Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские концепции о сущности и строении общества



Термин «общесто» «общественный», «социальный» широко распространены, но весьма многознач­ны несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О.Конт считал социологию «социальной физикой». В этом же столетии общество называли и растением, и живот­ным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова «общество» - общность, союз, сотрудничество. Ари­стотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество — это так или иначе самоуправляемая общность. Понятие «общество» следует отличать от понятия «народ», «нация» и госу­дарство». Народ — это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой, а также происхождением. Нация - это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство - основанная на пра­ве и законе форма организации жизни народов и наций, продукт исторического разви­тия человеческой цивилизации. Разумеется, что все эти понятия пересекаются и обу­славливают понимание друг друга.

К. Марксом и его последователями была разработана диалектико- материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о спосо­бе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независи­мо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических законо­мерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно- климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое сущест­во, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию. В идеалистиче­ских моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепци­ях общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как нацио­нальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общест­ва и государства. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г.Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материа­лом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень. Следует упомянуть о концепциях общества в философской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить ка- кой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на ос­нове идеи общественной солидарности солидарности. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход исто­рии не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» I указал на опасности тоталитаризма. К цивилизационным концепциям исторического развития относят немарксистские концепции XX века. Они не отрицали того, что до­минантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а в технике (теория пяти стадий экономического роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теория постиндустриального общества Д. Белла). Идея цивилизации как доминанты исторического развития была выдвинута русским мыслителем Н. Данилевским. В целом все названные модели об­щества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные гра- ни той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество».




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2378 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...