Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средний палеолит



Мустьерская культура и её аналоги. Эпоха среднего палеолита в Европе и Азии представлена в основном мустьерской культурой. Географически она была распространена до Южной Сибири и Ирана, а также в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В Африке примерно в то же время процветали многочисленные и гораздо более разнообразные культуры "среднего каменного века". Мустье появилось около 200 тыс.л.н. и существовало примерно до 35-40 тыс.л.н., а местами – до 28 тыс.л.н. Создателями мустьерской культуры были поздние Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis – неандертальцы или палеоантропы.

Переходными культурами между ашелем и мустье являются тейяк, микок, эвенос, премустье.

Главной особенностью мустьерской культуры, прогрессивным явлением по сравнению с ашелем, было изготовление орудий на отщепах, отколотых от нуклеуса. Чаще всего использовалась леваллуазская техника – более совершенная и экономная, чем техника изготовления ручных ашельских рубил. Применение техники леваллуа подразумевало подготовку заготовки в виде дисковидного нуклеуса, с которого скалывались отщепы, из которых в дальнейшем изготавливались орудия. При этом из одного нуклеуса можно было получить много орудий, а обработка краёв отщепов часто имела целью не его заострение, а скорее некоторое притупление слишком тонких и острых мест, образующихся при сколе отщепа с нуклеуса. Иногда использовались и нелеваллуазские техники изготовления орудий на отщепах.

Основными типами орудий эпохи мустье были остроконечник (внешне похожий на рубило, но меньше, ровнее и удобнее) и скребло (с широким рабочим краем), сохранялись и более древние типы орудий. Вероятно, некоторые остроконечники использовались как наконечники, прикреплённые к древку, хотя твёрдых доказательств тому нет.

На Ближнем Востоке около 250 тыс.л.н. получила распространение ашельско-ябрудская техника, а 75-127 тыс.л.н. – культура преориньяк, для которых типично изготовление пластин – сколотых с нуклеуса длинных и тонких заготовок, которые могли использоваться как готовые орудия или же как материал для получения более совершенных орудий.

Главными причинами возникновения культурных инноваций были продолжающаяся эволюция гоминид, изменения климата в сторону похолодания, освоение умеренных и арктических зон.

Усиливалось культурное различие территориальных групп людей. В Азии долго сохранялись примитивные способы обработки камня. В Европе мустьерская техника достигла своего расцвета и заметно специализировалась; интересно, что европейские неандертальцы никогда не изготовляли орудий из кости, хотя костей у них было в избытке; этим они резко отличались от людей современного типа. Особенно прогрессивными были африканские культуры. Так, в Африке очень рано появились традиции обработки кости и использование охры, возможно, в ритуальных целях.

Палеоантропы, как и их предки, продолжали мигрировать по планете, впрочем, расселение шло в основном к северу по уже освоенным материкам; в Австралию и Америку они не проникали. Вероятно, передвижение по Земле было весьма и весьма медленным и только в дальней временной перспективе оно выглядит стремительным. Побудительными причинами миграций были, видимо, передвижение вслед за кочующими стадами копытных, истощение природных ресурсов, возрастание численности населения. Попадая в новые экологические условия, люди учились справляться с разными природными трудностями. Видимо, именно к этому времени относится появление одежды, поскольку шло заселение уже очень холодных областей, в том числе с арктическим климатом; время существования мустье – это время чередования ледниковых периодов и межледниковий. Усовершенствовались способы постройки жилищ, люди активно заселяли пещеры, выгоняя оттуда крупных хищников – медведей, львов и гиен. Заметно усовершенствовались способы охоты на животных, свидетельством чему являются многочисленные остатки костей на стоянках. Европейские неандертальцы были, по сути, основными хищниками своего времени. Повышенный травматизм скелетов неандертальцев в верхней части тела свидетельствует о ограниченном применении метательных орудий и ловушек, о жёстком контактном способе охоты. Бедность растительных ресурсов холодных регионов ставила определённые ограничения в развитии культуры.

Стоянки палеоантропов чаще представляют собой временные охотничьи лагеря, иногда – постоянные долговременные стоянки. В некоторых случаях палеоантропы старались обустроить быт: в Катанде 70-90 тыс.л.н. и в некоторых пещерах Франции известны вымостки пола каменными плитами, иногда создавались ветровые заслоны в виде каменных стенок.

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Варианты мустьерской культуры не слишком разнообразны и отличаются чаще не наличием или отсутствием каких-либо характерных типов орудий, а их частотным распределением – в одних вариантах больше скрёбел, в других – остроконечников. Причинами различий вариантов мустье могут быть:

1) культурные различия,

2) существование орудий разного назначения – для охоты, для обработки растений, мяса и тому подобного,

3) специфика обработки разных материалов и переиспользование разных орудий с переоформлением,

4) хронологические типы.

Основные типы мустье Западной Европы следующие:

типичное мустье – в технике леваллуа и без (например, стоянки Ле Мустье, Муссилиево, Мадонна дел'Арма),

шарантское мустье – типы Ля Кина (много боковых и поперечных скрёбел, мало орудий в технике леваллуа, ретушь типа Кина – в виде рыбьей чешуи, например, стоянки Крапина, Комб Греналь, Анцио, Гротта дель Поггио и Гротта дель Кавалло) и Ля Феррасси (много орудий в технике леваллуа, мало поперечных скрёбел, много боковых скрёбел; промежуточное между мустье типа Кина и типичным, например, стоянки Ля Феррасси, Гротто ди косто),

зубчатое мустье – орудия с выемками, вероятно, для обработки древков копий (очень мало боковых скребков, много зубчатых орудий, например, стоянка Комб Греналь),

мустье в ашельской традиции – много рубил, но есть орудия верхнепалеолитического типа, типа A (много ручных рубил, ножи со спинкой, разные формы скрёбел, например, стоянка Пеш-дель-Азе) и типа B (нет ручных рубил или маленькие ручные рубила, много зубчатых орудий, много ножей со спинкой, верхнепалеолитические орудия, например, стоянка Пеш-дель-Азе).

В Восточной Европе известны 5 основных типов мустье и много местных вариантов, нпример, листовидное мустье (например, стоянка Стинка), загросское мустье (Балканы). В Средиземноморье варианты похожи на западноевропейские, но с восточным влиянием ябрудской техники. На Кавказе обнаруживается сочетание восточноевропейских, средиземноморских и ближневосточных традиций (например, ябрудская культура в Тсопи, загросское мустье в пещере Ереван). В Сибири классические мустьерские памятники распространены на юге, лучше они изучены на Алтае (пещеры Окладникова и Денисова), но местами известны и восточнее (Торгалик-А в Туве) и севернее (стоянка Диринг в Якутии).

На Ближнем Востоке преобладают культуры ябруд и преориньяк, для которых типично изготовление пластин, хотя древние пластины известны и в Европе (Ринку-лес-Бапом во Франции и Пиекари IIa в Польше). Эти культуры часто рассматриваются как переходные к верхнепалеолитическим.

Для мустье Европы и Азии характерно существование множества изолированных отдельных групп, которые, видимо, мало влияли друг на друга, различные традиции очень долго могли сохраняться без восприятия элементов даже близ расположенных культур.

Наиболее прогрессивные культуры существовали в Африке, где средний палеолит чаще называется " средним каменным веком " и датируется от 130-300 тыс.л.н. до 40-50 тыс.л.н. В целом его можно разделить на два главных этапа: пре-ховьесон'с пурт и пост-ховьесон'с пурт. Описано минимум 14 основных культур "среднего каменного века": пре-ориньяк, атер и нубийский комплекс в Северной Африке, эфиопский "средний каменный век", "средний каменный век" Кенийского Рифта и индустрия Мумба в Восточной Африке, люпембан и "средний каменный век" Катанды в Центральной Африке, бамбатская/питсбургская культура, "средний каменный век" I-IV, ховьесон'с пурт и стиллбей в Южной Африке. Все они сильно отличаются по массе показателей. Характернейшим отличием "среднего каменного века" от культур мустье является наличие в инвентаре культур первого разнообразных наконечников. Например, для атера типичны небольшие черешковые наконечники, для которых сделаны новейшие датировки около 60-90 тыс.л.н. (старые датировки 15-25 тыс.л.н.) и которые по мнению некоторых археологов являются наконечниками стрел (в Европе древнейшими вероятными наконечниками стрел являются наконечники стрелецкой культуры из Костёнок 1 и 4 с датировкой 24-35 тыс.л.н.). В Катанде (Конго) 75-174 тыс.л.н. изготовлялись костяные гарпуны с зазубринами, аналоги которым в Европе появляются менее 40 тыс.л.н. Костяные наконечники известны в Бломбос Кэйв (Южная Африка) и других местонахождениях с датировками 75-78 тыс.л.н., тогда как у европейских неандертальцев крайне немногочисленные костяные орудия появляются лишь спустя тысячи лет сосуществования с сапиенсами только около 35 тыс.л.н. В Африке со времени 65 тыс.л.н. известны древнейшие микролиты – очень маленькие каменные сегменты, использовавшиеся для изготовления вкладышевых орудий (в прорезь деревянной или каменной рукоятки вставлялся ряд мелких острых каменных лезвий, такое орудие легко починить); в Европе микролитическая техника появляется гораздо позже и типична только для эпипалеолита и мезолита.

Эти и другие прогрессивные черты культур "среднего каменного века" позволяют говорить в возникновении культур верхнего палеолита на базе африканских, а не европейских или азиатских культур. Для "среднего каменного века" типично также расширение использования ресурсов, в том числе растительных и морских (особенно в Южной Африке), поскольку тропическая и субтропическая природа предоставляла для того много возможностей. В Европе примеры использования морских ресурсов неандертальцами крайне немногочисленны (например, кости дельфина были найдены на стоянке Заскальная в Крыму).

Имеются доказательства каннибализма среди палеоантропов. Древнейшим примером каннибализма являются надрезанные кости подростка из пещеры Гран Долина в Испании с датировкой 780 тыс.л.н. Черепа с выломанными основаниями, надрезанные и обожжённые кости людей в пещерах Сима де лос Уэсос в Испании, Крапина в Югославии, Штейнгейм в Германии, Монте Чирчео в Италии, Бодо в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке и многих других местах свидетельствуют о происходивших тут драматических эпизодах человеческой предыстории. В Монте Чирчео череп человека с выломанным основанием лежал в круге из больших камней, что является свидетельством ритуального каннибализма.

Было отмечено, что лобная доля неандертальцев, отвечающая у современного человека за социальное поведение, была сравнительно слабо развита. Возможно, это приводило к большей агрессивности неандертальцев. Прогрессивное развитие этой зоны мозговой коры происходило значительными темпами, параллельно усложнению поведения и структуры первобытного общества. Точно неизвестно, была ли речь у неандертальцев: мнения разных учёных по этому поводу расходятся. Если речь была, то она сильно отличалась от современной, поскольку гортань неандертальцев не похожа на гортань современного человека.

Важными явились изменения психики древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Первые её образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях, прочерченные полосы на известняке, костях и кусках охры. Одни из древнейших примеров – параллельные надрезки на малой берцовой кости слона из Бильцингслёбена (Германия) с древностью 300-400 тыс.л.н. и процарапанные параллельные полоски и нарисованные "стрелочки" или "человечки" на обломках костей в микокской стоянке Олдислебен (Германия). Однако такая неутилитарная деятельность свидетельствует о значительном усложнении психических процессов палеоантропов. Замечательно, что древнейшие следы такой символической деятельности в большем количестве и в более выразительном виде найдены в Африке. Около 80 тысяч лет назад в Северной, Южной и Восточной Африке появляются бусы из раковин (древнейшие примеры: Тафоральт, Грот де Пижон (восточное Марокко) – 82 тыс.л.н., Бломбос Кэйв (Южная Африка) – 75-78 тыс.л.н.) и скорлупы яиц страуса (например, с позднеашельской стоянки Эль-грейф (Ливия) и из местонахождений Энкапуне я Муто и Мумба (Кения) – 46-52 тыс.л.н.). В Бломбос Кэйв (Южная Африка) в слое "среднего каменного века" с датировкой 75-78 тыс.л.н. найдены куски охры с регулярными царапинами и простейшим орнаментом в виде крестиков. О некоторые куски охры окрашивались палочки, которыми потом что-то окрашивалось. Древнейший в мире настоящий рисунок найден на стоянке "среднего каменного века" Аполло 11 (Намибия): это изображение некоего зверя на пластинке известняка. Рисунок раньше датировался 26-28 тыс.л.н., сейчас передатирован 59 тыс.л.н.

В Европе и Азии никаких предметов искусства и украшений неандертальцы не изготовляли, этим они резко отличались от современного вида людей. Типичный вариант неандертальского "искусства" – это параллельные царапинки на костях (Арси-сюр-Кюр, Бачокиро, Молодова), ямки на каменной плите (Ля Феррасси). Крайне немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции, например, в Арси-сюр-Кюр и Кинкай около 30-34 тыс. лет назад, когда Европа уже много тысяч лет была заселена кроманьонцами. Другим вероятным предметом искусства неандертальцев является "маска" из куска камня с засаженным в щель кусочков кости из Ля Роше-Котар (Франция). Единственным примером настоящего рисунка из мустьерской стоянки является изображение леопарда, процарапанное на кости, найденной на стоянке Пронятин (Украина) с датировкой около 30-40 тыс.л.н. – опять же во время существования на этой территории уже людей современного типа. Вероятно, позднейшие неандертальцы заимствовали некоторые элементы культуры у кроманьонцев, но разрыв между ними грандиозен. Много писалось о "неандертальской флейте" из Дивье Бабе 1 (Словения) с датировкой 30-34 тыс.л.н. – куске кости с ровными отверстиями. Однако анализ краёв отверстий показал, что это следы зубов гиены. Вероятно, психотип неандертальцев отличался отсутствием фантазии, сознание было очень конкретным и предметным.

Существенными являются археологические доказательства ритуальной практики европейских неандертальцев. Так, для Центральной Европы известен так называемый "культ медвежьих черепов": в пещерах Швейцарии, Германии, Югославии (стоянки Драхенлох, Петерсхеле, Ветернице, Драконова Дыра и другие) обнаружены тайники со спрятанными там черепами пещерных медведей, иногда многочисленными, что позволяет говорить об обрядах охотничьей магии. На Кавказе в пещере Азых в аналогичном тайнике были спрятаны 4 черепа медведей, похожие находки есть в Кударо и других местах. На стоянке Ильская обряды совершались с черепами зубров.

Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Примитивнейшим вариантом захоронения является сброс костей людей в глубокую шахту в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 тыс.л.н. Это вариант "гигиенического погребения". Интересно, что вместе с костями людей в пещеру сбрасывались кости только хищников – медведей Денингера, леопардов, волков и лис, но нет ни одной кости травоядных животных. Это говорит о ассоциации древних людей себя с хищниками. Наиболее древние настоящие погребения относятся ко времени около 100 тысяч лет назад. Вероятно, тогда же появлялись и первые представления о загробном мире, хотя об этом можно только предполагать. В некоторых случаях погребения имеют следы неких ритуалов и достаточно сложно устроены. Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане ребёнок неандертальца был похоронен в круге из рогов горных козлов. Впрочем, погребения неандертальцев существенно отличаются от погребений современных людей как минимум в трёх аспектах: умершие всегда клались на бок в скорченной позе (у современных людей поза бывает самой разной); в одном погребении неандертальцы никогда не хоронили больше одного индивида (у современных людей их число может быть любым); наконец, неандертальцы никогда преднамеренно не клали с умершим никаких вещей или костей животных, понятие погребального инвентаря у них отсутствовало (у современных людей его тоже может не быть, но весьма часто с умершим кладутся самые разные предметы). Исключения есть только на Ближнем Востоке в пещерах Схул и Кафзех, где погребения с древностью около 100 тысяч лет содержат скелеты людей, сочетающих признаки неандертальцев и современных людей. Довольно часто неандертальцы хоронили много умерших в одной пещере, причём могилы расположены в определённом порядке, так что неандертальцы знали и помнили места предыдущих захоронений; классическим примером может служить пещера Ля Феррасси во Франции.

Социальные взаимоотношения среди палеоантропов по сравнению с архантропами заметно усложнились. Кроме указанных свидетельств каннибализма и захоронений умерших, сюда же можно отнести и заботу о больных. В пещере Шанидар в Ираке были обнаружен скелет старика, страдавшего целым комплексом тяжёлых болезней. Он не мог самостоятельно передвигаться и добывать себе пропитание, однако достиг глубокой старости по неандертальским меркам – его возраст оценивается в 40 лет. Очевидно, этого старика кормили его сородичи, ухаживали за ним, а после смерти похоронили. Кстати, в другом захоронении из той же пещеры была обнаружена необычайно высокая концентрация пыльцы горных цветов – могила была засыпана ими, – причём эти цветы относятся к лекарственным растениям. Скелет старика, страдавшего тяжёлой формой артрита, был найден в Ла-Шапелль-о-Сен во Франции; захоронение было совершено в центре маленькой пещерки, в которой никогда не жили люди, то есть пещера использовалась единожды только как погребальное место.

Существует проблема исчезновения мустьерских культур Европы и Азии, судьба их видится в трёх вариантах:

1) плавный эволюционный переход мустье в верхний палеолит,

2) частичное слияние с верхним палеолитом с взаимовлиянием в обе стороны и заимствованием некоторых прогрессивных особенностей,

3) полное исчезновение под напором более прогрессивной культуры людей современного типа.

Первый вариант в настоящее время признаётся редко, поскольку слишком уж велик технологический разрыв мустье и верхнего палеолита при отсутствии хронологического разрыва и, более того, при наличии их сосуществования в некоторых местах. Последний вариант также маловероятен. Скорее всего, частичное взаимовлияние имело место, о чём свидетельствуют индустрии шательперрон (южная Франция и северная Испания), улуццо (Италия) и протоориньяк (Хорватия, стоянки Виндижа и Велика Печина) с датировками 28-34 тыс.л.н. Во всех этих вариантах при сохранении основных мустьерских черт имеются многочисленные орудия на пластинах, костяные наконечники, простейшие украшения. Наконец, останки людей на стоянках этих культур обычно неандерталоидны, но имеют отдельные сапиентные черты (например, подбородочный выступ у неандертальца из шательперронской пещеры Сен Сезер во Франции).

Основы же верхнепалеолитических культур были заложены в Африке.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...