Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Сущность линейно-стадиональной парадигмы, панимание переодизации



Суть: в социальной философии в настоящее время представлены два альтернативных подхода (линейно-стадиальный и цивилизационный) в осмыслении этой проблемы:

Линейно-стадиальный

Христианское понимание истории.

Сущность:

История понимается как поступательный восходящий процесс, имеющий свои определенные стадии

Признается единство всего человечества и наличие у человечества единой для всех Всемирной истории.

История трактуется как гарантированный процесс (от низшей стадии к высшей).

Недостатки:

Европеизм (эту модель разрабатыавали западно-европейские философы).

Она неабсолютна.

§ История трактуется как жестко заданный и предопределенный процесс (есть надежда, что будешь в светлом будущем).

Не учитывается специфика, прежде всего культурная (стран, обществ, регионов).

Примеры:

В марксизме (5 формаций)

Концепция американца Д.Бела (1973г. – работа «Грядущее постиндустриальное общество»).

3 стадии:

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

1982г. – американский автор Незбит «Мегатренды».

Тренд – ведущая тенденция.

В этой работе – концепция информационного общества.

Достоинство – признается наличие единого человечества.

Не учитывается специфика + жесткая детерминированность.

Цивилизационный

Для того, чтобы преодолеть присущие недостатки – во второй половине 20 века – альтернативная модель – цивилизационная.

Авторы:

Данилевский

Шпенглер

Тониби

Сущность:

Отрицается наличие единой для всех истории, единого человечества

История трактуется как циклический процесс рождения, развития и «смерти» отдельных уникальных неповторимых цивилизаций

Цивилизация –

Это культурно-исторический тип общества.

Это социально-культурная общность людей.

Основа цивилизации – культура того или иного общества;культурный код, т.е. определенная ценностна-нормативная система.

Люди ищут ответы на вопросы:

Кто мы такие?

Чем мы отличаемся от других?

Источник – развитие любой цивилизации заключается в противоречиях ценностно-нормативной системы.

Самая болезненная ситуация в цивилизации – ломка этого кода.

Если старые ценности отмирают, а новых еще нету, то тогда цивилизация вступает в период социальной аномии.

Кто ответственен за разработку новых ценностей.

Тоинби: «Ответственность за это лежит на творческом меньшенством».

«Река без берегов – это болото».

Берега – это рамки, которые задаются культурным кодом.

Солженицын: «Гнилое дерево (дерево с гнилым дуплом) долго не простоит»





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...