Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Постиндустриальное общество как образ новой социальности.
2. Опыт Другого как условие переживание социальности (Э. Левинас, М. Бубер, Н. Аббаньяно)
3. Учение о ноосфере, проблема коэволюции и экологического императива.
4. Семен Людвигович Франк о проблеме онтологической природы общества.
5. Метафизическая социальность Я. (Н.А. Бердяев).
Семинарское занятие №1
Вопрос 1. Специфика социально-философского знания: социальные науки (социология, история, политология, социальная антропология) и социальная философия, проблема смысла социального. Философия социального как метод постижения Всеобщего и раскрытия предельных оснований социальной жизни, человеческих взаимоотношений и человеческого общежития. Социальная реальность как бытие единого во многом и много в едином. Всеобщее и конкретное в социальной реальности и проблема интегральных характеристик социального. Социальное и природное (социальное как искусственное), социальное и психическое (индивидуальные черты и особенности), надындивидуальный характер социальной реальности, природа социального порядок. Механическое и органическое единство.
Классический подход к пониманию онтологических оснований социальной реальности, поиск субстанциальной основы общества: культура, экономика, хозяйственная жизнь. Субъектно-объектный характер социальных связей. Природа необходимости совместного бытия людей[7].
Диалогическая традиция рассмотрения социального (к.XIX - XXвв.)[8] «Открытие» и проблематизация «другого Я». Условие открытия для «Я» «другого Я» - «ТЫ». «Бытие-с-другим» как способ человеческого бытия и основание социального (Х. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно). Межчеловеческая коммуникация как свидетельство о бытии (К.Ясперс), социальная реальность в измерении «жизненного и системного миров» (Ю. Хабермас). «Сфера между» как исходная ситуация социального (Э.Левинас). Отношения с Ты как основание реальности Я (С.Л.Франк). Социальное бытие как межличностное бытие. Смысл и значение межличностного и проблема «социальной природы» человека в контексте философии ХХ века. Социальный мир как мир человеческих взаимо-действий и взаимо-отношений. Взаимность как преодоление субъектно-объектного характера социальных отношений. Социальное бытие как форма существования человека с человеком, «МЫ» как возможный образ социальной реальности.
Вопрос 2. Проблема соотношения личности и общества, их взаимообусловленность и нерасторжимость. Интерсубъективность как условие единства человека и общества, интерсубъективность как контекст восприятия и формирования социальной реальности - «с самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, - и мир природы, и мир культуры – не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык» (А. Щюц). Противостояние социальной и персональной реальности: двойственная природа человека, проблема отчуждения и объективации, бегство от социального (Гегель, Маркс К., Бердяев Н., Франк С.Л., Ж.- П. Сартр, Ортега-и-Гассет Х., Фромм Э.). Диалектика социального: «МЫ» - «ОНО», «жизненный мир» - «системный мир», органическая общность – механическая общность.
Вопрос 3. Социальная реальность как сложноорганизованная и упорядоченная система. Соотношение человека – культуры – общества[9], (основополагающие компоненты данной системы), каналы их взаимосвязи и интеграции. Элементы социального порядка – социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность. Взаимодействие и взаимообусловленность общества и природы, понятие биотехносферы.
Семинарское занятие №2
Вопрос 1. История как процесс развития общества, логика истории: проблема основания исторического как выявление «внутренних пружин» самоорганизации социальной реальности; направленность социально-исторического процесса, проблема цели исторического развития, отличие законов развития природного мира от законов развития общества: сознательное конструирование, знание, планирование память. Философия истории и история как наука; историософия как целостное видение исторического процесса. Основные задачи философии истории:
· общая схема развития человеческой цивилизации
· проблема формы исторического процесса, указывающей на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (циклическое, однолинейное, многолинейное, спиралевидное движение истории)
· факторы исторического развития
· направление и цели исторического развития
· изучение процесса постепенного формирования единого человечества, проблема соотношения единичного и общего в истории
Концептуальные модели истории как условие постижения вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия предельных оснований исторического процесса:
А) Г. Гегель и обоснование истории как единого однаправленного процесса развития, историзм как метод мышления и проблема выявления фундаментальных закономерностей в историческом развитии как раскрытие и последовательная реализация целенаправленного воплощения Абсолютного Духа. Философия истории как универсальная теория общества. Критерий общественного развития и периодизация всемирной истории у Гегеля. Марксизм как преодоление «гегелевского провиденциализма» в истории, проблема сущности человека («Человек как совокупность всех общественных отношений») и материалистическое понимание истории. Общество как естественноисторический процесс, самодвижение общества, роль и значение внутренних противоречий. Схема всемирной истории, критерий периодизации.
Обоснование линейности исторического процесса Гегелем и Марксом: философия истории как рационализация христианской эсхатологии, идея внутренней целостности, выявление действия общих универсальных механизмов развития, европоцентризм.
Б) Становление идеи многолинейной истории: обоснование внеэсхатологичности, внебожественности исторического процесса и кризис европоцентризма.
Дж. Вико и обоснование «вечной и идеальной истории» («Новая наука» и идея истории как человеческого знания). Человеческое развитие как процесс самосозидания и самопознания. Различие «земного» и теологического объяснения истории, проблема смысла истории. Стадиальное понимание истории.
Н.Я. Данилевский: история как реальность взаимодействия культурно-исторических типов. Многолинейность исторического развития как проявление многообразия, эквивалентности и вариативности развития человеческой цивилизации. Соотношение и взаимообусловленность единства и множества в истории.
«Коперниканский переворот» в философии истории – О. Шпенглер. Культура как историческая «единица». Душа культура как основание многообразия культур. Типология и характеристика культур в истории; О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и магической душе. Культура и цивилизация: цивилизация как этап развития культуры, основные признаки цивилизации и проблема смерти культуры. А. Тойнби и дальнейшая разработка теории культурологичского плюрализма (теория локальных цивилизаций). Идея вызова-ответа. «Творческое меньшинство» и его роль в развитии и существовании цивилизации. История как совокупность дискретных единиц социальной организации.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Всемирная история и история этноса: «формы» исторического бытия этноса (от микрогруппы к суперэтносу), сущность процесса этногенеза и его влияние на всемирно-историческое развитие, этническая история и ее соотношение со всемирной историей.
П. Сорокин: история как проявление смены 3-х типов культуры (альтернатива стадиальной модели цивилизационного развития): идеационная культура, идеалистическая культура, чувственная культура. Специфика концепции Сорокина. Кризис современности как проявление разрушения чувственного типа культура, характеристики кризиса и проблема перспективы.
К. Ясперс: единство истории – единый исток и единая цель исторического процесса. Феномен «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Своеобразие понимания многолинейности исторического процесса. Мировая история как закономерный этап развития человечества от доистории через историю. Современность как реальность единого человечества: «Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994). Значение «осевого времени» для современности.
Вопрос 2. Идея «конца истории» как проблема финала, итога исторического развития.
А) Завершение истории как реализация ее цели (Г. Гегель); конец истории как завершение одного этапа и переход к другому этапу (К. Маркс и идея идеального общества, завершение истории как снятие внутренних противоречий). Общее и особенное во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса; вера в исторический прогресс и обоснование «конца истории» как достижения «царства Свободы». Ф. Фукуяма и философская критика идеи исторического прогресса и рациональности истории. Конец истории как снятие фундаментальных противоречий общественной жизни, разрешенных современным либерализмом и реальность регресса. «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука». Плюсы и минусы концепции Ф Фукуямы. Постмодернистское понимание истории и современный взгляд на правомерность историософских концепций.
Б) « Царство Небесное» как предел человеческой истории: христианское обоснование конца истории как выражение смысла исторического существования – Августин. Проблема пассивной и активной эсхатологии – Н.А. Бердяев. История как переходный этап в становлении, «взрослении» человека. «Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира» (Н.А. Бердяев). Русская религиозная мысль и творческое осмысление христианской эсхатологии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков): переход от христианства исторического к христианству эсхатологическому. Конец истории как стирание границ между посюсторонним и потусторонним, как преодоление мира отчуждения и необходимости, «выход из рабства миру объектов». Проблема оправдания истории. Значение идеи «активной эсхатологии».
Семинарское занятие №3
Вопрос 1. Соотношение и взаимообусловленность понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Роль и значение общественного сознания в жизни человека и общества. Диалектическое единство индивидуального и общественного сознания. Основные характеристики общественного сознания, надындивидуальность и внутренняя логика развития. Уровни общественного сознания и их основные черты. Идеология как феномен общественного сознания (идеи К. Манхейма).
Вопрос 2. Основные формы общественного сознания: религия, политическое сознание, этическое и эстетическое сознание. Специфика и соотношение каждой из форм, их функции и значение в жизни общества.
Этическое сознание как наиболее универсальная ценностная форма общественного сознания. Обыденные нормы и мораль как уровни этического сознания: их взаимодействие и взаимообусловленность. Понятие морали и нравственности. Совесть и долг как условия нравственности. «Золотое правило» этики. Категории морали и принципы морали как условие коллективной самоорганизации.
Эстетическое сознание: постижение мира через идею прекрасного и безобразного. Понятие «идеала» в эстетическом сознании и его исторические формы. Обыденный и теоретический уровень эстетического сознания.
Религия как особая форма осмысления связи трансцендентного и имманентного. Специфичность религиозного сознания и его значение в жизни современного общества.
Вопрос 3. Кризис гуманизма, его причины. Дезинтеграция социальной и индивидуальной жизни, «новый» индивидуализм – его специфика. Прокомментируйте следующее высказывание: «современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…» (Ж. Липовецки). Относительность «вечных» ценностей и искажение образа социальности. Проблема «постсоциальности». Современный антигуманизм и «разрушение морали». Жизненный и системный мир: мера их соотношения на исходе ХХ века.
Основная учебная литература
1. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000.
2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. М., 2001.
3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. М., 2002.
4. Зотов, Миронов. Философия. М., 2003.
5. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.
Дополнительная литература
1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Любое издание.
4. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии.1995.№3.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
6. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.,Мн.,2002.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание.
8. Гречко П.К. Предмет социальной философии: опыт рефлексии// Личность. Культура. Общество. Т.VI.Вып.1(21).2004.
9. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5.
10. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности//Вопросы философии.1999.№7.
11. Ортега-и-Гассет. Человек и люди/Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000.
12. Тавризян Г.М. «Экзистенциальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме//Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978.
13. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А.Ивина. М.,2004.
14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
15. Фромм Э. Бегство от свободы/Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.,2000.
16. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.1990.№3.
17. Шпенглер О. Закат Европы. Любое издание.
18. Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.
Литература к рефератам
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!