Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антологическое самоопределение человека в мире



1)Мир дан человеку как объективная реальность т.е. для человека он материален существует независимо от человека.

2) Как целостное существо человек изменчив, реализует себя в пространстве и времени, представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.

3)Человек кроме тела, имеет и сознание (разум). Это его субъективный мир. Наличие субъективного мира позволяет нам быть метафизичными существами. Мы способны познавать бытие. Скрывать его смысл и сущность. Способны осознать часть этого бытия. Мы способны к самобытию.(способны к самосознанию, самоопределению, самореализации, самоустройству).

4)П.Гиллих «Поскольку человек часть бытия, он должен обладать мужеством к бытию».

Обладать мужеством к бытию – это утверждать в своей жизни НЕЧТО, вопреки НИЧТО.

Хайдеггер «Человек это пастух бытия»

5)Хайдеггер «Человек должен уметь жить из себя, т.е жить подлинной, самобытной жизнью и не должен растворяться в процессе массового бытия»

6)Раз мы метафизичны, то мы должны жить так, как если бы мы обладали вечным бытием.

7)самобытие предполагает способность к осмысленному бытию. Осмысленное бытие – это жизнь в бодрствующем режиме.

8)Человек благодаря своему устройству обречён постигать неизвестное.

«Познание – это езда в незнаемое».

Вопр 24. Основные модели осмысления взаимоотношений человека и природы.

Экологи единодушны:

· Они пришли к выводу, что более или менее безопасная история рода человеческого осталась позади;

· Современное человечество начало сползать в небытие;

· Экологический кризис, с точки зрения экологов, трансформируется в экологическую катастрофу, которая разразится с неизбежностью(30-40-е гг. нашего столетия).

Слово «природа» имеет несколько значений:

В широком смысле: как мир в целом, т.е. универсум, все что окружает человека.

В узком смысле: естественные (биосфера) условия возникновения, существования и жизнедеятельности нашего общества.

Природа – это мир созданный людьми.

Модели:

1-я модель – созерцательная или диалогическая

Главные идеи:

1. Идея признания господства природы над человеком

2. Идея гармоничных отношений между человеком и природой

Где ее можно обнаружить?

1. В рамках мифологического мировоззрения

Человек – это прилежный ученик у природы

2. Древневосточной культуре, культуре традиционных обществ и цивилизации

3. В античной культуре – природа понималась как макрокосмос, прекрасный, гармоничный. А человек понимался как микрокосмос. Макрокосмос – как эталон, модель для подражания. Главный принцип – живи по природе.

4. 1). Христианство понимает природу, как прекрасный божий мир, человек должен относиться к этому миру с благоговейной рачительностью.

2). Природа – вообще материальный мир, понимается как низшая ступень в иерархии созданного Богом бытия.

По отношению к этому миру, перед человеком ставиться цель: овладеть и владычествовать этим миром.

2-я модель (имеет несколько названий):

· Утилитарно-прогматическая

· Научно-технологическая

· Монологическая

· Природо-потребительская модели

Главные идеи:

1. Идея природы – мертвой, механической системы.

2. Идея природы – как объекта приложения преобразовательской активности человека.

3. Идея установления власти над природой. В рамках этой иди природа трактуется – некая вражеская территория по отношению к которой человек должен занят позицию завоевателя или оккупанта.

4. Природа понимается – бездонная кладовая, призванная удовлетворять прихоти человека.

Вопр 25. Биосфера и человек. Стратегия коэволюции.

Условия, в которых мы сейчас существуем:

1. С 1945 по 1991 г. Товаров и услуг на нашей планете произведено больше, чем за всю предшествующую историю

2. Отходы техногенной деятельности в последнее время в 5-ть раз превысили объем биомассы живого существа

3. С точки зрения экологов, мы можем потреблять не разрушая круговоротов в биосфере лишь 1% земной биомассы. На самом деле мы потребляем 10% биомассы, а 40% - биомассы суши.

Общий вывод:

Антропогенная нагрузка (со стороны человека)на биосферу превысила допустимые параметры от 5 до 10 раз.

Подходы к осмыслению сложившейся ситуации:

1) Охранительно-консервотивный. В его рамках современный человек рассматривается как раковая опухоль на «теле» природы, как неоварвар. В его рамках главный лозунг так (Ж. Ж. Руссо): назад к природе.

2) Инерционный. Главный персонаж произведения чешского писателя Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата …», Швейк сказал: будь что будет, чего-нибудь да будет, никогда не было, чтобы чего-нибудь да не было.

3) Экологический фашизм. Главный тезис: слишком много лишних ртов на нашей планете. Экологическая ниша переполнена. По расчетам, чтобы восстановить биосферу, нужен сброс населения:

1-ый расчет: оставить, где около 1 млрд.

2-ой расчет: оставить 10 млн.

4) Коэволюционный – согласованное развитие человека, общества, природы. Данный подход был разработан философией русского космизма, влиятельном течении философской мысли конец 19 – начало 20 вв.: Вернадский, Чижевский, Федоров, Булгаков, Флоренский и др.

Главная аксиома русского космизма:

Наше будущее состоится, если человек усвоит простую истину – человек, как элемент биосферы может развиваться не в деградирующей, а в развивающейся биосфере.

Условия реализации подхода:

1. Смена типа цивилизационного развития: замена культуры, модели осмысления, типа человека, типа экономической деятельности этого человека.

Главная причина: рыночный фундаментализм, …

Вопр 26. Проблема антропогеосферы и историческая киборгизация человека.

В настоящее время биосфера стала частью техносферы и возникла новая среда жизни – антропогеосфера (БТМ: безприродно технический мир). Эта среда носит искусственный характер.

Задача: искусственная среда + естественное = не естественное

Искусственная среда + искусственный человек = естественное

Чтобы в искусственной среде человек мог выжить, он должен сам быть искусственным или киборгом – естественно искусственный человек.

Полностью искусственный человек называется – digilitas.

Чем выше по лестнице цивилизационного или научно-технического развития, тем в большей степени становится искусственными среда и сам человек.

В человеческом обществе не действует естественный отбор, мы становимся все более подвержены искусственному отбору: идет отбор на способность жить динамичней, напряженней; идет отбор в условиях лавинообразного возрастания инфармационного потока; все техногеннее и искусственнее становится человеческое тело; последствия киборгенической революции, проявляется в вертуализации всей человеческой деятельности.

Вопр 27.Природа и сущность человека.

Природа человека – это его состав, организация и устройство. Сущность человека – главные, определяющие, фундаментальные его качества и свойства. Природа человека: три подхода: 1) одномерный (монистический). Биологическое и социальное существо (1 начало). «Вся жизнь человека во всех её проявлениях, находится на поводке в наших генах» 1. Всё то, чем обладает человек, он обязан наличием у него биологизации - биологизаторский подход; 2. Социализаторский подход –биология рассматривается как податливый материал, который позволяет формировать нужные социальные качества у человека. 2) Двумерный (дуалистический) подход. В понимании природы соединяются два начала: биологические + социальные = биосоциальный характер. 3) многомерный (триалистический). Биосоциальные начала + духовное = биосоциодуховное начало (3 начала) Духовность – ценностно-смысловая структура человеческого сознания. Человек – это биологическое, социальное и духовное существо. Сущность: Найдя сущность мы определили человеческое в человеке. Человек существо трансцендированное и в этом его сущность (Homotrancender).

Вопр 28. Целостность человека. Проекции человеческой реальности. Мы выступаем в качестве биологического индивида. Придя в мир мы реализуем биологическую проекцию. На социальном уровне реализуется личностная проекция (личностно-индивидуальная) и индивидуальностная. Главное приобретение человека социального уровня, которое позволяет ему быть, жить обозначается как сознание. Личность – это человек способный к осмыслению. Способен творить своё «Я» и придавать жизни смысл. Для того чтобы стать личностью, нужно стать духовным, т.е. обладать способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации (Л = С3). Личность – это результат человеческой самостоятельной работы. Индивидуальность - неповторимая самобытная личность.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...