Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Существует два основных подхода к этой проблеме. Первый подход - объективистский (Б.Спиноза, П. Гольбах, Г.В.Ф. Гегель, П. Лафарг), он связан с догматикой иудаизма, христианства и ислама и отчасти с установками естествознания XIX в. В его основе лежит представление об изначальном миропорядке, при котором уже заранее предначертана общественная и личная судьба, все события мировой истории. Не важно, кто их определяет Бог, Дух, Космический разум, объективная реальность, законы Природы и т.д. Важно, что человек должен осознать этот миропорядок и найти в его недрах, в его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», которую он будет считать свободой. Второй подход на первое место ставит субъективность человека, его самостоятельность и творчество. «Человек - мерило всех вещей» (Протагор). Рассуждая о смысле жизни, мы сталкиваемся с проблемой соотношения человека и Бога, веры и разума, науки и религии. Страх неминуемо предстоящей смерти приводили к надежде на бессмертие в мире ином, мире загробном. Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями, свободно различая добро и зло, и принимая решения на основе ответственности за себя и других и своей совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая даже в самые трудные времена ограниченность своего существования. Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно нужно искать не в прошлом, не в ретроспекции, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, твориться им каждый миг.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!