Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цивилизационное понимание истории



Авторы цивилизационного подхода: Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Сформировался во 2/3 19в. Суть: история трактуется, как история развития уникальных и самостоятельных цивилизаций. Единственная объединяющая черта – алгоритм их развития. Следствие: отрицается единое человечество, идея единой всемирной истории. Цивилизация – культурно-исторический тип общества. Основой цивилизации является культура. Источником динамики цивилизаций являются противоречия в нормативно-ценностной системе, т.е. культуре.

Новые ценности как правило разрабатываются творческим меньшинством (элитой), а разработанное впитывается нетворческим большинством.

Политическая элита может заимствовать ценности извне, при отсутствии творческого меньшинства.

Социальная анемия: старые ценности уходят, а новые отсутствуют (ситуация вакуума).

Типы цивилизаций:

- общепланетарно-человеческая

-традиционная и техногенная (Стёпин)

-регионально-локальные (западная, китайская, индийская, исламская, латино-американская, восточно-славянская).

50. Проблема познаваемости мира. Эйнштейн: «Самое удивительное в этом мире – это то, что человек способен его познавать.»

Раздел философского знания, в котором изучается познание:

1) теория познания;

2) гносеология.

1. Проблема познаваемости мира.

Выделяют следующие позиции:

гносеологические:

· познавательный оптимизм (1) на вопрос: познаваем ли мир? ответ – да; а почему он познаваем? а потому что он так устроен (он устроен законосообразно и разумно); 2) человек обладает познавательными возможностями и способностями);

· познавательный скептицизм (1) на вопрос: познаваем ли мир? ответ – да; 2) результаты нашей познавательной деятельности (знания) носят недостоверный и сомнительный характер);

· познавательный (гносеологический) критицизм (наиболее полно реализована Кантом: до Канта – эти отношения (отношения познания) назывались отношения отражения, а Кант отверг и сказал, что это отношения моделирования. Кант: выводы: мы познаем лишь только то, что сами создаем. Мы создаем модели изучаемых объектов. Мы познаем модели (т.е. то, что создаем));

· позиция агностицизма (непознаваемости) – мир непознаваем, он засекречен.

Наша познавательная деятельность обусловлена нашими познавательными возможностями.

51. Познание как взаимодействие субъекта (S) и объекта (О). Модели познавательной деятельности.

Впервые структуру познавательных отношений человека с миром раскрыл Декарт.

Структура:

S – тот, кто осуществляет познавательную деятельность;

O – то, на что направлена познавательная деятельность.

Вывод:

1) без S нет O;

2) без O нет S.

Познание – субъект-объектные отношения, в ходе которых S обогащается новым знанием (по Декарту).

Модели:

1) созерцательная (пассивная);

2) субъективно-рефлексивная;

3) диалектическая.

1) сознание

S O+

знание

пассивный активный

отражатель

2) сознание

+ S O

знание

активный пассивный

отражатель

3) сознание

+S O+ оба должны

субъект-объектные действовать

отношения

52.Структура познавательного процесса.

Познавательная деятельность человека включает в себя 2 этапа (уровня):

1) чувственный (уровень чувственного познания);

2) рациональный уровень (ступень): абстрактное, логическое познание.

Первая ступень базируется на деятельности наших органов чувств. Она протекает в трех формах:

- ощущения (мы отражаем одну сторону предмета);

- восприятие (сумма ощущений);

- представление (память + воображение + ощущение + восприятие).

Вторая ступень (рациональная): в трех формах:

- понятие (форма мысли, в которой отражаются черты, свойства какого-либо предмета);

- суждение (связь понятий);

- умозаключение (связь суждений).

Эти ступени отличаются формой знания, которую приобретает человек:

- чувственная ступень: наглядно-образное и поверхностное, непосредственное знание;

- вторая ступень: опосредованное, абстрактное, сущностное знание.

Кант: «Чувства без понятий слепы, а понятия без чувств пусты.»

Если мы будем их рассматривать изолированно, преувеличивать одну из них – впадем в крайность.

2 крайности:

сенсуализм (преувеличение первой ступени);

рационализм (преувеличение второй ступени)





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...