Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источник осуждения и мнимая цель его



В осуждении всегда слышится очень высокая нота превозношения над ближним, от чего не свободна даже и похвала. Поэтому «не порицай и (без нужды) не хвали никого. То и другое - суд, воспрещенный Богом и выражение превозношения над ближним». И это превозношение обыкновенно не имеет для себя оснований в достоинстве судящих. Самыми строгими судьями являются часто те, которые сами не хотят жить по руководству Евангелия! Не напрасно Господь «грех ближняго уподобил соринке, а осуждение - бревну».

Но, может быть, право осуждения, не находя себе опоры в достоинствах осуждающих, имеет таковую опору в цели осуждения? И этого нет. Единственно возможная благородная цель осуждения заключается в исправлении погрешающего, но эта цель удобно достигается кротким обличением наедине. «Исправляющий брата наедине исцеляет себя от собственных грехов, а обличающий другого при собрании умножает себе раны. Кто врачует брата своего скрытно, тот выказывает силу любви своей; а кто стыдит его при других, тот обнаруживает силу ненависти своей к нему».

«Если ты, брат, будешь хранить свой язык, то дастся тебе от Бога дар тишины сердца, при коей усмотришь душу твою и войдешь в радость духа; если же язык твой одолевает тебя, то поверь моему слову, что ты никогда не освобо­дишься из мрака. Ежели не имеешь чистого сердца, то имей, по крайней мере, чистые уста».

«Ты скажешь: если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло и неужели не должен исправить делающего прелюбодеяние? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Ибо Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но сказал: не суди, то есть, не будь жестоким судьею; при том же это сказано не о важных и явно запрещенных грехах, но о таких, которые и не по­читаются грехами, почему и говорить о сучце, а не о бревне в глазу брата твоего». «Господь не запрещает суда благонамеряннаго, но запрещает осуждение немилосердое».

«Если кто при тебе будет осуждать ближнего, советует преподобный Гоанн Лествичник, скажи ему: «перестань, брат; я каждый день впадаю в тяжкие грехи: как же я могу осу­ждать брата?»

К преп. Пимену однажды пришли еретики и стали осуждать архиепископа Александрийского, Старец молчал, потом позвал брата и сказал: «угости их и отпусти с миром».





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...