Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные направления современной западной философии



Позитивизм (Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер).

Философия должна быть построена по образу и подобию науки, изучать мир таким, какой он есть на самом деле, должна исключить субъективизм в познании мира. В 20-е годы XX в. возникает неопозитивизм, или аналитическая философия. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения и, в связи с этим, отграничение науки от других форм сознания.

Прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Его создатели Чарльз Пирс (1839-1914) и Уильям Джемс (1842-1910). Вся прежняя философия обвинялась в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Прагматизм пытался показать, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а методом решения реальных практических проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях.

«Философия жизни» - направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Философия жизни возникла в эпоху, нарастания иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности.

Основы «философии жизни» были заложены Артуром Шопенгауэром (1788-1860). Сам Шопенгауэр понимал свою философию как попытку объяснить мир через человека. Мир - это мир человека, таков, в сущности, исходный пункт философии Шопенгауэра. Герменевтика (от греч. hermeneutike — толкование) — направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. В узком смысле — совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания — филологии, юриспруденции, богословии и др. Исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла — и субъективности — в соотношении с существующим).

Экзистенциализм (от лат. existentia - существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Когда говорят о «существовании», то понимают совсем не то, что принято понимать под этим словом. Это не физическое объективное существование. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие. В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества, одиночество человека, протест против нивелирования личности, страдания, массовой гибели людей в войнах.

Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер).

25.Категории бытия и материи. Современные представления о материи.

Материя (от лат. material — «вещество») — философская катего­рия для обозначения некой пространственной телесности, «мер­твое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере нау­ки — как естесствознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя — это бесконечное множество всех существующих явлений, объек­тов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодей­ствий и форм движения. Материя существует во множестве кон­кретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является эл­ементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную пер­вичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодей­ствия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ неко­торые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необыч­ными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представ­ления, неспособность раскрыть связь сознания с материей по­стоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставление мате­рии и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утра­чивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо мате­риального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная груп­па материальных объектов: средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере за­висят от сознания человека, поскольку в них воплощается чело­веческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зави­сеть от преобразующей сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реально­сти конкретизируется и дополняется естественно-научными воз­зрениями на строение и свойства материи. Но было бы непра­вильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как филосо­фскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, напри­мер с веществом.

Категория бытия в философии

Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. «Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.

В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;

человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;

духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;

социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1009 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...