Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Художественный образ. Проблема читательского восприятия



Образность — специфический язык искусства, соответствующий его эстетической природе. Условность и договорная (конвенциональная) основа образа, синтез возможного и невозможного в нем: сознательно-бессознательная, интуитивная энергия. Роль воображения писателя в создании образа.

Художественный образ как синтез противоположных начал: реальности, предметной телесности и идеальности, условности, единичного и общего, типического и индивидуального, рационального и эмоционального, объективного и субъективного. Образ и понятие.

Структура художественного образа. Механизм сравнения (метафоры —в широком смысле слова). Значимость комбинаторной способности писателя в обеспечении процесса взаимопересекания, взаимоотражения понятий и представлений (одно через другое — А как Б). Эффект мгновенного приращения поэтического смысла. Слово и образ. Роль контекста в возникновении образа.

Типы художественных образов: по предметности (образ-деталь, образ-характер, образ мира); по смысловой обобщенности (индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы); по мере условности (знак, аллегория, символ).

Образ как единство конечного и бесконечного. Смысловой потенциал художественного образа.

Основные функции искусства. Писатель — произведение — читатель как составляющие единого коммуникативного творческого акта. Читатель концепированный (Б. Корман), идеальный, воображаемый или реальный. Формирование автором «горизонта ожидания». Литературное произведение как поле диалогической встречи автора и читателя. Чтение как психомиметический процесс. Диалектика чтения и понимания. «Удовольствие от текста» и «участие в игре» (Р. Барт). Понятие «потенциала восприятия». Чтение как труд и творчество. Эффект глубинного сопереживания как результат способности реципиента воспринимать эстетическую природу объекта. Уровни восприятия художественного произведения. Феномен «массовой литературы».

Герменевтика как наука об «искусстве понимания» и интерпретации текста. Острая дискуссионность концепций читательского восприятия. Идеи психологической и феноменологической школ, структуралистской и постструктуралистской эстетики о всевластии читателя, полной свободе его в прочтении текста (Э. Гуссерль, Р. Ингарден). Восприятие как «чистая возможность». Теория «смерти автора» Р. Барта. Концепция принципиальной вторичности читательского восприятия (М. Бахтин, А. П. Скафтымов).

Тема 3. Литературное произведение. Образ автора. Субъектная организация произведения. Сюжет художественного произведения. Композиция литературного произведения. Художественное пространство и художественное время.

Литературное произведение как законченное в себе и в то же время бесконечно развернутое в мир художественное целое. Пространственная и временная отграниченность его от других объектов (внешнее произведение). Знаки завершенности произведения.

Литературное произведение как эстетическая целостность и онтологическая ценность, открывающая претворенную в образах авторскую концепцию действительности. Личность автора — основа и генератор становящейся целостности произведения. Творческая диалектика взаимосвязи авторского сознания и произведения. Произведение как динамическая система внутреннего взаимодействия части и целого: прямые и обратные структурные связи в нем. Завершенность и сосредоточенность, единственность и окончательность как показатель состоявшейся художественности.

Произведение как знаковая система. Текст — важнейший компонент художественного произведения, «надситуативное речевое образование». Текст и смысл произведения. Смежные понятия — подтекст, контекст, интертекст. Явление интертекстуальности. Концепции безграничности текста: «Нет ничего вне текста» (Ж. Деррида), «Мир как книга» (Р. Тименчик), «Мир есть текст» (Р. Барт). Авторитетность текста (Ю. Лотман). Текст как событие «речетворчества» в процессе «свободного откровения личности» (М. Бахтин). Понятие о дискурсе.

«Сообщительность» произведения как закон внутренней адресованности его «другому», воспринимающему сознанию.

Дискуссионность понятия образ автора в литературоведческой науке. Соотношение личного и внеличного в акте художественного творчества. Процесс осознания авторства в историческом развитии литературы. Автор и авторство: внутренняя диалектика этих категорий.

Автор биографический и автор творческий («субъект сознания»). Вненаходимость автора в отношении к произведению. «Образ автора» как категория эстетическая, как функция автора. Автор и герой в эстетической деятельности. Сознание автора — «сознание сознания» (М. Бахтин). Процесс высвобождения авторского «я» в сфере художественной реальности. Дискурс автора как многоуровневое, ценностно сориентированное «событие говорения», воплощающее в слове, творящее образ автора в произведении. Ситуация обращенности к «другому» как специфическая форма функционирования образа автора.

Субъектные и внесубъектные способы проявления образа автора в произведении.

«Человек говорящий» — центральная фигура повествовательного дискурса. Понятия субъекта сознания и субъекта речи. Субъектные опосредования образа автора в произведении. Понятие точки зрения. Форма повествователя. Эстетические возможности приема «говорения» от первого лица: герой, рассказчик, автор-герой, герой ролевой лирики. Своеобразие диалогичности функционирования подобных форм. Мера близости и удаленности данных субъектов сознания от позиции автора. Собственно автор и лирическое «я». Лирический герой как носитель сознания и объект изображения. Положение нераздельности с автором и неслиянности, несовпадения с ним. Романное повествование как симбиоз различных речевых зон. Феномен рассеянного разноречия. Диалогизм речевой связи.

Формирование понятия сюжет в отечественном литературоведении. История термина. Сюжет и мотив. «Бродячие» сюжеты, устойчивое и изменчивое сюжетных схем (А. Веселовский). Сюжет и фабула.

Сюжет как внешнее и внутреннее движение действия в произведении. Вымысел и жизненная основа сюжета. Сюжет — авторская концепция действительности. Объективно-субъективная и содержательно-формальная сущность сюжета.

Коллизия и конфликт как побудительные стимулы к развитию действия. Понятие «функции действующих лиц» (В. Пропп), поступка (М. Бахтин). Традиционная схема сюжета — от завязки к развязке. Элементы сюжета. Реальное структурное разнообразие сюжетов.

Предметный мир и речь — эксплицитные формы событийности. Сюжет и повествование. Ошибочность их смешения в исследованиях ученых постструктуралистской ориентации (нарратологов).

Композиция как построение литературного произведения, организация и соотношение его частей. Понятие архитектоники и собственно композиции. Единица (компонент) композиции — отрезок текста, в рамках или границах которого сохраняется одна определенная форма (или один способ, ракурс) литературного изображения (В. Кожинов). Простейшие элементы композиции: повествование,

описание, монолог, диалог, авторская ремарка. Более крупные: портрет, пейзаж, интерьер, разговор, эпизод, сцена. Сфера архитектоники. Составляющие: части, главы, тома, циклы, книги. Типы композиционных связей: контраст, параллелизм, обрамление, предварение. Понятие границ текста. Своеобразие композиционной связи «текст в тексте». Структурное своеобразие «мотива» Семантика заглавия, эпиграфа, оглавления. «Лабиринт сцеплений» и «точка зрения».

Композиция как структурно-организующая сила, обеспечивающая целенаправленное воссоздание авторского миропонимания и способа самоосознания в сфере художественной реальности.

Понятие художественного мира и внутреннего мира художественного произведения, образ мира. Условность и эстетическая мотивированность пространственно-временных отношений в литературном произведении. Диалектика реального и художественного времени. Ценностная характерность индивидуальных образов пространства. Структура хронотопа произведения и авторская концепция действительности. Авторское время, время события, время героя.

Основные ориентиры пространственно-временных характеристик: прерывность-непрерывность, замкнутость-открытость, ограниченность-безмерность, линейность-закругленность, статичность-динамичность событийность-бессобытийность. Понятие точки зрения как пространственно-временной позиции (положения) наблюдателя (повествователя, рассказчика, персонажа). Взаимосвязь «точки зрения» и смысловой перспективы, заданной автором.

Формирование типологических пространственно-временных моделей в литературе. Национально-историческая характерность их (Д. Лихачев, А. Аверинцев). Устойчивые топосы (Петербург, Замоскворечье, Москва) в русской литературе. М. Бахтин о связи хронотопа с изменчивостью ценностных систем и типов художественного мышления. Жанр и хронотоп.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1117 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...