Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Организация самостоятельной работы студента



№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкостьак. час./зач. ед. Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) Вид контроля
1. Введение в технику литературоведческой работы: 1.Выбор источников: текстов, литературно-критических публикаций и теоретических научных работ, исследований биографического и мемуарного характера, газетной и журнальной периодики, справочных изданий, архивных, в том числе рукописных материалов, научной продукции смежных дисциплин. 2.Работа с источниками: чтение, конспектирование, выписывание, составление планов и копирование выбранного материала. Библиографические разыскания. Типы библиографических изданий. Работа с каталогом. Правила оформления библиографической карточки. 3.Формы работы в библиотеке, научные библиотеки города и страны. Межбиблиотечные связи. Интернет. Личная библиотека и ее организация. Литературные музеи, архивы и институты. 4.Способы хранения полученной информации. Правила и варианты составления картотеки. Способы систематизации материала по научным разделам.     1/0,03 Список литературы: 1. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. – М.: Книга, 1995. 2. Карташов В.В, Скворцов В.И. Общее библиотековедение: учебник в 2-х ч. Ч.1. – гл.3. – М., 1995. 3. Крейденко Е.Н. Библиотечные исследования: научные основы: учебник. – М.: Книга, 1983 4. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий: монография. – М.: Либерея, 1999. 5. Российское библиотековедение 21 век – опыт монографического исследования: сборник/Состав. Ю.П. Милентьева. – М., 2005. 6. Шрайберг Д.Н. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России. – М.: Либерия, 1996. обзорная
2-3.   4.   5.   6.   7.   8.     9.                           Художественный образ 1.Художественный образ как язык искусства. 2.Структура художественного образа. Изобразительно-выразительная ассоциативность его. 3.От метафоры к образу мира. 4.Соотношение понятий знак – образ – символ – миф – архетип.   Характер в литературе 1.Характер как литературоведческая категория. 2.Характер в реалистической литературе. Социальная обусловленность характера-типа. Человек и вещь. 3.Открытия в области художественной характерологии в романтическом искусстве. Тип самосознающей личности. 4.Проблема характера в лирике. «Свое» и «чужое» сознание в ней. Циклизация как расширение возможностей формирования характера.   Текст. Подтекст. Интертекст 1. Понятие текста и его компонентов. Автор – текст – читатель. Энергетика текста. 2. Текст и произведение. Текст и смысл. Диалектика написанного и ненаписанного. Подтекст как «глубина текста» (Т. Сильман). 3. Явление интертекстуальности. Виды интертекстуальных знаков. Формы функционирования системы текст-в-тексте. 4. «Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада» (О. Мандельштам).     Сюжет художественного произведения 1.Сюжет как внутреннее и внешнее движение действия в произведении. 2.Сюжет и фабула. 3.Жизненный материал и художественный сюжет. 4.Сюжет как событийный образ авторской концепции действительности. 5.Конфликт как основа сюжета. Основные элементы   Композиция художественного произведения 1.Понятие композиции и ее элементов. 2.Типы композиционных связей в произведении. Понятие «точки зрения». Заглавие и эпиграф. 3.Формально-содержательная структура мотива.   Художественное пространство и время 1.Факторы, воздействующие на тип хронотопа. 1. Структура пространственно-временных отношений в произведении и авторская концепция действительности. 2.Жанр и своеобразие времени-пространства. 3.Лейтмотивные пространственные образы в русской литературе.   Субъектная организация текста 1.Субъект сознания и субъект речи. Формы выражения авторского сознания в произведении: повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики. 2.Структура романного повествования. 3.Специфика художественного дискурса в каждой из форм.   Поэтическая речь 1.Художественное мышление и поэтическая речь. 2.Многоуровневая структура поэтической речи (лексические ресурсы языка, тропы, поэтический синтаксис, ритмико-мелодическая организация). 3.Авторская концепция действительности и ценностно-структурное своеобразие поэтической речи.     Анализ эпического произведения 1.Эпос как литературный род. Предмет и способ эпического пересоздания реальности. 2.Система поэтических форм, соответствующих эпическому «родовому смыслу» (сюжетная и пространственно-временная развернутость и соотнесенность с бытийными смыслами, иллюзия объективности повествования и множественность субъектных форм речи). 3.Ритмы художественной прозы. Анализ лирического произведения 1.Лирика как литературный род. Предмет и способ лирического пересоздания реальности. 2.Своеобразие системы поэтических форм, создающих лирический образ-переживание (логика выбора предметных реалий, характер лирического сюжета, пространственно-временная стяженность изображения). Семантическая согласованность фонологической, ритмический и лексико-семантической структур текста. Лирическая интонация. 3.Автор и лирический герой.     Анализ драматического произведения 1.Драма как литературный род. Предмет и способ драматического освоения мира. 2.Драматический род литературы и театр: специфика взаимосвязи. 3.Система миросоздающих форм: своеобразие действия и его пространственно-временного оформления, особый способ создания характеров и взаимосвязи слова автора и слова действующих лиц.   Литературный жанр 1.Определение сущности категории жанр. 2.Модель жанра. Уровень жанрового содержания и составляющие жанровой формы. 3.Память и новая жизнь жанра.   Художественное произведение как эстетическое целое. Анализ стиля 1.Понятие целостности литературного произведения. 2.Личность автора как стратегически и тактически важный концептуальный центр становления, развертывания «образа мира». 3.Стиль как закон содержательной формы, координирующий все ее составляющие в единую стилевую систему для художественного проявления авторского мировидения. 4.Стилеобразующие факторы и носители стиля.   1/0,03 Список литературы: 1. Эпштейн М. Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.252–257. 2. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. С. 116–151. 3. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 120–123, 142–147, 190–195. 4. Эсалнек А. Я. Архетип // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 30–37. 5. Эткинд Е. Метафора // Разговор о стихах (гл.З). М, 1970. С. 120–162. 6. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. С. 71–74. Тексты Блок А. Петр; Гиппиус 3. Пауки; Тынянов Ю. Подпоручик Киже; Цветаева М. Бич жандармов, бог студентов (стихи к Пушкину).     Список литературы: 1. Тюпа В. И. Характер // Литературный энциклопедический словарь. С. 481–482. 2. Чернец Л. В. Персонаж // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М, 1999. С. 245–252. 3. Мартьянова С. А. Поведение персонажа // Там же. С. 261–279. 4. Щенников Г. К. Квопросу о современной интерпретации классики (И. А. Гончаров «Обломов») // Проблемы литературного образования школьников / СГПУ Екатеринбург, 2000. С. 61–62. 5. Демухина И. А. Диалог и диалогичность в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Там же. С. 58–60. 6. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 30–42; 80–81. 1. (Для справок: Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века М., 1997.) Тексты Шукшин В. М. Упорный. Срезал; Пушкин А. С. Евгений Онегин; Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени.     Список литературы: 1. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297–325. 2. Текст как семиотическая проблема: Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избр. ст.: В 3 т. Т. 1. Таллин, 1992. С. 148–160. 3. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 414–423,463–464, 469–472, 483. 4. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург; Омск. 1999. С. 31–37, 129–149. 5. Фоменко И. В. Цитата // Введение в литературоведение: Лит. произв. М., 1999. С. 496–507. 6. Жолковский А. К. «Я вас любил...» Бродского // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 205–224. Тексты Чехов А. П. Скрипка Ротшильда; Булгаков М. А. Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева; Х армс Д. Иван Тапорыжкин.   Список литературы: 1. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. Т. 2. М., 1964. С.421–438. 2. Добин Е. Сюжет и действительность: Искусство детали. Л., 1981. С.311–364. 3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. С. 292–294. 4. Лотман Ю. М. Проблема поэтического сюжета // Лотман М. Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103–106. 5. Хализев В. Е. Сюжет // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 381–393. 6. Жолковский А. К. Сюжетное искусство Пушкина в прозе / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст. М., 1996. С. 137–148. Тексты Гоголь Н. В. Повесть о том, как поссорился...; Булгаков М. А. Красная корона; Хармс Д. Старуха; Цветаева М. Бессонница.   Список литературы: 1. Ламзина А. В. Заглавие // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С. 94–107. 2. Целкова Л. И. Мотив // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С. 202–209. 3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994. 4. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. 5. Шмелева Л. М. Мотивы поэзии Лермонтова / Л. М. Шмелева, В. К. Коровин. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 6. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. («Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. С. 80–108). Тексты Чехов А. П. Страшная ночь; Бунин А. И. Легкое дыхание;   Список литературы: 1. Роднянская И. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. С. 772–779. 2. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. С. 47–62. 3. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–235, 391–392, 396–400. 4. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя //Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 251–293. 5. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М, 1995. С. 274–281, 292–295. Тексты Блок А. Пляски смерти. На поле Куликовом; Булгаков М. Дьяволиада; Образ Петербурга в русской литературе: Хрестоматия для IX-XI классов. М, 1994.   Список литературы: 1. Образ автора // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 13 (или Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. С. 28–34.) 2. Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 279–296. 3. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–22, 162–180. 4. Бахтин М. Слово в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 126–134. 5. Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 42–49, 98–103 (или Он же. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982). 6. Дискурс // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энцикл. справочник. М., 1996. С. 45. 7. Тюпа В. Пролегомены к теории эстетического дискурса // Дискурс. 1996. No 2. С. 12–18. Тексты Шукшин Сапожки. «Раскас»; Зощенко М. Прелести культуры; Высоцкий В. Диалог у телевизора; Булгаков М. Мастер и Маргарита (гл. 10).     Список литературы: 1. Шапир М. И. Язык поэтический // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 512–527. 2. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. С. 329–341. 3. Гаспаров М. Л. Фет безглагольный (композиция пространства, чувства и слова) // Гаспаров М. Л. Избр. ст. М., 1995. С. 139–150 (или НЛО. 1995. С. 329–341). 4. Анненский И. Бальмонт-лирик // Книги отражений. М., 1979. 5. Жолковский А. К. Место «окна» в поэтическом мире Пастернака / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности. М., 1996. С. 209–239. 6. Казарин Ю. В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999. С. 78–111, 132–141. Тексты Фет А. «Это утро, радость эта...»; Цветаева М. «Расстояние: версты, мили...» Диалог Гамлета с совестью; Мандельштам О. Век. «Я пью за осенние астры...»; Бродский И. «Похож на голос головной убор...»; Северянин И. Хабанера 111.     Список литературы: 1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полное собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1948. 2. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм: Эпос, Лирика. Театр. М., 1968. С. 82–90. 3. Хализев В. Е. Эпос // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 507–512. 4. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. С. 150–153, 163–166. 5. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 5–18. 6. Сильман Т. Заметки о лирике. Л., 1977. С. 5–45. 7. Гачев Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М., 1963. С. 144–203. 8. Корман Б. О. Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997. 9. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Литературное произв. М., 1999. С. 141. 10. Эйхенбаум Б. Мелодика лирического стиха // Эйхенбаум Б. Поэзия. Л., 1969. Тексты Сологуб Ф. Чертовы качели; Бальмонт К Воспоминание о вечере в Амстердаме. «Влага только на мгновенье...»; Пушкин А. С. «Что в имени тебе моем...». 19 октября («Роняет лес...»); Блок А. Двойник; Цветаева М. Кто создан из камня; Пастернак Б. Плачущий сад; Твардовский А. «В краю, куда их вывезли гуртом...»; Иванов Г. «Полутона рябины и малины...»     Список литературы: 1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полное собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1948. 2. Хализев В. Е. Драма // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 83–93. 3. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование; М, 1986. 4. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. Эстетический феномен действия. С. 16–29). Тексты Коляда Н. Курица; Андреев Л. Собачий вальс: Эрдман И. Мандат.     Список литературы: 1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полное собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1948. 2. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. С. 403–408, 411–420.. 3. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988. Гл. 19. С. 398–403. 4. Лейдерман Н. Л. Модель жанра // Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра, Свердловск. 1982. С. 22–27. Охарактеризовать жанровую модель Ода {Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны). Басня (Крылов И. А. Две собаки). Сказка (Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил). Рассказ (Казаков Ю. Двое в декабре). Баллада (Жуковский В. Лесной царь). Элегия (Баратынский Е. Признание). Комедия (Маяковский В. Клоп). Поэма (Цветаева М. Поэма конца). Послание (Пушкин А. С. 19 октября [«Роняет лес...»]).     Список литературы: 1. Соколов А. Н. Теория стиля. М., 1968. С. 11–75, 87–101. 2. Тюпа В. И. Литературное произведение. Проблемы теории анализа / В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксон, М. Н. Дарвин. Кемерово, 1997. Вып. 1. 3. Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991. С. 136–155. 4. Эйдинова В. В. Стиль художника. М., 1991. С. 3–18. 5. Пресняков О. М. Теория литературы: Современные концепции художественного произведения. Екатеринбург, 1999. С. 20–25. Текст Бунин И. Митина любовь.  



Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 520 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...