоящий из восьми ступеней) путь нравственного совершенства. Он предполагает достижения: правильной точки зрения, правильной решимости, правдивой речи, правильного (доброго) поведения, правильной жизни (честное добывание средств к жизни), истинного страдания, правильного направления мысли и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастие, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Страдание совершенно прекращается, а новое рождение становится невозможным. Достижение этого состояния совершенства в Б. называется нирваной.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...