Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Занятие



1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоположности).

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).

1 вопрос. Метафизическая и диалектическая точки зрения на источник развития. Развитие как саморазвитие. Противоречие как источник развития. Понятие противоположностей, их единства и борьбы. Все ли противоположности, находящиеся в единстве, составляют диалектическое противоречие? Например, являются ли противоречием верх и низ стола, левая и правая сторона улицы, день и ночь, сложение и вычитание, наследственность и изменчивость, среда и организм? Действует ли закон диалектической противоположности в простом механическом движении?

Этапы становления (тождество, различие, противоположность, противоречие) и развития (гармония, дисгармония, конфликт) противоречий. Приведите примеры. Чем определяется функционирование и направление развития системы? Всегда ли противоречие ведёт к переходу системы в новое качественное состояние?

Формы разрешения противоречий. Приведите примеры перехода противоположностей друг в друга, победы одной из противоположностей, гибели обеих противоположностей, примирения противоположностей на более высоком уровне. Существуют ли противоречия окончательно не разрешаемые в рамках данной системы?

Можно ли согласиться с позицией известного критика диалектики Гегеля К. Поппера о том, что Гегель считал противоречия не только допустимыми и неизбежными, но в высшей степени желательными. «Это-та гегелевская доктрина, которая может разрушить всякий рациональный спор и всякий прогресс. Ведь если противоречия неизбежны и желательны, то мы не нуждаемся в устранении их, и, таким образом, всякий прогресс должен придти к своему концу…Причина признания Гегелем противоречий заключается в том, что он стремился остановить рациональный спор, а вместе с ним научный и интеллектуальный прогресс Делая аргументации и критику невозможной, он ставил свою философию в такое положение, в котором она могла самоутверждаться как непроницаемый догматизм, не воспринимающий никакой критики» (Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II. С.50).

Основания классификации противоречий, их типы и виды. Общедиалектические (сущностные и феноменологические, внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п. виды) и специфически-диалектические (по формам движения материи, по структурным уровням её организации, в области познания) противоречия. Приведите примеры подобных противоречий, особенно в области биологической формы движения материи и медицины. Методологическое значение закона диалектической противоречивости для медицинской науки и практики.

2 вопрос. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные как закона раскрывающего механизм возникновения новых качеств. Рациональный смысл выражения «переход количества в качество». Категории «количество», «качество», «свойство». Прокомментируйте слова Гегеля: «Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, всё же не связана неразрывно с тем или другим определённым свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С. 290).

Какому уровню познания объекта соответствуют следующие определения качества: 1)качество-это система важнейших, необходимых свойств предмета; 2) качество- это целостность, тождественная внутренней определенности объекта; 3) качество-это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть?

Какие характеристики количества раскрываются в следующих определениях: 1) количество-это совокупность изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности; 2) количество есть степень развития данного качества. Неразрывная связь количества и качества. Количественные характеристики человеческого организма.

Раскройте смысл утверждения Гегеля, что качество «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определённость в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определённость бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определённость. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть» (Гегель. Энциклопедия наук. Т.1. М., 1974. С. 228).

Характеристика количественных изменений, способных привести к изменению качества системы. Относительность количественных и качественных характеристик в зависимости от точки отсчёта. Приведите примеры.

Категория «мера». Каким термином обозначается проявление «меры» в медицине? Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведёт к пороку»?

Понятие скачка. Узловая линия мер. Роль синергетики в понимании скачка. Основная классификация скачков: по формам движения материи, по времени их протекания (скачки-взрывы, постепенные скачки), по количеству систем или подсистем, включаемых в скачок (одинарные и комплексные), по роли в развитии (прогрессивные, регрессивные и одноуровневые скачки) и т.п. Чем определяется характер скачка? Развитие как единство непрерывности и прерывности.

Методологическое значение закона перехода количественных изменений в качественные для медицины.

Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные по сравнению с проявлением закона диалектической противоречивости.

3 вопрос. Сущность закона диалектического синтеза как закона прогрессивного развития материальных систем. Отрицание как всеобщий момент развития. Метафизическое понимание отрицания. Нигилизм. Формы его проявления.

Какому известному литературному герою принадлежат следующие мысли и какая философия в них отражена: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает…Это никуда не годится…Пора бросить эту ерунду». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем всё…сперва нужно разрушить, место расчистить, а строить – это уже не наше дело». «Рафаэль гроша медного не стоит».

Можно ли согласиться с Лениным, который считал необходимым «самым решительным образом» отвергнуть «как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру». Нам нужна «не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры». (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.С.337; 462)? Против какого мировозрения выступает Ленин?

Прокомментируйте слова Хайдеггера: «Нигилизм по своей сущности скорее является основным движением в истории Запада. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развёртывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно-историческое движение Земли, втянутых в сферу влияния современности…Сущность нигилизма - это сама метафизика». Приведите примеры современного проявления нигилизма.

Диалектическое отрицание. Отрицание – снятие и отрицание – синтез. Всегда ли действие данного закона ограничивается двумя последовательными отрицаниями. Почему действие закона отрицания отрицания на заключительной стадии приводит к новому более качественному состоянию системы, которое воспроизводит на более высоком уровне характерные черты исходной ступени развития? Преемственность развития. Спиралевидная форма развития. Диалектический синтез и принципы синергетики. Приведите примеры действия закона отрицания отрицания. Всегда ли в случае прогрессивного развития системы действует данный закон? Обнаруживает ли он себя всегда в последовательных двух и более отрицаниях?

Действует ли закон диалектического отрицания при следующих изменениях: вода – лёд - вода, день – вечер – ночь – утро – день, неорганическая природа – живая природа – общество; рождение – жизнь – смерть, зерно – росток – зерно, знание – незнание – знание, здоровье – болезнь – здоровье, формально – абстрактный диагноз заболевания – патогенетический диагноз – конкретное лечение болезни?

Особенности действия закона отрицания отрицания по сравнению с двумя другими законами диалектики. Единая основа всех трёх законов диалектики.

Методологическое значение закона отрицания отрицания для медицинской науки и практики.

Темы рефератов

1. Понятие закона в философии и медицине.

2. Особенности проявления закона единства и борьбы противоположностей в медицине.

3. Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные в медицине.

4. Особенности проявления закона отрицания отрицания в медицине.

5. Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в медицине.

Основная учебная литература

1. Философия медицины./ Под ред. Ю. Л. Шевченко. М., 2004. Гл. 9. С. 183-195.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999. Гл. XX, § 2. С. 463-491.

3. Введение в философию./ Под. ред. И.Т. Фролова. – Ч.II. Гл.VII. С.138-171.

Дополнительная литература

1. Энгельс Ф. Анти Дюринг.// Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. Т. 20. Гл. XII – XIII. С. 122-146.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К. и Энегьс Ф. Соч. Т. 20. С. 384-390, 526-536, 640-642.

3. Энегьс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.273-281, 305-308.

4. Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. Ст. «Единство и борьба противоположностей». С. 106-113; Ст. «Качество». С. 483-484; Ст. «Количество». С. 552-562.

5. Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4. Ст. «Переход количественных изменений в качественные». С. 239-241; Ст. «Отрицание». С. 186-188; Ст. «Отрицания отрицания закон». С. 188-189; Ст. «Противоречие». С. 403-408.

6. Философская энциклопедия. М., 1964. Ст. «Мера». С. 389-394.

Литература к рефератам

К 1 реферату:

1. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV. § 1. С. 98-103.

Ко 2 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV. § 2. С. 103-117.

2. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. Гл. 6. С. 204-209.

К 3 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл.IV.§3. С. 117-130.

2.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 6. С. 194-204.

К 4 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV.§ 4. С. 130-139.

2.Царегородцев Г.И.. Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 6. С. 210-214.

К 5 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл.IV.§ 5. С. 139-142.

2.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл.6. С. 187-194.

3 занятие

1. Категории, выражающие устройство, организованность бытия: общее – особенное – единичное, часть-целое, система - элемент-структура, форма-содержание, сущность и явление.

2. Категории, выражающие универсальные связи детерминации: причина-следствие, необходимость - случайность, возможность -действительность.

1 вопрос. Понятие единичного и общего. Различные подходы в решении вопроса о существовании единичного и общего в истории философии: Платон, Аристотель, реализм, номинализм. Современное решение вопроса.

Диалектика общего и единичного. Приведите примеры их взаимного перехода друг в друга. Проследите процесс возникновения новых биологических видов, новой моды, новых норм морали и др. Почему единичное богаче общего?

Понятие особенного. Может ли единичное и общее быть особенным? Что является общим, особенным и единичным в процессе индивидуального развития организма, человека, установления диагноза заболевания?

Методологическое значение категорий «общее», «особенное» и «единичное» в познании, практической деятельности, медицине. Определяющая роль общего. Могут ли в своей деятельности люди руководствоваться только общим? Почему игнорирование особенного деформирует общее? Прокомментируйте слова Гегеля о том, что общее «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного».

Прав ли Энгельс, утверждая, что «мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность…» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 548, 540). Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

С чем связана установка в медицине на необходимость лечить больного, а не болезнь? Категории «специфическое» и «неспецифическое» в медицине.

Понятие части и целого. Механистическое представление о взаимоотношениях целого и частей (меризм, редукционизм). Можно ли биологическое представить как простую сумму механического, физического и химического? Можно ли сказать, что части предшествуют целому? Как в рамках меризма решается вопрос о соотношении интересов индивидов и общества?

Абсолютизация роли целого (холизм). За счёт чего целое признаётся больше своих частей? Можно ли сказать, что целое предшествует своим частям? Как в рамках холизма решается вопрос о соотношении интересов индивидов и общества?

Диалектический подход к решению вопроса о соотношении целого и частей как частный случай решения проблемы соотношения высших и низших форм движения материи. Количественный и качественный аспект соотношения целого и частей. Что придаёт целому новое качественное состояние по сравнению с простой механической суммой его частей?

Принцип целостности. Типы целостности: структурный (связи строения), функциональный (связи функционирования) и генетический (связи развития). Приведите примеры данных типов целостности.

Несёт ли часть на себе черты качественной определённости целого и может ли она существовать самостоятельно? Является ли совокупность неорганических образований частью целого человеческого организма? Может ли целое существовать без отдельных своих частей?

Как с точки зрения диалектики части и целого следует рассматривать взаимоотношения между личностью и обществом?

Методологическое значение категорий часть и целое в медицине. Проблема местного и общего в медицине.

Сущность категорий «система», «элемент», «структура». Какое из определений данных категорий Вам кажется более приемлемым и почему?: Л.Берталанфи: система – это комплекс взаимодействующих элементов; А.Н. Аверьянов: система есть ограниченное множество взаимодействующих элементов; И.Т. Фролов: система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией; В.Садовский: Система – целостное множество взаимосвязанных элементов, на природу которых не накладывается никаких ограничений и которые рассматриваются как далее неделимые, при данном способе рассмотрения.

И.Т.Фролов: Элемент – неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов; П.В. Алексеев, А.В. Панин: критериальное свойство элемента – его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения.

П.В. Алексеев, А.В.Панин: Структура – это совокупность устойчивых (закономерных) отношений и связей между элементами; И.Т.Фролов: структура – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого; Н.Овчиников: структура – относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; инвариантный аспект системы.

Являются ли элементами такой системы как человеческий организм отдельные клетки, молекулы и атомы, нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п.? Несёт ли элемент качественную определённость системы?

Относительность представлений о системе и элементе. Понятие подсистемы. Иерархичность строения системы. Подсистемы человеческого организма. Какие подсистемы можно выделить в такой бесконечной системе как материя? Чем определяется качество системы?

Типы систем по характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур: суммативные (неорганизованные совокупности) и целостные системы. Малые (простые) системы. Большие сложные саморегулирующиеся системы. Сложные саморазвивающиеся системы. К какому типу систем относятся следующие системы: штабель досок, часы, двигатель внутреннего сгорания, Н2О, системы управления космическими кораблями, организмы, популяции, социальные объекты, объекты генетической инженерии, сложные компьютерные сети, Вселенная?

Методологическое значение категорий «система», «элемент», «структура» для медицины.

Определение категорий «форма» и «содержание», разнообразие их типов. Внешняя и внутренняя форма содержания. Что является формой и содержанием Омской государственной медицинской академии, произведения искусства, живого организма, патологического процесса, общественного производства, человеческой жизни, общественной деятельности и т.п.? Что в системе является более устойчивым в процессе её постоянного изменения?

Являются ли компонентом содержания организма человека отдельные клетки и молекулы, неорганическая подсистема? В чём отличие категории «содержание» от категорий «целое» и «система»?

Диалектика формы и содержания, их неразрывное единство. Прокомментируйте слова Гегеля: «Можно сказать об Илиаде, что её содержанием является Троянская война или ещё определеннее, гнев Ахилла; это даёт нам всё, и одновременно ещё очень мало, ибо то, что делает Илиаду Илиадой, есть та поэтическая форма, в которой выражено содержание. Точно также и содержанием «Ромео и Джульетты» является гибель двух любящих вследствие раздора между их семьями; но это ещё не бессмертная трагедия Шекспира…Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собою истинные произведения искусства». Согласны ли Вы с этим?

Проиллюстрируйте слова Энгельса о том, что вся органическая природа является сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания.

Относительность понятий формы и содержания, способность их взаимного перехода друг в друга. Приведите примеры. Противоречивость единства формы и содержания. Причины возникновения у них разнонаправленных тенденций развития. Конфликт между формой и содержанием. Условия укрепления единства системы, достижения оптимальных параметров её развития. Определяющая роль содержания. Относительная самостоятельность и активность формы. Назовите науки специально изучающие различные формы. Что значит формализация знаний? Значение для науки и практики концентрации усилий на формах, приёмах и средствах деятельности.

Причины возникновения формализма и бюрократизма, заорганизованности в общественной жизни и деятельности.

Методологическое значение категорий «содержание» и «форма» для медицины.

Сущность и явление как всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком, различные уровни объективной реальности. Понятие сущности и явления. Причины кантовского агностицизма. Диалектика сущности и явления. Гегель: сущность является, явление существенно. Онтологическое обоснование неразрывной связи сущности и явления с позиций гегелевского абсолютного идеализма и марксова материализма. Можно ли согласиться с Фейербахом, который рассматривает как единственную и подлинную реальность чувственность, предметный мир, мир явлений?

Противоположность сущности и явления. Видимость (кажимость).Имеет ли видимость определённую реальную основу? Отличие видимости от явления. Чем являются мираж, радуга, симптомы болезни и др.? Чем обусловлено отличие явления от своей сущности?

Причина обнаружения (проявления) сущности. Чем обусловлено многообразие её проявлений? Почему явления в своей совокупности богаче, разнообразнее сущности, а сущность глубже любого из своих явлений и даже всей их совокупности? Определяющая роль сущности. Могут ли явления оказывать влияние на свою сущность? Может ли явление полностью выражать сущность? Относительность сущности и явления в разных отношениях. Чем является атомный вес по отношению к химическим свойствам элементов и к заряду ядра атома?

Роль категорий «сущность» и «явление» в понимании структуры процесса познания. Что делает возможным сам процесс познания? Прокомментируйте слова Маркса: «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 384). Расширение сферы явления в процессе развития знаний о материальных системах. Возможен ли процесс познания не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению? На чём основывается предсказующая функция науки, например, предсказания Д.И. Менделеевым существования ряда неизвестных науке химических элементов?

Первый абсолютный рубеж на пути объективного постижения сущности. Понятие закона и необходимых условий его действия. Возможность использования людьми объективных законов. Динамические и статистические законы.

Методологическое значение категорий сущности и явления для медицины. На чём основаны предупреждение болезней, профилактическая медицина?

2 вопрос. Причина и следствие как основа философского детерминизма. Понятие причины, следствия и условий. Лапласовский детерминизм. Почему один и тот же инфекционный агент, например, стрептокок, у одного человека может вызывать рожу, у другого – сепсис, у третьего – абсцесс?

Типы причинно – следственных отношений. Внешние и внутренние причины. Причины механического воздействия и диалектического взаимодействия. Приведите примеры. Целевая причина (телеономия) и самоорганизация материи. Означает ли признание целевой причины привнесение в бытие смысла?

Критерии причинно-следственных связей. Что представляет собой генетическая обусловленность причиной следствия? Возможно ли обратное влияние следствия на причину и их одновременное существование? Прокомментируйте ситуацию с точки зрения взаимодействия причины и следствия: расстройство деятельности центральной нервной системы ведёт к недостаткам дыхания, кровообращения, к гипоксии (недостаточности кислорода в крови). Гипоксия, как следствие расстройства центральной нервной системы, превращается в причину дальнейшего усиления расстройства центральной нервной системы и т.д. Почему следствие по своему качеству несводимо к действующей причине? Всегда ли является показателем причинно- следственных отношений регулярное предшествование одного события другому? Действует ли причинно-следственная связь в законе Бойля – Мариотта, который устанавливает необходимую связь и взаимообусловленность между такими характеристиками газа, как температура, объём, давление?

Все органы организма взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Свидетельствует ли это о наличии причинно-следственных отношений между ними?

По мнению некоторых физиков, в микромире нельзя говорить об ассимметрии времени причинно-следственных связей. Здесь теряют смысл обычные временные отношения «раньше» - «позже». В области нелокального взаимодействия события связаны в некий комок, в котором они взаимно обусловливают друг друга, но не следуют одно за другим. Из этого делается вывод, что в микромире не действует причинность, либо причина и следствие существуют одновременно. Можно ли с этим согласиться?

Как понимать необходимость и однозначность причинно-следственных связей? Противоречит ли этому вероятность наступления следствий в массе случайных явлений?

Квантовый мир – это мир, в котором объективно существует неопределенность, в котором вероятность есть объективная характеристика реальных возможностей. На этой основе К.Поппер отрицал детерминизм. Можно ли с этим согласиться? Какой детерминизм действительно обнаруживает здесь свою несостоятельность?

У некоторых исследователей под воздействием представлений о вариативности следствий, порождающей неизбежность как бы выбора возникает идея о том, что свобода воли является имманентным свойством всего мира (Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. С. 332-333). Можно ли с этим согласиться?

Чем подтверждается всеобщий характер причинно- следственных связей, их непрерывность в пространстве и времени. Роль повода в порождении причинной следствия. Обязательно ли наличие повода в причинно-следственных отношениях? Что может быть поводом наступления того или иного заболевания? Полная причина.

Непричинная детерминация: функциональная связь, структурная детерминация, вероятностная детерминация. Что лежит в основе непричинной детерминации?

Методологическое значение философского учения о причинности и необходимых условиях для медицины. Прокомментируйте слова И.П.Павлова: «Только зная причину, можно устремиться против неё и можно не допустить её действия до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превратится в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле». Каким образом можно не допустить действия причины?

Необходимость и случайность как определяющая характеристика причинно-следственных связей. Определение необходимости и случайности. Действует ли необходимость как фатальная неизбежность, рок, судьба? Существует ли причинная обусловленность случайности? Относительность необходимости и случайности. Роль условий в понимании необходимости и случайности. Случайность как пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более объектов в одной точке. Приведите примеры. Случайными или необходимыми являются изменения в наследственной структуре организма, наследование организмами их видовых свойств; события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в стабильных условиях? Прокомментируйте утверждение: «Наука – враг случайности».

Диалектика необходимости и случайности, их взаимообусловленость и взаимоотрицание. Случайность как форма проявления и дополнения необходимости. Превращение необходимости и случайности друг в друга. На какой основе осуществляется эволюция видов в органической природе? Проследите диалектику необходимости и случайности на примере научных открытий, биологической смерти человека.

Методологическое значение категорий «необходимость» и «случайность» для медицины. Является ли болезнь необходимым состоянием организма или она случайна по отношению к основным процессам его жизнедеятельности?

Прокомментируйте слова Маркса: «Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому что не только болезнь, но и самый врач уже есть зло. Постоянная врачебная опека превратила бы жизнь в зло, а человеческое тело – в объект упражнений для медицинских коллегий. Разве не желательнее смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждения против смерти? Разве жизни не присуще также и свободное движение? Что такое болезнь, как не стеснённая в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить».

Понятие категорий «возможность» и «действительность». Диалектика возможности и действительности, их относительность и взаимная обусловленность. Определяющая роль действительности. Чем обусловлен набор возможностей её дальнейшего развития? В диапазоне между тем, что, с одной стороны, не невозможно (может быть), а с другой, - не необходимо (быть вовсе необязательно) заключены различные виды возможностей: обратимые, необратимые, существенные, несущественные, формальные, абстрактные, реальные, конкретные. Дайте определения этим возможностям и приведите их примеры.

Условия реализации возможностей. Характеризуется ли развитие однозначной определённостью, фатальным характером? Всегда ли попадание инфекции в организм вызывает заболевание? Что означает превращение возможности в действительность? Понятие вероятности. Шкала вероятности. Что позволяет науке опережать практику и предавать человеческой деятельности целеполагающий характер?

Методологическое значение категорий возможности и действительности в медицине. Процесс превращения возможности в действительность в больном и здоровом человеческом организме. Можно ли согласиться с Гиппократом, который считал главным врачевателем болезней человеческую природу, «целебные» возможности заболевшего организма? В этом же плане рассуждал известный врач античной эпохи – Цельз, который провозглашал афоризм: «Лучшее лекарство состоит в том, чтобы не лечиться». Не означает ли это отождествление возможности с действительностью, что ведёт к пассивности врача?





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...