Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности дореволюционной российской философии



Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от фило­софии других стран. Отличие ее в том, что она существовала как проявление соборно­го сознания, характерного для русского народа, чего не было в странах Западной Ев­ропы. В истории русской философии можно выделить несколько этапов.

Первый этап- древняя русская философия (с момента появления первых рели­гиозно-философских сочинений до XV в.). Можно упомянуть о таких философских источниках как «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (1051 г.), «Изборник 1073 г.», Моление Даниила Заточника» и др. Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой фило­софии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Основные про­блемы древнерусской философии: расшифровка скрытых значений слов, премудрость Божья, вопрос о правде в жизни человека, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии и др.

Второй этап - появление и развитие доктрины «Москва - Третий Рим». По словам монаха Филофея, жившего в XVI в., два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя тради­ции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответст­венность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

Третий этап - философия Просвещения XVIII в., в которой можно выделить два основных направления: первое, традиционное, идущее от древней русской фило­софии и выражаемой в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кантемиров и др. философов. В нем рассматривались проблемы связи Бога с природой, соотноше­ние теизма и пантеизма, задачи человека в жизни и истории и др.; второе, естествен­нонаучное, представленное в трудах М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Здесь затра­гивались вопросы философского метода познания, механического подхода в изучении природы и истории, человека, его смертности и бессмертия и др.

Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П. И. Пестель, И. Д. Якушкин и др.), в чьих сочинениях рассматривались проблемы дви­жущихся сил исторического процесса, социальной структуры и ее развития, роли лич­ности в истории и др.

Пятый этап - спор между славянофилами и западниками, проходивший на протяжении большей части XIX в. (ее рецидивы дают о себе знать и сегодня). Лидеры славянофильства - А. С. Хомяков, И. В. Киреевский - выступили с обоснованием са­мобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретения­ми, ибо они оплачены очень тяжелой ценой - потерей целостности человеческой лич­ности, превращением человека из образа и подобия Божьего в простую статистиче­скую единицу буржуазного рынка. Противопоставляли этому они земельную общину и артель. А с ними - истины и заветы православия. Славянофилам возражали западни­ки (А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин), в том смысле, что такие идеи не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу. Но в середине XIX века спор идеологий еще почти не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории (философии религии, философии исто­рии, гносеологии). У славянофилов несогласие с западниками не столько осмыслива­лось, сколько чувствовалось, переживалось в религиозной форме. Основные идеи, появившиеся в русской культуре в результате спора между славянофилами и западни­ками: роль русского народа в истории, «негосударственность» русского народа и его приверженность общине и православной религии, место науки в социальном прогрес­се, соотношение «героев» и «толпы» в историческом процессе и др.

Особое место в истории отечественной философской мысли занимает русская религиозная идеалистическая философия конца XIX 1 начала XX в.(В.С. Соловьев, Н.О.Лосский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и др.). Рус­ская философия на рубеже XX столетия представляла собой сложное разноплановое явление. В России нашел щирокое распространение материализм и позитивизм. Одна­ко наиболее характерной чертой русской философской мысли этого периода мы мо­ жем назвать разработку христианского мировоззрения. Христианское миропонимание стало духовным источником творчества наиболее известных русских мыслителей Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Карсавина, С. Франка, Н. Лосского и многих других. Русская философия дореволюционного периода преимущественно религиоз­но-нравственная; в ней преобладает принцип целостности бытия, всеединства; силь­ная струя мессианизма, воспринятого от христианства; в ней преобладают христиан­ские ценности; связана со всем полем русской культуры.

На рубеже XIX - XX вв. начинает распространяться марксизм. Крупнейшим знатоком и теоретиком марксизма был Г. Плеханов, посвятивший большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории. Научный, материалистический взгляд на историю общества исключал волюнтаризм в политике. Вслед за Плехановым с крити­кой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н. Бердя­ев, П. Струве, С. Франк). Становление философских взглядов В. И. Ленина (1870- 1924) проходило под влиянием Н. Г. Чернышевского, который как бы подготовил его к диалектико-материалистической философии. Известная философская работа его «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Ленин считал, что философские пробле­мы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революци­онного движения, когда проверке подлежат основные мировоззренческие принципы. После того, как советскую землю покинул печальный «философский пароход», в 1922 г. увозящий в вынужденную эмиграцию целую плеяду талантливых философов- идеалистов, не согласных с идеологической доктриной большевистской партии, фило­софская жизнь не прекратилась.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...