Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности — гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики; учение о замедлении в результате приливного трения — суточного вращения Земли; учение об относительности движения и покоя.
Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма Д. Юма:
1) наметил различие между реальным и логическим основанием;
2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;
3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовиде-нием».
Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. — переход И. Канта к воззрениям «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» — 1788 г., «Критика способности суждения» (1790 г.). Эти работы — теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) — без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.
Приходит к агностицизму — дуалистическому учению о непознаваемости вещей в себе, являющихся объективным источником ощущений. Познаются только явления, посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.
Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений. Априорные формы
рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.
И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:
1) мир и конечен, бесконечно;
2) существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет;
3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные и совершаются свободно;
4) имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет.
Итак, разум по природе антиномичен — раздваивается в противоречиях. Но они — кажщиеся. Решение — в ограничении знания в пользу веры, в различении вещей в себе и явлений, в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномич-ности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.
Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики И. Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать всеобщим законом поведения.
22, Философская концепция марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектико-материалистической философии совместно с Ф. Энгельсом, основоположник марксизма — философского, экономического и политического учения. Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах 19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической борьбы пролетариата..социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей капитализма.. предшествующий этап развития социально-политических взглядов
Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала защищала.К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. Гегелем него движущая сила — не дух, а материя. К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого — материальное производство. Материя при подобной интерпретации — не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична.
На этом построена и теоретико-познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.
По К. Марксу философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском плане К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820—1895). Он разрабатывал материалистическую концепцию бытия, новую теорию и концептуально ее оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял внимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания.
Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.
Материалистическое понимание истории К. Маркса — исторический материализм — распространение материализма на общественную жизнь, историю. К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивной эволюции общества.
Философию К. Маркса рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!