Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Менталитет современной молодёжи: факторы трансформации



В силу того, что менталитет является одним из основополагающих феноменов, его исследование приобретает особую актуальность. Цель работы выявить факторы, обуславливающие трансформации менталитета молодёжи.

Общепринято, что, менталитет, система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин "менталитет" изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации. [1]

В настоящие время особое внимание уделяется менталитету такой социальной группе как молодёжь. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности менталитета молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально - демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно - исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно - мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Молодёжь определяетсякак социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. [2]

Отношение общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся лакмусовой бумажкой на его современность и способность быстро прогрессировать. Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя. Таким образом, молодежный возраст сегодня - это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое. [3]

Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки. Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям.

Молодёжь- это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления. [4]

Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации.Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство - зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.

Если общество нацелено на устойчивое развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

Между тем молодежь может и должна быть социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Однако в силу маргинального положения и двойственной природы молодежи молодые люди зачастую не обладают личной самостоятельностью в принятии личностно значимых решений. Они обретают субъективность по мере самоидентификации, самосознания своих интересов, роста своей организованности.

Своеобразие молодежи как социальной группы состоит в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом социальный смысл "взросления" молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью обладать всей суммой и уровнем социальных связей и отношений, свойственных данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения и тем самым отрицает сама себя как молодежь.

Формирование ценностных ориентаций молодёжи в современных условиях оказывает ряд факторов: наличие в обществе социально-экономических противоречий, ослабление государственного, политического и идеологического прессинга, расширение социальной самостоятельности и инициативы. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества. Если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предыдущих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих естественных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия приемникам почти отсутствует». Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исторической ситуации во многом утратили свое практическое значение и в силу этого почти не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, они непригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения. Молодёжь двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия – им приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Менталитет оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение к семье и т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании молодежи. В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. [5]

Реальностью наших дней является трансформация экономической и общественной жизни, где наибольшую ценность приобретает информация. Эра глобальной информатизации связана со становлением всемирной сети Интернет. Потенциал сети Интернет связан не только с распространением накопленной человечеством информации, сколько с развитием творческих и личностных качеств современной молодежи. Молодежь в возрасте до 25 составляет почти треть трудоспособного населения России (почти 68 млн.), в мире молодых - 30% населения планеты, поэтому изменения, связанные с техническим прогрессом, влияют на изменение менталитета, прежде всего данной социально-демографической группы общества. Молодежная культура всегда выявляла в обществе культурные и интеллектуальные новации, которое общество всегда ждало от молодежи, но не всегда принимало. ХХI век принес с собой новые механизмы внедрения новаций в общественную практику. Они все чаще проходят практику в молодежной среде. Нынешнее общество часто называют информационным, а основным его ресурсом выступают информация и знания, основным продуктом производства и потребления становится информация и средства телекоммуникаций. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы. Интернет- как среда обитания современного молодого человека - смешение разных традиций и норм. [6]

Влияние СМИ также во многом формируют стереотипы менталитета и поведения, мировоззрение, враждебное традиционному мировоззрению русского и других коренных народов России, целенаправленно внушают населению, что нет альтернативы так называемым "западным культурным ценностям". Проблема, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию - духовное состояние общества. Сегодня всё больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, единого бога идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло - наоборот привлекательным и современным. Телевидение занимается внедрением определенных навязчивых клише. Сегодня главная цель ТВ - заменить реальность на виртуальность. Реальную вещь, событие, личность представить по своему собственному усмотрению. [7] Интернет и телевидение выступают в качестве активного агента манипулирования сознанием и поведением граждан, участвует в конструировании виртуальной реальности и создании псевдореальных ценностей и убеждений, влияющих на образ мышления и стиля поведения людей, что в конечном итоге сказывается на менталитете жителей.

Таким образом, менталитет приобретает, прежде всего, неясные установки сознания. В него включены основные, представления человека о себе, своем местоположении в природе и обществе, о структуре мироздания. Эти представления не «пропущены» через логическое осмысление, не систематизированы сознанием. Они связаны с подсознательным пластом человеческой психики, регулирующим поведение, а не мышление человека. Поэтому менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образцах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Итак, менталитет выступает своеобразным механизмом, определяющим характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Список использованной литературы

1. http://www.dissercat.com/content/russkii-mentalitet-sushchnost-i-struktura-sotsialno-filosofskii-analiz

2. http://www.dissercat.com/content/russkii-mentalitet-sushchnost-i-struktura-sotsialno-filosofskii-analiz

3. http://revolution.allbest.ru/management/00293466_0.html

4. http://revolution.allbest.ru/management/00293466_0.html

5. http://www.neuch.ru/referat/1059.html

6. http://www.relarn.ru/conf/conf2003/section4/4_48.html

7. lomonosov-msu.ru › archive/Lomonosov_2007/17/…





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 3990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...