Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На этом этапе оценивается существующее положение организации, внутренние и внешние факторы, определяющие перспективы и тенденции ее развития. Дается долгосрочный (на срок более 5 лет) и среднесрочный (на срок 3-5 лет) прогноз этого развития. На этой основе формулируются основные проблемы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Устойчивый рост и развитие организации предполагает систематический мониторинг и оценку внутренней и внешней среды компании по всем возможным параметрам и векторам действия этих факторов. Именно выявление слабых мест, возможных угроз, рисков, а также наиболее перспективных направлений и порождает определение стратегии развития, выявление ресурсов, необходимых для ее реализации.
Такой анализ предполагает формирование и систематическое ведение серьезных
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ
информационных баз данных: от полноценного учета (текущего и бухгалтерского) деятельности самой организации до информации о клиентах, партнерах, конкурентах, группах интересов и влияния (формальных и неформальных).
2. Маркетинговый синтез
На этом этапе выдвигаются цели (что надо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию), формулируются решения, реализация которых позволит решить выявленные проблемы и достичь поставленные цели.
3. Стратегическое планирование
Этап связан с выдвижением возможных стратегий и выбором оптимальной товарной, ценовой стратегий, а также стратегии продвижения и реализации. Для коммерческих и негосударственных организаций особое значение имеет выработка ценовой политики, включая определение уровня цен и возможных вариантов их изменения — в зависимости от целей и динамики ситуации. При решении этих задач следует учитывать основные цели реализации (сбыта) — такие как рост объемов продаж, доли рынка, а также цели максимизации доходов, безубыточности деятельности организации. Важно также учитывать возможности влияния на изменение потребностей клиентов.
Полномасштабная маркетинговая программа может
включать в себя следующие разделы.
11 Сводка конкретных показателей, характеризующих деятельность организации.
В Характеристика текущей маркетинговой ситуации: состояние рынка, основные секторы, конъюнктура, объемы продаж, потребители, конкурентная среда, место в конкуренции, факторы, влияющие на реализацию.
В Товарная, ценовая стратегии, стратегия продвижения, стимулирования и мотивации потребителей, обеспечения реализации (сбыта).
В Программа действий: что, кто, где, когда и как, сколько это будет стоить.
В Общий бюджет (смета доходов и расходов, их оптимизация).
Я Порядок контроля: реализации, доли рынка, обратная связь с потребителями (жалобы, претензии, предложения).
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
В Доходы и рентабельность в разбивке по товарам, услугам, территориям, сегментам. Стратегии фирмы (структура рабочего документа):
И Рынок:
• задачи, которые ставятся фирмой на планируемый
период.
Стратегии решения этих задач. В Товарная:
• изменение номенклатуры;
■ изменение по качеству;
■ изменение по объему. В Ценовая:
■ образование цены;
■ динамика цен;
■ характер цен. II Сбытовая:
■ место и способ обслуживания;
■ создание условий для продаж. В Продвижение:
• реклама;
■ стимулирование продаж;
■ public relations.
В Необходимые затраты средств, времени на их реализацию. В Необходимый персонал и специалисты.
Завершается стратегическое обоснование маркетинга выработкой плана действий по каждой из стратегий и общего бюджета (сметы).
Примерная форма плана действий: В Стратегия. В Время начала действий. В Время окончания действий. И Действие. Ш Дата. Ш Расходы. В Действие. В Дата. II Расходы.
Программы обычно разрабатываются на 5 лет и корректируются ежегодно. Годовые планы и программы уточняются ежеквартально, а кварталы — ежемесячно.
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 415
Структура и форма планов и программ различной деятельности зависят от особенностей фирмы и содержания работы.
4. Тактическое планирование
Здесь речь идет о разработке оперативных планов, графиков, включая кампании по привлечению средств (фандрейзинга).
5. Маркетинговый контроль
На этом этапе собираются и оцениваются данные о получаемых результатах, принимаются решения о проведении необходимого ситуационного анализа. Тем самым завершается один цикл управления и начинается новый.
10.2.
ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
В системе оценки деятельности организаций культуры отдельное место занимает анализ эффективности предпринимательской деятельности. В связи с тем, что целью работы большинства организаций культуры является не получение прибыли, а достижение социальных результатов, предпринимательская деятельность в них носит подчиненный характер и тесно связана с основными направлениями работы. Человек обращается к организациям культуры, прежде всего, для удовлетворения своих нематериальных потребностей, удовлетворению же материальных нужд клиента придается второстепенное значение. В результате, анализ предпринимательской деятельности организаций культуры делает необходимым совместное использование показателей оценки основной некоммерческой деятельности и коммерческих направлений работы.
В системе предпринимательской деятельности большинство организаций культуры активно занимается торговыми операциями (реализация сувенирной и печатной продукции, услуги кафе, ресторанов и т. д.).
Организации культуры, осуществляющие торговую деятельность, ориентируются на превращение максимального процента посетителей, зрителей в покупателей коммерческой продукции, и одним из показателей оценки торговой деятельности в организациях культуры является коэффициент соотношения покупателей и посетителей. Данный коэффициент рассчитывается как процентное
отношение числа покупателей в торговых зонах организации культуры к общему числу посетителей. Коэффициент принимает значения от 0 до 100%. На рис. 54 приведены значения коэффициентов соотношения покупателей и посетителей для крупных музеев мира. (Исследование проводилось на основе данных годовых отчетов Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственного исторического музея (ГИМ), Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), Государственного Русского музея (ГРМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), музея Метрополитен в Нью-Йорке (Мет), Музея современного искусства в Сан-Франциско (СФ Мома), музея Виктории и Альберта в Лондоне (ВиА), Лондонской национальной галереи (НГ), Британского музея (БМ), галереи Тейт в Лондоне (Тейт).
28,3 |
40% -| 35% 30% 25% 20% -| 15% 10% 5%
тт---- г |
1,2 1,2 1,3
ВиА БМ Мет СФ Мома |
II.—С
ГРМ ГМИИ ГИМ ГТГ ГЭ НГ Тейт
Рис. 54
Коэффициенты соотношения покупателей и посетителей ряда музеев
Из рисунка видно, что максимальное значение коэффициента (32,1%) принадлежит музею Виктории и Альберта в Лондоне. Высокий уровень показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента соотношения
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 14 — 2493
покупателей и посетителей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Музеем современного искусства в Сан-Франциско (29,8%) и галереей Тейт (28,3%), Государственный Русский музей (1,2%), Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1,2%), Государственный исторический музей (1,3%) уступают им по данному коэффициенту более чем в 20 раз. Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи с самыми высокими уровнями соотношения покупателей и посетителей (17% и 14%). Высокие значения коэффициента в Третьяковской галерее действительно соответствуют эффективной организации на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского покупателя. Коэффициент соотношения покупателей и посетителей Государственного Эрмитажа вырос за последние годы в 1,4 раза, с 12% до 17%. Рост показателя связан с расширением торговых площадей музея более чем в два раза, за счет открытия кафе Главного штаба, ресторана, интернет-кафе, двух магазинов.
Коэффициент соотношения покупателей и посетителей достаточно точно отражает общий уровень развития торговой деятельности в организациях культуры. Однако данный коэффициент не анализирует факторы, влияющие на формирование уровня торговой деятельности. В частности, низкий уровень развития торговой деятельности отдельных российских музеев обусловлен недостатком торговых площадей при относительно высокой посещаемости музеев (рис. 55).
Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и Государственном историческом музее торговые площади практически отсутствуют (120 кв. м, 260 кв. м, см. приложение 3). Лидером по объему торговых площадей среди российских музеев является Эрмитаж. Используя под торговые площади 1487,5 кв. м, Эрмитаж в большей степени приближается по данному показателю к своим зарубежным партнерам. Для сравнения: Британский музей в Лондоне обладает в два раза большей торговой площадью (3500 кв. м), чем Эрмитаж. Музею Метрополитен, с самой большой среди музеев торговой площадью (22600 кв. м), Эрмитаж уступает по данному показателю в 15 раз.
] торговая площадь, кв. м |
I посетители |
25000. тыс.
20000. тыс.
15000_| ТЫС.
■ b.j.jj, fHI, |
5000. тыс.
■"1 |
Л
ГРМ ГМИИ ГИМ ГТГ |
НГ Тейт ВиА " БМ " Мет " СФ Мома
Рис. 55
Посещаемость и торговые площади музеев
Для оценки факторов, влияющих на уровень развития торговой деятельности в музее, используется относительный показатель — коэффициент численности посетителей музея на единицу торговой площади. Среднемировой уровень данного коэффициента, по оценке консультанта музея Метрополитен Ника Хоффмана, составляет 500 посетителей на 1 кв. м. Из рис. 56 видно, что значения этого коэффициента в российских музеях значительно превышают средний уровень, что еще раз свидетельствует о наличии в отечественных музеях дефицита торговых площадей.
Так, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, с наименьшей торговой площадью, выделяется наибольшим уровнем показателя численности посетителей на единицу торговой площади (17 500 чел. на кв. м). Государственный Эрмитаж, несмотря на самую большую торговую сеть среди российских музеев, имеет недостаточно высокий уровень данного показателя (1745 чел. на кв. м), уступая зарубежным музеям, например, Национальной галерее в Лондоне (НГ) (662 чел. на кв. м). (Следует отметить, что Эрмитаж и Национальная галерея имеют один и тот же уровень соотношения покупателей и посетителей — 17% и 17,2%.)
Интересно отметить, что Третьяковская галерея, занимающая второе после Эрмитажа место среди российских музеев по значению коэффициента соотношения покупателей и посетителей (14%), уступает по значению
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ
второго показателя (3137 чел. на кв. м) Русскому музею (3025 чел. на кв. м) с самым низким уровнем соотношения покупателей и посетителей (1,2%). Показатель относительной численности выявляет скрытый недостаток торговой площади в Третьяковской галерее, несмотря на эффективную организацию ее торговой деятельности.
Рис. 56
Число посетителей на 1 кв. м торговой площади в музеях.
Показатель относительной численности так же, как и коэффициент соотношения покупателей и посетителей, свидетельствует о недостаточно высоком уровне организации торговой деятельности большинства российских музеев по сравнению с зарубежными аналогами. Так, музей Метрополитен и Музей современного искусства в Сан-Франциско обладают высокоэффективной торговой сетью — 327 и 314 чел. на 1 кв. м торговой площади, тогда как в российских музеях самые высокие показатели относительной численности варьируют между 1745-3137 чел. на 1 кв. м торговой площади.
Таким образом, коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади позволяет определить влияние факторов посещаемости музея и торговой площади на уровень развития торговой деятельности. Тем не менее, данный показатель не учитывает стоимостные факторы при оценке торговой деятельности в музеях, в частности,
величину доходов от коммерческой реализации товаров и услуг. Для анализа торговой деятельности в музее целесообразно также использовать другой относительный коэффициент — уровень торговых доходов на одного посетителя. По оценке консультанта ЮНЕСКО Стюарта Гиб-сона, средний уровень доходов на одного посетителя музея в ведущих мировых странах составляет $4,5 на 1 чел.
Как видно из рис. 57, российские музеи отличаются низкими значениями этого показателя. Наименьшие значения коэффициента принадлежат Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ($0,02 на 1 чел.). Действительно, в бюджете музея величина доходов от торговой деятельности составляет соответственно $52,3 тыс., что существенно ниже аналогичных показателей других российских музеев (см. приложение 3). Так, доходы от торговой деятельности ГМИИ в 42 раз меньше подобных поступлений Эрмитажа ($2,2 млн). Сложившуюся ситуацию в ГМИИ можно объяснить низкой рентабельностью сувенирных магазинов и кафе на территории музея.
Рис. 57
Торговые доходы музеев на 1 посетителя, US$
Среди российских музеев наибольший уровень торговых доходов на одного посетителя принадлежит Третьяковской
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 421
галерее и Государственному Эрмитажу ($1,23 и $0,9 на 1 чел.), что связано со значительными объемами торговых поступлений в их бюджетах — $1,9 млн и $2,2 млн. Однако по сравнению с американскими и английскими музеями, абсолютные и относительные показатели торговых доходов отечественных музеев существенно уступают зарубежным аналогам. Так, по уровню торговых доходов на 1 посетителя Британский музей ($4,5 на 1 чел.) и музей Метрополитен ($5,4 на 1 чел.) в 5 и более раз превосходят Эрмитаж ($0,9 на 1 чел.). Доходы от торговой деятельности музея Метрополитен составляют в абсолютном выражении $39,96 млн., что более чем в 18 раз превышает подобные поступления Эрмитажа, достигшие $2,2 млн. (см. приложение 3).
Недостаточно высокий уровень доходов от торговой деятельности в российских музеях связан с тем, что в большинстве случаев покупателями сувенирной, печатной и прочей продукции в отечественных музеях выступают иностранные посетители. Покупательная способность российских граждан, составляющих большую часть посетителей, остается низкой.
Для комплексной оценки коммерческой деятельности музеев целесообразно сопоставлять и анализировать значения выше рассмотренных показателей.
Так, высокий уровень доходов от торговой деятельности в музее Метрополитен обусловлен экстенсивным фактором — большими торговыми площадями, а не интенсивным фактором — процессом превращения посетителей в покупателей, что свидетельствует об относительно невысокой эффективности торговой деятельности музея. Напротив, Музей современного искусства, обладая максимальным уровнем торговых доходов на одного посетителя среди исследуемых музеев, при торговой площади в 6,5 раза меньше, чем в музее Метрополитен, выигрывает за счет высокой эффективности процесса превращения посетителей в покупателей.
В целом, полная оценка торговой деятельности в музее требует использования системного подхода, базирующегося на трех показателях — коэффициентах соотношения покупателей и посетителей, численности посетителей на единицу торговой площади и показателе торговых доходов на одного посетителя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основной список
Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. — М.: Вильяме, 2005.
Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 318 с.
Бортник Е. М., Короткое Э. М., Никитаева А. Ю. Управление связями с общественностью. — М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.
Ваганова Н. К., Дымникова А. И. Предпринимательство в культуре: Учебное пособие. — СПб., 2002.
Войтковский С. Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве. — М., 2001.
Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова И. В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. — М., 1997.
Житенева Т. П. Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта: Автореф. канд. дис. — М., 2005.
Иванов С. В. Система обучения менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры: Автореф. канд. дис. — М., 1997.
Игнатьева Е. Л., Баваков Т. П. Маркетинг в сфере музыкального бизнеса. — М., 1997.
Как продавать искусство: Сб. статей. — Новосибирск, 2001.
Каплицкая А. А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждения сферы культуры: Автореф. канд. дис. — М., 1998.
Катлип С, Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. — М.: Вильяме, 2000. — 624 с.
Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Дж. Д. Маркетинг культуры и искусства. — СПб.: Арт-Пресс, Изд. Васин А. И., 2004.
Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2003. — 416 с.
Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. — М.: Классика-XXI, 2004.
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Котлер Ф., Андреаш А. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. — СПб., 2002.
Нагибина В. В., Клеппер Е. В., Чарная И. В. Основы экономики культурно-просветительных учреждений: Учебное пособие. — М., 1989.
Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М., 1995.
Правовая база деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства /Сост. И. Багаева, И. Домогацкая. — Вып. 2. — М., 2004.
Пул Дж. X. Когда менеджмент приносит деньги. Наставления учреждениям культуры всех стран. — М.: Классика-ХХ1, 2003.
Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства. — М., 1991; Экономика искусства. — М., 1991; Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. — СПб.: Алетейя, 2008.
Сайтэл Ф. П. Современные Паблик рилейшнз. — М.: ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2002. — XII, 592 с.
Стил В., Элдер С. Как привлечь внебюджетные средства, стать фандрайзером. — М.: ОГИ, 2000.
Тимофеев М. И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз). — М.: РИОР, 2005. — 158 с.
Томилов В. В., Гласман А. К. Маркетинг-менеджмент в системе шоу-бизнеса. — СПб., 2002.
Тулъчинский Г. Л.: (1) PR фирмы: технология и эффективность. СПб: Алетейя, 2001; (2) Серия «PR: Культура деловых коммуникаций. Как это делать в России». — СПб.: Справочники Петербурга, 2005-2006.
Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. — М.: Дело, 2004.
Юрьева Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление: учебное пособие. — М., 1998.
Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!