Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и социальная сущность сознания



Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.Сознание с философской точки зрения обладает универсальным познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его содержания и образами реальных вещей и мира в целом.Законы и уравнения анализа сознания:субстрактный (проблема сознания и мозга),содержательный (сознание и отраженный объект),общностный.Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным, физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на собственной основе, а на базе материального.Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей информацией. Способность оперировать информацией составляет момент творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает эту способность.Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное (навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека). Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является сознательное.Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е. отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического аппарата,

Абстрактное сознание.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я» - внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними. «Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт смерти» – тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир» бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд, следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека, сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия, механически распространив их на сферу социальных явлений.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...