Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Нового времени. Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии



Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, со­циальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли ма­нуфактурное производство, рост мировой торговли, мореплава­ние, военное дело.

Ведущая наука о движении тел — механика, сыгравшая огром­ную методологическую роль в формировании философско-миро-воззренческих взглядов XVII в.

Философия связана с социологической не только через есте­ствознание, но и религиозное мировоззрение, государственную идеологию. в XVII в. в Европе возникла новая философия на иде­ях самоценности разума и важности целенаправленного экспери­ментально-опытного изучения мира.

Выделяют два основных направления: эмпиризм и рациона­лизм.

Эмпиризм — чувственный опыт — единственный источник знаний:

1) идеалистический эмпиризм (Беркин, Юм). Опыт — сово­купность ощущений и представлений;

2) величина мира — величина опыта;

3) материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта — внешний мир.

Рационализм — на первом плане — логическое основание нау­ки, разум — источник познания и критерий истинности.

Мыслители:

Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от част­ного к общему.

Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причина всего, не более. Субстан­ция: материя — протяженность.

Томас Гоббс (1588—1679), англичанин. Природа — совокуп­ность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права дес­потическая власть лучше войны.

Барух Спиноза (1632—1677), нидерландец. Монизм: все проис­ходит из единой субстанции — материи либо духа.

Готфрид Лейбниц (1646—1716), немец. Мир происходит из мо­над — духовных элементов бытия.

В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, ра­циональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания и другими, которые развивают­ся у человечества на протяжении всей истории, а не только био­логической эволюции. Как момент чувственно-предметной

деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех ос­новных взаимосвязанных формах — это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании чело­века отдельных сторон, свойств предметов и явлений мате­риального мира, а также внутренних состояний организма, непо­средственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вку­совые и обонятельные.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредствен­но данный в живом созерцании в совокупности всех своих сто­рон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и дви­жения.

Представление — это обобщенный чувственно-наглядный об­раз предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприя­тием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Для созерцания характерны отражение внешнего мира в на­глядной форме, наличие связи человека с реальной действитель­ностью, отражение внешних сторон и связей, освоения внутрен­них зависимостей на основе обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышле­нии. Мышление — это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на ос­нове чувственных данных ее закономерных связей и их выраже­нии в системе абстракций.

Человеческое мышление тесно связано с речью, а его резуль­таты фиксируются в языке как определенная знаковая система, которая может быть естественной или искусственной.

Рассудок — это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифици­ровать, строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рацио­нального познания, для которого прежде всего характерны твор­ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи — расширение интеллектуального мира личности — выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука — высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...