Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность. Проблема свободы и ответственности



Существуют разные подхо­ды к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В фило­софии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать различные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисципли­на - антропология. Проблема личности в философии - это вопрос о сущности челове­ка, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и воле­вые качества, тем ярче и значительней сама личность. Личность такого человека ори­ентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчества, добро.

В качестве структурных компонентов выделяют: физическую личность, соци­альную личность, духовную личность. Физическая личность - это телесная организа­ция человека. К физической личности могут быть отнесены одежда и домашний очаг, украшения быта, защита своего тела (личная гигиена). Социальная личность склады­вается в процессе общения людей, связана с утверждением себя в профессии, дружбе, любви, соперничестве, самоуважении. Духовная личность - это устремленность к определенным ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внеш­ним, ее нельзя приобрести лично, ее развитие, длительный путь самосовершенствова­ния. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали в условиях каторг и концлагерей (опыт XX в.). Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элемен­тов которой может на разных этапах жизни человека доминировать.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослежи­ваются в истории человечества: 1. «Деятели». Для таких личностей главное активные действия, изменение мира и других людей, включая себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такого типа. Во все времена в деятелях ощущалась потребность. 2.«Мыслители». Это те, кто размышляет о мире, о месте человека в мире. Философия любовь к мудрости (Будда, Моисей, Христос, Мухаммед). Великие фило­софы летописцы еще с библейских времен пользовались большой популярностью. 3. «Люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют и пропускают все события через свое сердце (литераторы, деятели искусства). Гениальные прозрения этих людей опе­режают научные прогнозы и реальные события. 4. «Гуманисты и подвижники». Они отличаются обостренным чувством состояния другого человека. Их предназначение служить людям, они спешат делать добро другим (альтруизм).

Все мировые религии имеют свой нормативный идеал личности. Христианский идеал личности имеет в своей основе любовь к Богу, ближнему. Личностное развитие понимается как расцвет талантов данных человеку Богом и постоянное приготовление к жизни вечной. В христианстве есть идея Богочеловека (Христа). Христианство персоналистично, главное в нем личность Христа и основанная им церковь как соединение верующих в единое тело, главой которого является он сам. Отличительный признак христианского нравственного поведения личности - любовь к врагам вашим. Буддийский тип личности - нет активности личности, встраиваться, вживаться в мир (гармония с миром). Жизнь понимается как вечный круговорот новых воплощений, предстает как страдание. В основе страдания лежит беско­нечная жажда удовлетворения своих желаний. Надо отказаться от удовлетворения желаний, осознать их бренность и решиться на достижение нирваны. Люди чаше сочетают в себе не­сколько типов личности, иногда осуществляется их смена в результате свободного выбора человека. Поэтому личность не мыслима без свободы. Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобо­да - основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки. Ответственность — это социальное отношение к общественным ценно­стям. Осознание ответственности есть не что иное, как отражение субъектом бытия, соци­альной необходимости и понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответствен­ности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее самосознание.

35. Ценностные ориентации личности.

Природа духовных ценностей исследуется такой наукой, как аксиология (теория ценностей). Данный раздел философии устанавливает

соотношение ценностей с реальным миром человеческой жизни. Ценность - это свойство тою или иного предмета, явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей человека могут входить представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например, жизнь - это главная ценность человека. Безопасность человека - до тоже большая ценность. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе форми­руется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являют­ся социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие как повсе­дневную жизнь отдельного человека, так и всего общества В них больше, чем в ценностях присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным обра­зом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценносгнозначимое для человека с его практическим поведением. На протяжении человеческой истории формировались разные системы ценностей и соответствующие им типы личности: гедонизм (наслаждение высшее благо жизни); аскетизм (добровольное отречение от наслаждений); утилитаризм (величай­шей ценностью считается польза).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...