Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Археология поздних периодов Америки и Океании



Голоценовые культуры северной части Северной Америки мало отличаются от плейстоценовых; образ жизни охотников-собирателей не требовал особого прогресса в материальной культуре. Даже основанные на интенсивном собирательстве и мотыжном земледелии культуры востока США в археологическом виде мало отличаются от культур первых протоиндейцев. Уже в голоценовое время продолжались миграции новых племён из Азии в Америку; айноидная примесь предполагается у племён Калифорнии; эскимосы заселили всю арктическую часть Аляски и Канады.

Древнейшие голоценовые стоянки – около 10 тыс.л.н. – на востоке США, в долине Миссисипи, относят к палеоиндейцам, очевидной связи этих племён с современными индейскими народами не обнаруживается ни по археологическим, ни по антропологическим данным. Время до 3 тыс.л.н. определяют как архаический период.

В последующем на указанной территории выделяют четыре основных этапа развития культуры:

I период погребальных маундов – 1000-300 гг. до н.э.;

II период погребальных маундов – 300 г. до н.э. – 700 г.н.э.;

I период храмовых маундов – 700-1200 гг.н.э.;

II период храмовых маундов – 1200-1700 гг.н.э.

В первые два из этих периодов воздвигались огромные погребальные курганы-маунды, в которые захоранивались все умершие члены племени на протяжении многих лет. Во вторые два периода маунды служили уже местами проведения обрядов, на их вершинах воздвигались святилища или алтари. Маунды иногда были в форме обычного кургана, но часто имели очень сложную форму – валов по периметру прямоугольника или круга, гигантских змей и так далее. Размеры некоторых маундов грандиозны, для их сооружения была необходима кооперация и координация огромного количества людей, что свидетельствует о существовании племенной структуры с более-менее централизованным управлением, а также об осёдлом земледельческом образе жизни населения, что устанавливается и по другим признакам. Последние храмовые маунды воздвигались прямо перед или сразу после появления тут первых европейцев – испанцев. В насыпях находят огромное количество предметов ритуального назначения, например, человеческих фигурок. Существовавшая в 500-900 гг.н.э. культура адена испытала некоторое влияние Центральной Америки; не исключено, что преобразование погребального назначения маундов в ритуальное произошло под влиянием впечатления от центральноамериканских пирамид. Культура хоупвелл (900-1150 гг.н.э.) вытеснила культуру адена; в её особенностях отражено уже сильное влияние Центральной Америки. Создатели поздних культур маундов являются непосредственными предками современных индейских племён юго-востока США.

Южнее, на территории юга США и севера Мексики, развивались более продвинутые культуры пуэбло. Их историю делят на несколько этапов:

периоды баскет-мейкер I-III – с начала нашей эры по 600 г.н.э.; до 450 г.н.э. имелись только плетёные корзины, с 450 г.н.э. появляется керамика, примерно с 600 г.н.э. появляются бобы, лук и стрелы;

периоды пуэбло I-IV – около 700 г.н.э. появляются первые пуэбло;

1540 г.н.э. – испанское завоевание; часть пуэбло существует поныне.

В периоды баскет-мейкер хозяйство было в основном собирательским, люди жили в небольших хижинах. В периоды пуэбло хозяйство основывалось на интенсивном земледелии и разведении индюшек, индейцы воздвигали большие поселения-пуэбло, включавшие множество больших кубических домов из дерева и глины. Возделывались в основном бобы, охота и собирательство играли подсобную роль. Пуэбло строились на склонах и плато плосковершинных холмов-меса для защиты от кочевых племён окружающей полупустыни. Поселения существовали сотни лет на одних и тех же местах. Локальные культуры заметно отличались в мелочах: анасази (700-1500 гг.н.э.), фремонт (400-1300 гг.н.э.), хохокам (400-1450 гг.н.э.), могойон (300-1450 гг.н.э.), патайя (875-1450 гг.н.э.).

Благодаря крайне засушливому климату сохранилось огромное количество деревянных и плетёных из тростника предметов. Методами дендрохронологии многие моменты жизни пуэбло датируются с точностью до года. В 1064-1065 г.н.э. произошло мощное извержение вулкана Сансет Крейтер, благодаря пеплу которого плодородие окружающих равнин резко увеличилось, что вызвало приток населения. С 1200 по 1250 гг.н.э. большинство людей ушло из этих мест, поскольку плодородный слой уже успел истощиться. С 1276 по 1299 гг.н.э. длилась засуха, вызвавшая массовые миграции населения, но с 1300 г.н.э. начался расцвет культуры, появились "небоскрёбы" – многоэтажные постройки, самые крупные из которых известны в пуэбло Анасази (США, Колорадо, Меса Верде). К моменту появления испанцев многие пуэбло были заброшены, но часть функционирует и сейчас (например, пуэбло Таос в США, штат Нью-Мексико).

Целый ряд высоких культур процветал на территории Центральной Америки или Месоамерики. Их появление стало возможным благодаря активному подсечно-огневому земледелию; главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза-маис, древнейшие следы доместикации которой обнаруживаются около 2700 г. до н.э. Примерно к 2300 г. до н.э. в Месоамерике появляются постоянные осёдлые поселения. Древнейшую цивилизацию создали ольмеки, до 1250 г. до н.э. жившие племенными союзами, а в 1250-400 гг. до н.э. – небольшими государствами. Ольмеки изобрели собственную письменность, календарь, возводили монументальные храмы, украшенные глиняными скульптурами. Оригинальны гигантские каменные головы, найденные в мексиканском штате Тобаско.

В долине Оахака в Мексике в 1400-400 гг. до н.э. высокую культуру создали сапотеки. Около 800-700 гг. до н.э. у них появилась письменность. Земледелие было ирригационным. Сапотеки построили город Монте-Альбан, переживший расцвет в 400-700 гг.н.э.; в городе были воздвигнуты огромные ступенчатые пирамиды, что свидетельствует о централизованном управлении сотнями людей и большом избыточном продукте.

В так называемый средний преклассический или протоклассический период Мексики существовало множество культур, отличающихся художественными стилями в скульптуре и украшении керамики, но весьма похожих в типе хозяйства: культура тлапакойя (800-300 гг. до н.э.), город Тлатилько (долина Мехико, испытали влияние ольмеков, 800-300 гг. до н.э.), культура чупикуаро (500-300 гг. до н.э.), культура м ецкала (штат Герреро, 300 гг. до н.э.), культура хуастеков (не знали письменности, воздвигали огромные статуи, в чём-то похожие на египетские), культура шочикалько (южнее долины Мехико); культуры Западной Мексики: колима (с городом Колима, 200 г. до н.э. – 300 г.н.э.), халиско (250 г. до н.э. – 300 г.н.э.), наярит (300 г. до н.э. – 500 г.н.э.), прибрежные цивилизации 1-700-900 гг.н.э. на территории ольмеков: серро-де-лас-месас, ремохадас, веракрус, тотонаки.

Известнейшим цивилизованным народом Центральной Америки являются майя. Первые племена мигрировали из горной Гватемалы на север, на территорию полуострова Юкатан. Выделяют несколько основных этапов существования цивилизации майя:

Древний период – ранее 300 г. до н.э.

протоклассический период – 300 г. до н.э. – 300 г.н.э.;

классический период – 300-800 гг.н.э.;

постклассический период – 800-1697 гг.н.э.

К 800 г. до н.э. майя испытали сильное влияние ольмеков. Уже в древний период истории майя существовало около 600 их городов. В протоклассический период возникли враждующие города-государства, иероглифическая и фонетическая письменности, архитектура, календарь.

Города майя имели в основном ритуальное назначение, они играли роль религиозно-культурных центров, но почти не имели административной или торговой функции. Правители были наследственные, но не имели абсолютной власти; большую роль играло жречество. Подавляющая часть населения жила отдельными семьями в джунглях, рядом с полями кукурузы. Из крупных домашних животных были только собаки, многие породы которых были мясными. Примитивное подсечно-огневое земледелие требовало постоянной смены полей, поскольку тропическая почва очень быстро истощается, и, следовательно, частого перемещения людей. Когда все почвы вокруг города истощались, люди покидали округу, и город приходил в запустение. Культура майя, как и прочих высокоразвитых цивилизаций Америки, интересна тем, что им не были известны металлы, кроме золота, из которого делались украшения и ритуальные предметы, и меди, из которой почти никогда не изготавливались орудия труда. Практически весь рабочий инвентарь и оружие делались из дерева и обсидиана. Вместе с этим майя достигли высочайших успехов в математике, астрономии (известны в том числе крупные обсерватории), изобрели самый точный в мире календарь, имели развитую алфавитную письменность, монументальную ритуальную и спортивную архитектуру, религиозную и портретную скульптуру. Известные на весь мир ступенчатые пирамиды майя, в отличие от египетских, имели функцию храмов, люди в них почти никогда не погребались (хотя такие прецеденты известны). Очень оригинальна и развита каменная и терракотовая скульптура, резьба по камню, расписная и фигурная посуда. Религия майя была политеистичной, существовал сложный пантеон богов, некоторым из которых приносились многочисленные человеческие жертвы.

Крупнейшим из древнейших городов майя был Эль-Мирадор (150 г. до н.э. – 150 г.н.э.), населённый 80 тысячами человек. В 200-250 гг.н.э. произошло извержение вулкана Илопанго в горной Гватемале, приведшее к гибели южной цивилизации майя. В классический период крупнейшим городом был Тикаль, до 562 г.н.э. населённый 75-100 тысячами человек. Другие большие города – Паленке, Копан, Яшчилан, Киригуа – пришли в упадок в IX веке н.э. В начале постклассического периода, в 850-900 гг.н.э., на первый план вышел город Чичен-Ица, просуществовавший до 1200 г.н.э. Около 1000 г.н.э. Юкатан был завоёван племенем тольтеков, захвативших политическую власть, но перенявшими высокую культуру майя. В 1221 г. майя из Майяпана выгнали тольтеков; в последующем большинство городов постепенно приходило в упадок. В 1517 г. на Юкатане появились испанцы, заставшие 16 государств майя; последний город майя – Таясаль – был разрушен испанцами в 1698 г.

В центральной Мексике, в долине Мехико в 200 г. до н.э. был основан город Теотиуакан. В 150 г. до н.э. тут была воздвигнута грандиозная пирамида Солнца. В 1-650 гг.н.э. Теотиуакан переживал расцвет, в это время тут жило 100-200 тысяч человек, город занимал площадь около 20 км2, что было намного больше площади тогдашнего Рима. В городе работало около 500 ремесленных мастерских, из коих около 300 специализировались на обработке обсидиана. Четверть населения составляли торговцы – майя и сапотеки. Город был украшен храмами с барельефами и гигантскими каменными статуями. Своим назначением Теотиуакан резко отличался от городов майя и был городом в классическом понимании. Искусство Теотиуакана имеет много общего с искусством майя и повлияло на цивилизацию ацтеков. Около 600-700 гг.н.э. Теотиуакан пришёл в упадок из-за истощения окружающих земель, что усугубилось мощным пожаром. В VIII в.н.э. город был разрушен в ходе нашествия варварских племён чичимеков и ноноалков, сменившихся тольтеками, которые к 900 г.н.э. были уже около крупного города Тула (севернее Мехико), а в 987 г.н.э. завоевали весь Юкатан. В 1168 г.н.э. Тула была разрушена.

В ходе переселений около 1200 г.н.э. с запада в долину Мехико пришло племя ацтеков, которое в 1325 г.н.э. основало город Теночтитлан на острове в середине озера. Положение города дало ему преимущество в сравнении с городами, расположенными на берегах озера. Ацтеки поочерёдно вступали в союз с прибрежными городами-государствами Тескоко и Тлакопаном и достаточно быстро подчинили все окружающие территории. В пору расцвета Теночтитлан населяли 500 тысяч человек, он был застроен пирамидами, храмами, торговыми и многочисленными жилыми кварталами. Государство ацтеков имело выборного военного правителя, значительную власть имело жреческое сословие, поскольку совершавшиеся ежедневно религиозные обряды играли огромную роль в жизни страны; подвластные племена должны были платить дань, в том числе людьми для человеческих жертвоприношений. "Империя" ацтеков занимала почти всю центральную часть современной Мексики, но была слабо централизованной. Ацтеки имели письменность, вели исторические хроники, создавали религиозные и художественные произведения. При этом почти все орудия труда изготавливались из дерева и обсидиана. В 1519-1521 гг. ацтекское государство и Теночтитлан были завоёваны и разрушены испанскими конкистадорами под предводительством Эрнандо Кортеса. Совсем недалеко от Теночтитлана существовали другие индейские города-государства и племена, некоторые из них были неподвластны ацтекам: Тласкала (оставшаяся неподвластной Теночтитлану), Теотитлан, Йопицинко, Мичоакан (населённый племенем тарасков, хозяйство которых основывалось на рыболовстве), миштеки (южнее ацтеков и западнее сапотеков), сапотеки и другие.

Южнее Мексики существовали самостоятельные культуры: бахия (Коста Рика, 300-500 гг.н.э.), никойя (Коста Рика, 800-1250 гг.н.э.), кокле (Панама, 500-1100 гг.н.э.). На островах Карибского моря – Гаити, Доминиканская Республика, Пуэрто-Рико, Куба – жили племена, условно обобщённо называемые таино, уничтоженные испанскими завоевателями. Все эти племена не знали других металлов, кроме золота, изготавливали орудия из дерева и камня, их хозяйство основывалось на земледелии.

В раннем голоцене Южная Америка была населена охотниками-собирателями (например, стоянка Аройо Секо 2 в Аргентине с датировкой 8,5 тыс.л.н.).

История культур Южной Америки условно разделяется на ряд периодов:

докерамический период – 3750-1800 гг. до н.э.;

начальный период – 1800-800 гг. до н.э.;

эпоха раннего горизонта – 800-200 гг. до н.э.;

ранний промежуточный период – 200 г. до н.э. – 500 г.н.э.;

средний период – 500-1000 гг.н.э.;

поздний промежуточный период – 1000-1470 гг.н.э.;

В Амазонии с появлением подсечно-огневого земледелия охотничье-собирательские группы почти полностью исчезли, но высоких культур не возникло, обработка металлов осталась неизвестной до прихода европейцев, социальное развитие не пошло далее племенной структуры, не возникало даже союзов племён.

В докерамический период в изолированных долинах на пустынном побережье Перу жили осёдлые рыболовецкие общины, в которых уже начиналось расслоение общества (на основе избыточного продукта в условиях богатейших морских ресурсов, но при полном отсутствии земледелия): культуры асперо (3000-1800 гг. до н.э., с 2600 г. до н.э. появляются монументальные постройки), котос (2300-1200 гг. до н.э.), эль-параисо (2000-1800 гг. до н.э.), чинчорос (3000-500 гг. до н.э., с 1200 г. до н.э. появляется керамика), вальдивия-чоррера (Эквадор, 2000-1000 гг. до н.э.). Открыты курганы с ритуальными каменными строениями, некоторые очень больших размеров. Древнейшая керамика в Южной Америке известна из Колумбии с датировкой 3500 г. до н.э. Керамика эквадорской культуры вальдивия (3800-1700 гг. до н.э.), появившаяся около 3000 г. до н.э., чрезвычайно напоминает японскую керамику дзёмон, как по форме, так и по орнаменту, что вызвало в жизни гипотезы о случайных заносах лодок из Японии течением Куросиво до Эквадора. Однако, не говоря о географическом удалении, между дзёмоном и вальдивией имеется хронологический разрыв не менее тысячи лет, что исключает их прямую преемственность и свидетельствует скорее о случае редкого параллелизма. Люди вальдивии были рыболовами, собирателями моллюсков и прочих даров природы, частично земледельцами.

Около 3000-2500 гг. до н.э. в Андах были приручены альпаки, ламы и начал культивироваться картофель. В последующем хозяйство всех горных цивилизаций Анд было основано на выращивании картофеля и разведении лам и альпак. Металлы, кроме золота, серебра и меди, не были известны. Благодаря засушливому климату в грунтовых могилах отлично сохранились многие бытовые вещи – плетёные циновки, одежда, сосуды с пищей, мумии самих погребённых.

В начальный период появились ирригация, повсеместно распространились земледелие (в 1000-800 гг. до н.э. в Южную Америку из Центральной проникла культура возделывания маиса) и изготовление керамики (в Перу древнейшая керамика имеет датировку 1750 г. до н.э.). Характерны U-образные ритуальные центры. Древнейший металл – золото и инструменты для металлообработки – появились в Уайуака в 1440 г. до н.э. Культуры начального периода отличаются друг от друга в основном особенностями художественных стилей: эль-параисо (1800-850 гг. до н.э.), чоррера (Эквадор, 1200-300 гг. до н.э.).

Эпоха раннего горизонта ознаменовалась расцветом религиозного центра Чавин-де-Уантар в Перу (850-200 гг. до н.э.), который так и не стал настоящим городом, но оказывал сильное влияние на все окружающие культуры, особенно около 400 г. до н.э., когда его население достигало 2-3 тысяч человек. Другим центром была Чирипа (600-400 гг. до н.э.), культура которой повляла на всё последующее развитие андского региона, в том числе культур чавин (900-200 гг. до н.э.), паракас (Перу, 650-150 гг. до н.э.) и яя-мама (600-400 гг. до н.э.).

В ранний промежуточный период активно развивались перуанско-боливийские цивилизации: культуры уарпа, лима, мочика, наска, рекуай, тиауанако. В Колумбии открыты мумии, своеобразные керамические изделия и ткани культуры Раре Тумако – Ла Тойта (300 г. до н.э. – 300 г.н.э.), в Эквадоре – культуры гуангуала и ямакоаке (около 500 г.н.э.).

Культура наска (100-700 гг.н.э.) на южном побережье Перу имела свои стили росписи фигурной керамики, но известна в основном гигантскими фигурами, нарисованными линиями на плато Наска, где две тысячи лет не было дождей.

Культура мочика на севере Перу известна своими пирамидами, фигурной, портретной и расписной керамикой, широким использованием золота, серебра и меди (из которой даже изготовлялись мотыги). Мочика выращивали маис, картофель, хлопок, перец, арахис. Столицей был город Моче (200 г. до н.э. – 700 г.н.э.), переживший расцвет в 200-400 гг.н.э., но пришедший в упадок после мощного наводнения, случившегося около 500 г.н.э.

Большим городом был Тиауанако в Боливии, возникший около 300 г. до н.э. и переживший расцвет в 100-375 гг. н.э., когда его население достигало 20-40 тысяч человек. Стены и ворота города сложены из огромных мегалитов и украшены каменными головами.

В средний период самым крупным государством Анд было Уари (или Хуари, 500-800 гг.н.э., расцвет около 600 г.н.э.) на центральном побережье Перу. Как и в культуре наска, тут создавались гигантские рисунки на земле в пустыне Атакама. Классический облик в 375-700 гг.н.э. приобрёл Тиауанако. Эти центры погибли из-за засухи, случившейся около 1000 г.н.э. В 850 г.н.э. на северном побережье Перу было основано государство Чиму со столицей Чан-Чан в долине Моче, ставшее мощнейшим в регионе. В Чан-Чане стены были возведены из огромных плит, украшенных выпуклыми рельефами.

Около 1200 г.н.э. в Андах началась экспансия новых племён, до 1230 г.н.э. сложилось государство инковТауантинсуйу – со столицей Куско, ставшее в XV веке крупнейшим в Южной Америке. Его население составляло около 12 миллионов человек. В 1470 г.н.э. инки захватили Чан-Чан, покорив этим сильнейшего противника. Существовавшие рядом государства аймара, чирибая, уанка, ика, кильке и другие не могли противостоять мощи инков. Но уже в 1532-1533 гг.н.э. Тауантинсуйу, ослабленное внутридинастическими спорами, пало от одного похода конкистадоров, предводительствуемых Франсиско Писсаро.

Государство инков на последних этапах своего существования было наследственной монархией с очень строгим бюрократическим контролем над всеми сторонами жизни населения, чем Тауантинсуйу резко отличалось от государств майя и ацтеков. Религия играла в жизни инков намного меньшую роль, чем у майя и ацтеков, соответственно, и позиции жречества были намного слабее, менее значимой была и религиозная архитектура. При этом письменности, кроме примитивного узелкового письма, инки не знали. Консолидированность государства привела к необходимости создания развитой дорожной сети, равной которой не было во всей Америке; отлично была организована система пеших государственных гонцов. Поскольку в Америке не был изобретён колесный транспорт, дороги в горах имели ступеньки. Высочайшего искусства достигло мастерство складывания каменных стен: огромные глыбы, обтёсанные многоугольниками, чрезвычайно точно подгонялись друг к другу.

Последним городом инков стал город Мачу-Пикчу в Перу, так и не найденный испанскими конкистадорами и пришедший в запустение в полной изоляции.

Оригинальные культуры процветали в Колумбии и Эквадоре: чимбайя (200-1200 гг.н.э.), калима (600-1500 гг.н.э.), тайрона (800-1500 гг.н.э.), мантено (700-1200 гг.н.э.), сину (800-1500), нарино (1000-1400 гг.н.э.). У народа муисков (или чибча-муисков) в Колумбии было много независимых городов-государств, а единого так и не сложилось. Они достигли расцвета в XII-XIV веках. Огромное количество золотых изделий и культ приношения местному божеству, жившему в озере Кундинамарка, целой лодки золотых украшений привели к созданию легенды об Эльдорадо, хотя испанцы, разрушив города муисков, не поняли, что нашли столь искомую ими "золотую страну".

Высокие культуры Месоамерики имели в целом схожую структуру, отличаясь во множестве деталей, особенно в формах искусства. Они распадаются на две группы: центральной Мексики и Юкатана. Миграции населения приводили к тесным взаимосвязям между отдельными культурами, взаимовлияниям и взаимообогащениям. Некоторое влияние культуры центральной Мексики оказали на племена юга США, взаимосвязи с цивилизациями Южной Америки в ранние периоды были, но в поздние практически отсутствовали. Развитые культуры Южной Америки, в свою очередь, тоже представлены двумя почти независимыми группами: северных высокогорных дождевых лесов и западных засушливых высокогорий. Культурных связей с другими народами мира индейские цивилизации не имели, крайне маловероятные посещения Америки древними египтянами, финикийцами, римлянами и европейцами до Колумба, если и были, практически никак не повлияли на самостоятельное развитие индейских культур. При этом крайне интересен тесный параллелизм культур Старого и Нового Света, проявляющийся даже в некоторых деталях архитектуры, искусства, религии, способах государственного управления. Независимо и неоднократно в разных частях Америки была изобретена керамика, но нигде не было известно колесо (вероятно, только в игрушках), гончарный круг (что привело к богатейшему развитию фигурной и портретной керамики) и широкое использование металлов (только золото для изготовления украшений, редко медь и серебро). Из крупных домашних животных в Андах были только собаки, ламы и альпаки, в Месоамерике – только собаки.

Последними освоенными людьми территориями планеты были острова Тихого Океана. Пути заселения и происхождение народов Океании в ряде случаев можно определить только благодаря археологическим изысканиям.

На Новой Гвинее древнейшие следы пребывания человека обнаружены на полуострове Хуон (44-47 – 52-61,4 тыс.л.н.), несколько меньшие датировки получены для пещер с островов Новая Ирландия (Буанг Мерабак – 40,1 тыс.л.н. иМатенкупкум 31-33 – 35-39 тыс.л.н.) и Новая Британия (местонахождение Элива Гамлет FYV/2 в местности Ёмбон – 35,6 тыс.л.н.), причём здесь найдены свидетельства первого заселения дождевых тропических лесов охотниками-собирателями.

Первые миграции в Микронезию и Меланезию были связаны с поздненеолитической культурой кувшинных погребений Филиппин (3,5 тыс.л.н.).

Земледелие в Папуа–Новой Гвинее появилось, вероятно, около 6-5 тыс.л.н., около 4 тыс.л.н. земледельческая культура добралась до Новых Гебрид и Новой Каледонии. Для того же времени – 4 тыс.л.н. – известна древнейшая керамика лапита на Новой Каледонии (посёлок Ватча). До 2,7 тыс.л.н. лапита известна на Фиджи, а после 2,7 тыс.л.н. она частично вытесняется керамикой с отпечатками лопатки, пришедшей, вероятно, тоже с Новой Каледонии. На Новых Гебридах известны преемственные керамические культуры сохано (2,5-2 тыс.л.н.) и ханган (2,5-1,2 тыс.л.н.), тогда же тут появляются первые в Меланезии собаки и свиньи. На острове Эфате описаны культуры мангааси и акнау (появились ранее 350 г.до н.э., пережили расцвет около 800 г.н.э., исчезли около 1400 г.н.э.). Около 1000 г.н.э. от Новой Гвинеи до Фиджи появляется новая керамика с криволинейным орнаментом, выполненным гребенчатым штампом, что связывается с влиянием индонезийских или филиппинских торговцев; такая же керамика последние 2000 лет существовала на Филиппинах. Около 1200-1400 гг.н.э. старые виды керамики – лапита и мангааси – полностью исчезают.

Микронезия заселялась с Филиппин или из северо-восточной Индонезии около 4 тыс.л.н. В западной Микронезии керамика была известна, в восточной её не было никогда, что связано с отсутствием глины на коралловых островах, трудностями транспортировки из мест, где её можно изготавливать и ненужностью керамики при наличии великого изобилия раковин и скорлуп кокосовых орехов. Не исключено, что западная Микронезия заселялась около 3,5 тыс.л.н. из Индонезии или Филиппин и восточная – только примерно с 50 г. до н.э. из Восточной Меланезии, с Фиджи. Из археологических находок в Микронезии особенно впечатляют каменные столбы латте (высотой до 5,5 м) на Марианских островах, являвшиеся опорами гигантских хижин (основание которых имело размеры 22x4 м), возводившиеся с 900 г.н.э. по XVII в.н.э.

Полинезия была заселена около 4 тыс.л.н. с Филиппин или из северо-восточной Индонезии, где 4-3,5 тыс.л.н. возникла и керамика лапита. Предполагались два вероятных пути: северный – через Микронезию – и южный – через Меланезию. В настоящее время южный путь считается более достоверным. До 3,2 тыс.л.н. были заселены острова Тонга, отсюда – Самоа, после 500-1000 лет изоляции на Самоа пошли миграции в Восточную Полинезию, а к 1000 г.н.э. вся Полинезия уже была заселена. Успешное освоение сотен островов стало возможным только благодаря высокому уровню мореплавания. Не исключено, что полинезийцы доплывали даже до Перу (это обосновывалось сходством формы и названия тесёл токи, палиц, наконечников и некоторых культурных растений, но в большинстве случаев такие параллели выглядят сомнительными или случайными). Культуры Полинезии уникальны сочетанием довольно высокого уровня развития искусств и социальной организации (к моменту европейской колонизации они стояли на стадии образования протогосударств) с отсутствием многих элементов материальной культуры, известных гораздо более примитивным народам, например, металлов, керамики и использования лука со стрелами. Последнее объясняется отсутствием на островах руд, глины и крупных животных. Керамика лапита через север Новой Гвинеи 3,5 тыс.л.н. попала на Самоа, но исчезла около 2 тыс.л.н.

В Полинезии широко распространены мегалитические сооружения (например, трилитрон Хаамонга-а-Мауи на острове Тонгатабу в государстве Тонга, высота которого 5 м, а видимая часть каждой колонны весит 30-40 тонн, возведённый около 1200 г.н.э.). На многих островах сохраняются гробницы в виде низких и широких каменных ступенчатых пирамид, ритуальные каменные платформы марае, посвятительные столбы и руины каменных домов и укреплений. На Маркизских островах известны многочисленные каменные статуи тики оригинального вида. Особым богатством отличается остров Пасхи или Рапануи: на весь мир известны огромные каменные истуканы, подземные каменные дома с расписными плитами на плато Оронго и деревянные дощечки ронго-ронго с подобием надписей (до сих пор неясно, являются ли строчки значков ронго-ронго настоящей письменностью или нет). Расцвет культуры на Рапануи пришёлся на 1200-1500 гг.н.э. и закончился в связи с полной деградацией растительности из-за чрезмерного переиспользования природных ресурсов.

Сложностью для изучения или периодизации культур Америки, Океании и Австралии является крайне незначительная толщина культурного слоя и, как правило, бедность и невыразительность сохранившихся артефактов; охотники-собиратели на этих территориях жили, как правило, очень маленькими коллективами и не оставались долго на одном месте, на островах же Тихого Океана культурный слой не накапливался по природным причинам. Огромное количество предметов быта и культа изготавливалось в этих областях из недолговечных материалов – дерева, коры, перьев, рыбьей кожи и тому подобного. Значительная статичность и архаичность многих элементов культуры не позволяет вполне успешно использовать типологические приёмы для различения эпох или периодов. Значительным подспорьем в работе археологов являются наблюдения этнографов, особенно записи о быте аборигенов до интенсивной европейской колонизации. Гораздо лучше обстоит дело с высокоразвитыми цивилизациями Центральной и Южной Америк, где периодизация эпох разработана весьма детально.


Рекомендованная литература

Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1977.

Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989.

Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., 1974.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

Алиман Р. Доисторическая Африка. М. 1960.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М., 1966.

Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998.

Археология. Ред.: В.Л. Янин. М., 2006.

Археология зарубежной Азии. М. 1986.

Археология Центральной Африки. М., 1988.

Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986.

Борисковский П. И. Древний каменный век Южной и Юго-Восточной Азии. Л., 1971.

Борисковский П.И. Первобытное прошлое Вьетнама. М.-Л., 1966.

Борисковский П.И., Григорьев Г.П. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Л., 1977.

Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979.

Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.

Деревянко А.П. Палеолит Дальнего Востока и Кореи. Новосибирск,1984.

Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: введение и основы. Новосибирск, 1994

Железный век Африки. М.. 1982.

История Древнего Востока: 3арождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М., 1983.

Кларк Д.Д. Доисторическая Африка. М., 1977.

Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. Владивосток, 1998.

Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978.

Ларичев В.Е. Неолит и бронзовый век Кореи. Сибирь. Центральная и Восточная Азия в древности. Новосибирск, 1978

Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии. М., 1984.

Мартынов А.И. Археология. М., 2008.

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М., 1974.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973.

Палеолит Ближнего и Среднего Востока. Л., 1978.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...